search
main
0

Экзамен с будущим Скоро не останется вопросов “на засыпку”

Единый государственный экзамен по географии впервые проводился в 2000-2001 учебном году в школах Чувашской республики. В нем тогда приняли участие 217 человек. Разработка ЕГЭ имеет свою предысторию и берет начало от проектов стандартов школ России. Именно в это время – в середине девяностых – начали разрабатываться минимумы содержания образования по основным предметам Базисного учебного плана и требования к подготовке учащихся. На их основе составлялись варианты для проверки качества подготовки выпускников основной и старшей школы. И хотя география не математика и не физика, требования к подготовке, да и сами варианты необходимо было представить в форме строго заданных параметров. Прямо скажем – задача не из легких!
География – уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в наши дни, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде столь очевидны. Таким образом, география – это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью. Именно поэтому, конструируя контрольно-измерительные материалы, надо стремиться к тому, чтобы они охватывали, с одной стороны, базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой – наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально-культурные, экономические.
Другими словами, содержание КИМов должно иметь как инвариантную, так и вариативную части, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
То, что я упомянула в предыстории девяностые годы, совсем не означает, что требования к подготовке школьников не совершенствуются. И наиболее, на мой взгляд, верный путь их совершенствования – не генерализация, а наоборот – их дифференциация. При этом необходимо учитывать возраст учеников. Если, например, в основной школе вполне достаточно усложнять задания по рубрикам требований: знать, называть, определять, описывать, объяснять, прогнозировать и т.д., то для старшеклассников и абитуриентов степень сложности заданий должна быть более дифференцированной, основанной, скажем, на этапах познания: наблюдение (прямое и косвенное), отбор и генерализация, анализ фактов, объяснение причин отдельных явлений, установление причинно-следственных связей, сравнение и обобщение (синтез).
Усложнение заданий может проводиться и по характеру познавательной деятельности ребенка, а именно: знание основного фактического материала; географической карты; понятий и терминов; подтверждение теоретических положений фактами; объяснение фактов на основе теоретических положений; установление причинно-следственных связей между элементами природных и социально-экономических систем, а также связей, существующих между этими системами; сравнение объектов, явлений, процессов, территорий; определение территории (страна, район, регион) на основе знания особенностей природы, населения, хозяйства.
Анализируя результаты ЕГЭ по географии 2001-го и 2002 годов, можно сделать вывод: совершенствование экзаменационных заданий проводится главным образом по пути повышения их дифференцирующей силы. Если ЕГЭ-2001 содержал 65 заданий двух уровней – легкие (базовый уровень) и более сложные, то в нынешнем году экзаменационная работа включает 72 задания: 60 – с выбором ответа, 7 – с кратким свободным и 5 заданий – с развернутым ответом, что соответствует базовому повышенному и высокому уровням сложности.
Несколько слов об оценках. При переводе количества выполненных заданий в пятибалльную школьную отметку следует руководствоваться следующими критериями:

На что следует обратить внимание учителям-географам при подготовке к ЕГЭ? Прежде всего на практические работы по теме “Климат”. Так, например, прошлогодний экзамен показал, что именно эти вопросы вызывают достаточно большое затруднение. То же самое можно сказать и о задачах на объяснение особенностей хозяйства. Лишний раз обратите внимание на действие факторов, влияющих на размещение производства не только в России, но и во всем мире в эпоху НТР и постиндустриальную эпоху.
Как можно больше внимания на уроке уделяйте географической карте. Подчас затруднения при выполнении экзаменационных заданий связаны просто с неумением прочитать ее. А между тем ответы на большинство экзаменационных вопросов можно найти именно на карте. Это не только географическая номенклатура, но и закономерности, которые прослеживаются при сравнении, сопоставлении карт разного содержания.
Не стоит забывать также и об анализе схем, диаграмм, блок-диаграмм, изображающих строение рельефа, климат, природные зоны, структуру хозяйства отдельных регионов, особенности воспроизводства населения. Все эти материалы в графическом виде широко представлены в вопросах единого государственного экзамена.
При подготовке к экзамену придется вспомнить весь материал, начиная с 6-го класса. Это не означает, что надо ограничиваться только школьными учебниками. Можно воспользоваться различными пособиями, которые сейчас в большом количестве выпускаются издательствами “Дрофа”, “Айрис-Пресс”, “Просвещение”, “АСТ”, “Интеллект-центр”. Обязательно ознакомьтесь с так называемым демонстрационным вариантом единого государственного экзамена по географии. Он позволит вам создать более четкое впечатление о специфике конкретных заданий, их количестве и степени трудности.
Приведем примеры заданий по отдельным разделам и прокомментируем их.
Первая часть состоит из 60 заданий на воспроизведение с выбором ответа. Задания NN1-37 проверяют знание и понимание фактического материала, понятий и терминов и включают содержание всех семи разделов содержания минимума географического образования.
Во второй части содержатся задания с кратким ответом.
Пример задания:
Чтобы попасть из точки А в точку Б, расположенную на высоте 160,7 м, надо идти по азимуту – градусов.
Третья часть включает 5 заданий, требующих развернутого ответа. В ответе необходимо дать объяснение того или иного природного или социально-экономического явления: особенности климата той или иной территории, специализации отраслей хозяйства и т.п.
Задание считается выполненным, если не только указаны ответы, но и приводятся вычисления, путем которых они получены.
ЕГЭ-2002 завершен. Анализ результатов показал, что самыми сложными для выпускников оказались задания по теме “План и карта” на определение направлений, расстояний, координат и масштаба.
В теме “Природопользование” школьники хорошо справились с заданиями на классификацию природных ресурсов и охрану окружающей среды. Несколько хуже выглядят результаты выполнения заданий, в которых проверялось знание географического распространения экологических проблем, особенностей экологических ситуаций конкретных территорий России и мира.
Наиболее легкими оказались задания на знание географической номенклатуры по теме “Природа Земли”. Выпускники имеют представление о размерах планеты, о расположении природных зон, климатических поясов на Земле. Определенные затруднения, правда, возникли в вопросах, связанных с Мировым океаном (свойства вод, движение вод и т.п.), а также в заданиях о строении атмосферы и литосферы. Самым сложным в теме “Природа Земли” оказались объяснение следствий годового и суточного вращения нашей планеты, действия факторов климатообразования и рельефообразования, взаимосвязей в географической оболочке.
В теме “Россия” школьники плохо справились с вопросами на объяснение особенностей природы, хозяйства и населения отдельных регионов. Трудности вызвали сравнение регионов и определение региона по описанию.
Задания ЕГЭ по темам “Мировое хозяйство” и “Население мира” в целом выполнены лучше, чем по другим темам.
Наиболее трудные вопросы в этой теме связаны с объяснением размещения основных отраслей мирового хозяйства.
Вопросы по теме “Страны мира” не вызвали особых трудностей. Школьники показали хорошее знание политической карты мира. Исключение составляют лишь задания, в которых требовалось определить страну по описанию или выбрать признаки, характеризующие конкретное государство.
В целом можно сказать, что фактические результаты ЕГЭ полностью совпали с планируемыми. Известно, например, что для того чтобы “засыпать” абитуриента в любой вуз, ему предлагают вопросы о движениях Земли или о часовых поясах.
В ходе эксперимента были получены отзывы и критические замечания по структуре, содержанию и форме контрольно-измерительных материалов по географии, замечания по методическим инструктивным материалам. Разумеется, они будут учтены при подготовке ЕГЭ в следующем году.

Наталья ПЕТРОВА,
доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте