Учебное краеведение преследует две задачи. Одна – всестороннее изучение своей местности, другая – использование краеведческого материала в преподавании. Они тесно связаны: решение первой открывает путь второй.
Краеведческий принцип обеспечивает доступность и наглядность обучения: от известного – к неизвестному, от близкого – к далекому. Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Поэтому я разработала для своих учеников различные творческие краеведческие задания.Например, выполнить задание или самим составить материалы для игры «Четвертый лишний». Цель игры – среди групп географических объектов выделить лишнее и объяснить причину выбора. Готовую информационную карту для краеведческой игры «Четвертый лишний» можно посмотреть в приложении. Она составлена для нашего села Гамалеевка (приложение 1).В книге О.В.Крыловой «Интересный урок географии» меня привлекли творческие задания исследовательского характера по условным топографическим знакам и плану местности. С интересом прочитала эту книгу и теперь составляю для обучающихся новые задачи. Предлагаю детям выбрать по карте нашей местности то место, где могло бы происходить действие сказки. Начинаем с несложного задания, например, с поиска места по сказке «Гуси-лебеди». У нас есть яблоневый сад и речка с крутыми берегами, происходит формирование пространственных представлений. Более сложное творческое задание – найти на карте села Гамалеевка место для действия сказки «Три поросенка». Во-первых, «площадь территории» данной сказки значительно шире и объектов на ней больше – это и лес, в котором жили поросята, и другой, соседний, лес, в котором жил волк. Кроме того, поросята строили свои дома из разного материала, и ленивые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф вряд ли ходили далеко за соломой и прутьями. А настоящий строитель Наф-Наф, как известно, натаскал камней и намесил глины. Найти на нашей карте взаимное расположение многочисленных объектов нелегкая задача (приложение 2).Чтобы было интереснее изучать растения, составила викторину «Народные названия растений». Многие растения получили в народе названия, отличные от тех, которые дают им ботаники. В народных названиях с любовью и нежностью отражены биологические, лекарственные и другие свойства растений. А знаете ли вы народные названия известных растений? Попробуйте определить названия растений, употребляемые в ботанике, и вставьте их вместо звездочек (приложение 3).Для маленьких краеведов предлагаю веселые стихи-загадки на внимательность. За простотой заданий скрывается большой смысл. Ребятам нужно вспомнить, какой географический объект представлен, каковы его особенности и свойства. Затем сравнить с другим объектом в этом задании и решить, так ли на самом деле, как сказано в загадке. Красочное оформление задания тоже привлекает внимание ребенка, учит его и свои работы оформлять аккуратно и красиво (приложение 4).Ребус «Гамалеевка» на проверку знаний истории и географии нашего села тоже вызывает неподдельный интерес у ребят. Они с удовольствием ищут ответы на предлагаемые вопросы. В каждую пустую клетку по горизонтали следует вставить буквы, чтобы получились слова. Этот ребус я оформила на листе бумаги формата А4, его можно сразу распечатывать и использовать в работе (приложение 5).Загадочным, даже таинственным является для ребят задание, которое я назвала «Шифровка». Зная строение компаса, нужно определить по расположению стрелки стороны горизонта, а затем, пользуясь «координатной» таблицей, прочитать высказывание о своем крае и пояснить, верно оно или нет. Ответ: «Оренбуржье – степной край!» (Приложение 6.)Ребус «Птицы Оренбуржья». В пределах Оренбургской области насчитывается более 280 видов лесных, степных и водоплавающих птиц. Используя подсказки, напишите в пустых клеточках названия птиц, которые встречаются в Оренбуржье. Ответ на ребус представлен также в приложении (приложение 7).Предлагаю ученикам задание «Птицы в литературе». Чтобы его выполнить, нужно закончить предложение. Задание проверяет общую эрудицию. Еще одно задание, посвященное пернатым, – «Орнитологическая тропа» (приложение 8).В задании «Природа Гамалеевки» требуется определить принадлежность растений и животных к местам обитания и заполнить таблицу.Животные: кабан, ящерица, карась, бобр, суслик, кукушка, дятел, соловей, лягушка, сазан, корсак, муравей, тушканчик, кузнечик, выдра, норка, косуля, жаворонок.Растения: крапива, мать-и-мачеха, дурнишник, ландыш, ирис, типчак, хориспора нежная, хмель, тюльпан Биберштейна, рябина, береза, ковыль, кирказон, ежевика, полынь, костяника, дуб, ольха. Большую связь школьное краеведение имеет с охраной природы. Краеведение позволяет учащимся активно включиться в работу по охране и преобразованию природы. Изучая краеведение, ребята получают задания исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы. Задачи, подобные представленной ниже, познавательные. При этом они еще и заставляют задуматься об окружающей нас среде.Текст задачи: «Интенсивность движения автомобильного транспорта по федеральной трассе «Оренбург – Самара» в среднем 1500 автомобилей в сутки. Около 40% транспорта составляют грузовые автомобили, потребляющие в среднем в 2,5 раза больше топлива, чем легковые автомобили. Протяженность трассы в черте села Гамалеевка составляет 3,5 км. Определите, сколько кислорода и воздуха сгорает за сутки вблизи трассы, если автомобили в среднем сжигают 0,5 л кислорода за 1 км пути. Как это влияет на окружающую природу?»При работе с одаренными учащимися считаю целесообразным предложить задания повышенной сложности. Эта система включает в себя:- задания на моделирование географических ситуаций и явлений;- задания на группировку объектов;- задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек;- задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам (работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями);- задания проверочного характера на развитие памяти, умение представлять карту;- задания на составление, сравнение изученных объектов;- задания на прогнозирование экологических и географических ситуаций.Ниже приведены примеры некоторых таких заданий.Задание на моделирование географических ситуаций и явлений1. Покажите на схеме, как располагались бы природные зоны в Оренбургской области, если бы она пересекалась экватором посередине.2. Покажите синей штриховкой те районы, в которых былабы густая речная сеть.3. Зеленой штриховкой выделите те районы, в которых растениям и животным приходилось бы приспосабливаться к смене сухого и влажного сезонов.Задание на группировку объектовРазделите предложенные объекты Оренбургской области на группы, дайте название каждой группе; групп должно быть как можно больше; в каждой группе должно быть не менее двух объектов: Сорочинский район, Слудные горы, река Урал, гора Медвежий Лоб, Прикаспийская низменность, река Суундук, гора Гребени, озеро Развал, Орск, Саринское плато, Сорочинское водохранилище, Бузулук, хребет Накас, Ириклинское водохранилище, Переволоцк, река Самара, Меловой Сырт, Жетыколь, Губерлинские горы, Кваркено.Задание на сопоставление, сравнение изученных объектовОпределите, в каких частях Оренбургской области густота речной сети наиболее высока. А в каких наиболее низка?Какая погода характерна зимой и летом для вашей местности? Какими причинами это объясняется?Задание проверочного характера на развитие памяти, умение представлять картуДля того чтобы совершить трансоренбургское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь районы: Кваркенский, Сорочинский, Тоцкий, Переволоцкий, Орский, Оренбургский, Саракташский. Напишите названия этих районов в том порядке, в каком они действительно располагаются в Оренбургской области.Задание на прогнозирование географических ситуацийПодумайте, к каким последствиям приведет вырубка лесов на территории Оренбургской области? Объясните, почему лесные виды животных сохранились на территории области лучше, чем представители животного мира степей.Задание на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочекСоставьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений:1. В Красную книгу Оренбургской области занесен 41 вид растений.2. Негативными примерами являются распашка земель, рубка лесов, осушение болот, разработка полезных ископаемых, внесение удобрений и ядохимикатов.3. Растительность Оренбургской области длительное время подвергается воздействию человека.4. Некоторые виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения.Ученик учится тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Осуществлять индивидуальный подход в обучении мне позволяет применение карточек с заданиями, отличающимися по степени сложности. Использование краеведческих творческих заданий позволяет также усилить мотивацию обучения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Такие задания стимулируют познавательную активность и самостоятельность ребят. Общение в системе «ученик – учитель» создает возможности для решения творческих задач. Из этого следует, что география + краеведение = обучение без принуждения!Очень надеюсь, что представленный опыт будет интересен как начинающим, так и опытным педагогам.Прим. ред. Приложения к материалу опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1071. Марина ЛАБКО, учитель географии и биологии гамалеевской средней школы №2 Сорочинского городского округа Оренбургской области
Комментарии