search
main
0

Эксперт в области киберспорта рассказал о пользе компьютерных игр для детей

Михаил Лисецкий, директор фестиваля Стримфест, автор телепередачи «Игропром» (2014-2019 гг.) на канале МОСКВА 24, в интервью для сетевого издания «Учительская газета» рассказал о том, как родителям грамотно подойти к выбору компьютерных игр и как построить доверительные отношения со своими детьми, разделяя их интересы. Он также поделился тем, какую пользу несет киберспорт и какие навыки развивает.

Михаил, у вас большой опыт работы c игровой индустрией, вы, так скажем, давний наблюдатель со стороны. А что этот опыт подсказывает вам, когда речь заходит о видеоиграх и детях, в том числе дошколятах?

— Я думаю, что интеллектуальные видеоигры — это хороший инструмент дошкольного образования — в сумме с другими, конечно. Есть много обучающих игр для самых маленьких, много приложений, развивающих фантазию, устный счет, навыки чтения. Но я советую родителям не ставить ничего наобум, а поизучать предложения самим, поиграть. Ведь многое изменилось. Мое поколение — 80-х годов рождения — росло и развивалось вместе с компьютерными играми, параллельно мы, в буквальном смысле, были первооткрывателями: жанров, механик, игровых вселенных. Сейчас же выбор игр крайне велик, и помощь родителя просто необходима. Нужно иметь хотя бы базовое представление о том, как живет и функционирует игровой океан, прежде чем отправлять ребенка плавать на его волнах.

Какая главная задача родителей в вопросе выбора игр?

— Анализируйте, что интересно именно вашему ребенку в играх, это откроет путь к большему доверию с его стороны. Предложите ему, запуская игру, ставить и озвучивать цель — допустим, дойти до определенного уровня. Это поможет в навыках планирования, удержания мотивации. Задача родителей — пойти на диалог и не отрицать, что игры интересны детям, пробовать самим вникнуть в эту среду, разобраться и найти подходящие игры конкретно для собственных детей.

Действительно, есть вероятность, что ребенка захватит игра с токсичным комьюнити либо неподъемная по возрасту. Такая игра задаст ребенку неприятные/агрессивные вопросы, и за ответами он пойдет к вам. Но только в том случае, если будет считать вас действительно авторитетным, достаточно погруженным в столь важную для него тематику. А если этого нет, то ребенок замкнется на общение только с самой игрой, с сообществом игры. И это может иметь неприятные последствия.

Как же быть с игровой зависимостью?

— Проблемы, связанные с зависимостью от игр, возникают из-за того же недосмотра. Следить за временем, проведенным в игре, необходимо, потому что коммерчески успешные игры создаются, в том числе, опытными специалистами в области паттернов поведения, в задачу которых входит как можно дольше задержать игрока в виртуальном мире — особенно это касается игр, монетизируемых за счет микротранзакций. Но это не повод демонизировать игры. Не запрещайте играть, а подавайте хороший пример — это лучшее, что вы можете дать своему ребенку. Делитесь с ним персональным игровым опытом, спорьте об играх, объясняйте, почему, по вашему мнению, одна игра лучше, а другая — хуже. Пусть даже ваша аргументация будет поверхностной, зачастую такой спор увлечет ребенка больше, чем сама игра.

Фестиваль «Стримфест»

— Как правильно организовать игровой досуг, не навредив?

— Подходите к вопросу творчески. Пробуйте играть вместе, экспериментируйте. Когда ваш ребенок повзрослеет, он не перестанет играть, это факт. И правильный вопрос для разговора с вашим чадом не «что полезного дают тебе игры?», а «что полезное ты можешь от них взять?». Постарайтесь настроиться именно на такой диалог и поверьте — он будет интересным. Потому что игры действительно развивают тех, кто хочет развиваться. И дают навыки для взрослой жизни: проецирование ситуаций в будущее, выбор оптимальных тактик и стратегий, мелкая моторика и синхронизация работы рук, удерживание внимания, абстрактное мышление — это все про игры. Не про каждую из игр, но про многие.

Какие игры вы бы рекомендовали?

— Я бы особенно выделил те, что вдобавок к упомянутым выше навыкам расширяют кругозор: создают масштабные исторические реконструкции (например, игры серии Assassin’s Creed или Civilization) или демонстрируют физические законы в действии и даруют поле для экспериментов (например, Portal 2). Если диалог выстроен и ребенок ждет вашего совета по выбору игры, то предлагайте ему те, что проверены временем и усыпаны наградами. Списки очень легко найти в интернете. Здесь как с кино: классика, которую создали талантливые люди, всегда будет востребована и даже обязательна к ознакомлению. Но не забывайте и о возрастных разграничениях — каждой игре свое время.

А что вы думаете об агрессивных играх, «стрелялках», например?

— Не стоит бояться так называемых «стрелялок» — дети прекрасно различают фантазию и реальность. Просто вспомните, как в своем детстве вы играли в «войнушку» с палками вместо винтовок и сколько чистой, дружеской радости вам это приносило. Никто пока не доказал, что игры порождают агрессию. А о тех очень редких случаях, когда ребенок болен психологически и требует особой опеки, прекрасно осведомлены родители таких детей. Им не нужны наши советы и запреты, им нужна наша поддержка и признание их огромных усилий.

Можно ли построить успешную карьеру, играя в компьютерные игры?

— Бесспорно. Если вовремя начать воспринимать игры как инструмент для достижения чего-то большего. И речь не только о широко разрекламированном киберспорте — состязании профессиональных игроков, либо же популярном сейчас стриминге (стример — человек, ведущий трансляцию в Интернете, чаще всего это геймер, который в прямом эфире показывает фишки управления персонажем или особенности игровой местности в неизвестной игре).

Индустрия видеоигр развивается каждый день, в ней работают не только геймеры. Если подросток начнет изучать игры со всех сторон, то в будущем ему будет проще найти себя в самых разных направлениях — в игровом маркетинге, аналитике игровых данных, гейм-дизайне, в анимации, написании музыки для игр, в логистике и т.д. Это уникальная среда, в ней все ощущают себя частью одной дружной команды.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о мнении психологов и родителей на тему компьютерных игр. С какого возраста можно начинать играть, сколько времени на это тратить, что дают компьютерные игры и какую опасность несут? На эти вопросы ответили наши эксперты.

Фото предоставлены Михаилом Лисецким

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте