Доклад руководителя Департамента образования Новосибирской области Владимира Иванова на VIII съезде работников образования меня порадовал. В частности, там говорится, что благодаря переходу образовательных учреждений на новую систему оплаты труда увеличилась средняя зарплата учителей с 7719 рублей (в начале 2007 года) до 14167 рублей в июле 2008-го. То есть почти в два раза.
За прошедший год мне пришлось общаться с многими педагогами, директорами школ. Знаю, что не все и не везде гладко, что не все довольны. Но процесс идет, и во многих учреждениях происходят перемены к лучшему. Управленцы не раз говорили в своих выступлениях о том, что процесс перемен должен быть прозрачным. Получая заработную плату по новой системе, любой учитель имеет право узнать, почему ему начислили сумму, отличающуюся от его коллеги с такой же нагрузкой и квалификационной категорией.
Многие директора школ охотно рассказывают, что и как делается в их учебном заведении. В частности, директор школы №2 «Спектр» города Бердска Тамара СЕННИК сразу пригласила на встречу со мной бухгалтера. Мне показали ведомости, приказы и постановления, объяснили, как ведут расчеты. Весной учителя получали от 11 до 20 тысяч рублей в месяц в зависимости от нагрузки и конкретных достижений.
Охотно говорит о новой системе директор гимназии №10 Новосибирска Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА, также называет цифры, рассказывает, как работают с молодежью, со старшим поколением, с советом школы.
Все школы Новосибирской области с 2007 года имеют свои сайты, и на их страницах можно прочесть материалы о НСОТ, решения педагогического коллектива, планы и отчеты.
Хороших примеров много. Но есть и другие. Звоню в школу, спрашиваю, когда можно будет поговорить с директором. Стоит упомянуть НСОТ, как тут же оказывается, что директора нет на месте или «в школе идет проверка до конца месяца, директор не принимает». Учителя многих школ по-прежнему называют среднюю цифру ежемесячной зарплаты существенно ниже той, которую привел в докладе руководитель областного образования. При полной нагрузке (20 часов), наличии достижений (победители олимпиад и конференций) учительница получает пять тысяч в месяц. Зарплата значительно выше у тех педагогов, кто набирает до 30 часов в неделю при норме 18. О том, что учителя иностранных языков должны получать вдвое больше других предметников, у нас в регионе не знают. Известны случаи, когда педагогу не платили ничего за достижения, невзирая на разработанные в его школе критерии и определенные в этих критериях и нормативах баллы. Период летних отпусков для многих оказался шоком. Собственно говоря, читая нормативные документы о переходе на НСОТ, я не нашла отдельных пунктов по поводу оплаты отпуска. По-прежнему настораживают два обстоятельства. Во-первых, многие учителя говорят о том, что не могут добиться от бухгалтера или от директора вразумительных разъяснений, почему их оклады не соответствуют тому, что указано в нормативных документах. Во-вторых, люди боятся обращаться в вышестоящие органы, просят не называть их фамилии, а это свидетельствует о нездоровой обстановке в учебном заведении.
В СМИ неоднократно говорилось о том, что НСОТ дает возможность директору школы платить больше денег угодным ему сотрудникам и недоплачивать неугодным. Учителя называют суммы, выплачиваемые из стимулирующего фонда: кто-то получает 50 рублей, а кто-то 3000, причем это бывает связано не с конкретными достижениями, а с отношением директора к подчиненному. Я не уверена, что новый принцип, где заработная плата руководителя ставится в прямую зависимость от средней зарплаты сотрудников, окажется панацеей от всех бед. Если учитель в учебном заведении при полной нагрузке 18 часов получает 5 – 7 тысяч в месяц, а заведующий кафедрой при 5 – 7 часах имеет 18 тысяч, то и получается искомая «средняя» величина. Однако должность заведующего кафедрой не входит в перечень административных должностей среднего учебного заведения. Доплаты «за вредность» идут заведующим из общего фонда оплаты труда. Получается, что на простых учителей денег действительно не хватает. Но ведь есть школы, где и завучи, и заведующие кафедрами ведут полную или большую нагрузку.
Работа по новой системе идет в области второй год, но по-прежнему приходится постоянно слышать о многочисленных семинарах, разъяснениях, переработке критериев и так далее. Руководители органов образования всех уровней упоминают, что не все директора школ оказались готовы к новым расчетам, не всегда умеют привлекать общественность к оценке труда педагога. Впрочем, теперь уже пишут о том, что «общественность оказалась не готова». Возникают законные вопросы. Конечно, директор школы всегда был немного и плотник, и прочий работник. Но стоит ли удивляться тому, что далеко не все директора школ оказались готовы к постоянному подсчету и пересчету коэффициентов и баллов? Уж тем более они не были подготовлены к постоянным конфликтам в привычном, слаженном коллективе. Сейчас любят говорить про «человеческий фактор». Мне кажется, что при переходе на НСОТ его упускают из виду. Директор школы сообщил коллективу на педсовете: мол, не все было гладко, не разобрались с новыми критериями и нормативами, поэтому за прошлый год люди недополучили зарплату. Но вот уж в будущем станет лучше. А как же нервы, переживания, элементарная нехватка денег, неуверенность в завтрашнем дне? Часть учителей, особенно молодых, уволились именно из-за того, что оказались в нестабильной ситуации. Действительно, год прошел, потери никто не компенсировал. С отпускными и вовсе получилось непонятно что. И вновь по «Новостям» побежала строка объявлений: «Школе №… срочно требуются учителя русского и литературы, английского, физики, математики, химии…»
Неутешительные истории рассказывают учителя из разных школ. То им объясняют, что мало денег, то вообще ничего не объясняют. Обращаться куда-либо с вопросами люди не решаются. Боятся санкций от своего начальства, а ведь администрация школы должна им помогать, объяснять, защищать. Выходит из положения каждый по-своему. Кто-то набирает 30 часов нагрузки, а кто-то уходит, если есть куда.
Глава образования области выделил наиболее острые проблемы, связанные с переходом на нормативное финансирование и НСОТ. Среди них недостаточная экономическая грамотность руководителей образовательных учреждений. Получается, что каждую школу нужно постоянно проверять, следить за тем, как распределяется фонд заработной платы.
Комментарии