search
main
0

Эксклюзив – только для членов профсоюза. Вовремя полученные знания «тянут» на миллион рублей

Одна из самых важных проблем, которые обсуждал Пленум ЦК профсоюза – совершенствование информационной работы. Об опыте Башкортостана в этом направлении говорила председатель республиканской организации Светлана ПРОНИНА.

– Видя результаты, люди обретают веру в организацию. Поэтому наш реском принял программу развития информационной работы. Кроме обязательных больших информационных материалов перед отчетами и выборами (один раз в 5 лет), мы практикуем ежегодное информирование членов профсоюза о проделанной работе. Кроме того, они в обязательном порядке получают информацию обо всех акциях и инициативах профсоюза, о том, какие проблемы поднимаются и как они решаются, о результатах переговоров, проводимых профсоюзами в структурах органов власти и управления, и по другим актуальным вопросам.

Поскольку для образования реформа стала нормальным способом существования (ректор МГУ Виктор Садовничий подсчитал, что с 1991 года отрасль претерпела 50 реформ), республиканский, районные и городские комитеты профсоюза, профкомы регулярно информируют работников о целях, ходе и результатах преобразований. Надо сказать, эта информация востребована не только активом, но в немалой степени и руководителями органов и учреждений образования. Например, только за прошлый и текущий годы в территориальные и первичные организации профсоюза направлено 20 информационных и методических бюллетеней, 46 писем с различным содержанием, по электронной почте – 39.

Информационные бюллетени рескома становятся своего рода корпоративными изданиями, потому что через них мы публично демонстрируем свое, профсоюзное, понимание жизни и процессов, происходящих в отрасли. Мы направляем их в территориальные и первичные организации в бумажном варианте и на электронных носителях. Думаю, качественным должен быть не только материал, но и его подача. Полиграфия, дизайн, верстка тоже несут информацию. Толковые, ясные, работающие бюллетени, на наш взгляд, служат прогрессивным инструментом формирования образа профсоюза.

Мы считаем, что своевременное информирование членов профсоюза обо всех действиях правительства, принятие адекватных протестных мер позволили сохранить государственную систему образования, государственные гарантии оплаты труда работающих, льготы и стипендии студентов. Акции профсоюза, в которых участвовали сотни тысяч работников и студентов, помимо своей конкретной направленности «за» или «против», также несут большую информационную составляющую. Например, когда 150 тысяч членов нашей организации ставят свои подписи под обращением к Президенту России, они не только выражают свою гражданскую и профессиональную позицию, но и становятся носителями информации о конкретных делах профсоюза. Если участник митинга уносит с собой резолюцию или формулировку требований профсоюза, он получает возможность обсудить этот вопрос в семье, в коллективе. К эмоциям добавляются материалы для анализа.

Мы активно используем апробированные профсоюзами традиционные каналы информирования: селекторные совещания, плановые, оперативные, обучающие семинары и совещания, профсоюзные собрания с единой повесткой дня, систему обучения профактива и профкадров, телеграммы, листовки, обращения, агитки, по возможности, публикации и выступления в СМИ.

Практически каждая первичка имеет свой профсоюзный уголок. Профсоюзные организации проводят конкурсы на лучшее содержание стенда. Здесь представляется информация о членах и комиссиях профкома, коллективный договор, положение и приказы о распределении фондов стимулирующего характера, бюллетени рескома профсоюза, материалы для прохождения аттестации, интересные публикации из профсоюзных газет. Хотя бывает и так, что на профсоюзном стенде красуется лишь поздравление с днем рождения работника, который тот уже отпраздновал 3 недели назад. Между тем, пустые стенды с надписью «Профсоюзный уголок» – антиреклама профсоюзу, повод для иронии со стороны работодателей и скепсиса со стороны работников.

В республиканском журнале «Учитель Башкортостана» специалисты аппарата рескома ведут рубрику «Правовой всеобуч». Ежемесячные публикации по актуальным вопросам, помимо консультативных и образовательных целей, также служат информированию. Традиционным источником прямой информации для первичек остаются газета «Мой профсоюз» и республиканская профсоюзная газета «Действие». На первое полугодие 2007 года выписано 2100 экземпляров газеты «Мой профсоюз» и 1218 газеты «Действие». Есть территориальные профсоюзные организации, в которых подпиской охвачено 90-100% первичек. Есть организации, в которых профсоюзные издания включены в перечень подписки образовательных учреждений и ими же оплачиваются. Конечно, наиболее востребован «Мой профсоюз», так как он отражает отраслевую специфику.

Между рескомом и первичными организациями налажена электронная связь. В течение нескольких лет реском на паритетных началах с территориальными организациями обеспечивал их компьютерами, на что было выделено около двух миллионов рублей. Компьютеры сразу приобретали с принтерами и модемами. По мере обеспечения райкомов и горкомов техникой мы комплектовали группы руководителей и направляли их на курсы для пользователей при Авиационном университете, так что компьютерный ликбез всеми был пройден. В 2001 году мы открыли официальный сайт Башкирского рескома. На первых порах его содержание и оформление вряд ли удовлетворяли всех посетителей и поэтому не привлекали обширную аудиторию. Но в 2004-м и в 2006 году была проведена модернизация: изменены структура сайта и дизайн, что позволило более широко освещать все сферы деятельности рескома профсоюза, соответственно, росла и интернет-аудитория. Ежедневно сайт посещают 45-50 человек. Принцип открытости заложен в гостевой книге сайта. Здесь любой желающий может высказать свое мнение, задать вопрос и, соответственно, получить консультации специалистов рескома, познакомиться с информацией о работе профсоюзных комитетов всех уровней, о новых документах в сфере образования, результатах защиты членов профсоюза через соглашения, коллективные договоры, о судебной практике и так далее. Например, своевременная, качественная информация, использованная учителями приютских школ Белебеевского района, позволила им составить 397 грамотных исковых заявлений в суд по сохранению 25-процентной надбавки за работу в сельской местности. Все учителя выиграли дело. Ежегодно 30-35 педагогических работников через суд добиваются права на пенсию по выслуге лет. Таким образом, полученная от профсоюза информация ежегодно приносит около миллиона рублей членам организации. Однако серьезной проблемой остается то, что сайт, созданный для пользования широким кругом профактива и учительства, для многих недоступен из-за отсутствия выхода в интернет.

Нашей информацией активно пользуются администраторы, ее могут скачать и люди, не состоящие в профсоюзе. Поэтому мы стали дозировать публикации, размещать не все наработанное, использовать ссылки. Президиум рескома принял такое решение, заявив, что эксклюзивные знания – только членам профсоюза.

У нас пока недостаточно применяется практика широкого освещения собственных мероприятий, обмена опытом работы, отсюда – нехватка информации с мест об успехах профсоюза на уровне первички, отдельной территории. И дело не только в ангажированности СМИ, но и в нашем общем неумении рекламировать свои достижения. Например, в рамках реализации национального проекта «Образование» профсоюзу удалось добиться оплаты труда классных руководителей классов наполняемостью ниже норматива, то есть пропорционально количеству учащихся. Это серьезное достижение, и наша информация об этом могла быть ярче и обширнее. Мы проводим множество самых разнообразных мероприятий, о которых говорим скромнее, чем требуют законы современного пиара и промоушена. Нам еще предстоит учиться.

Для привлечения обширной аудитории необходимы оперативность, наглядность, открытость, в некотором роде эксклюзивность информации, ее практическая направленность, простота, ясность изложения, лаконичность, доступность и привлекательность, особенно для молодежи. Среди молодежи сегодня популярны общение с помощью sms, флэш-моб, «живой журнал» в интернете, и нам надо учиться их использовать. Нам предстоит осваивать новые технологии, если в XXI веке мы хотим отойти от стереотипов 30-х годов.

Широкое информирование, оказание практической помощи и обучение профактива и руководителей отделов образования, директоров школ проводится в ходе традиционных бригадных выездов руководителей и сотрудников аппарата рескома в территориальные и первичные организации. Перечень территорий, в которые мы выезжаем для оказания практической помощи и обучения, оговаривается в республиканском отраслевом соглашении. Например, в 2006 году бригада рескома профсоюза посетила 20 районов и городов республики. Обучено около трех тысяч человек. Практика проведения подобных семинаров показывает их многогранность. Живое общение, быстрое реагирование на проблемы, общие усилия по их решению, обращение рескома к главам администраций, несомненно, еще и результативны.

Сегодня некоторые профсоюзные руководители испытывают сложности в общении с новым директорским корпусом, не имеющим опыта взаимодействия с профсоюзами. Чтобы добиться позитивного сотрудничества, профсоюзная сторона должна владеть полным объемом знаний по решаемым вопросам. В ходе любых переговоров происходит своего рода борьба квалификаций, победа в которой зависит от знаний. В таком диалоге власть знаний может стать сильнее других сил. Понимание этой ситуации определяет и финансовую политику рескома. Например, если в 2001 году на обучение и информационное обеспечение мы тратили 5,5% средств, то в 2006 году – уже 15,5%.

Мы создали при рескоме учебный центр, задача которого – распространение активных методов обучения и информирования в республике, а также создание банка данных по разработанным темам семинаров, распространение опыта, обмен материалами с заинтересованными организациями, сотрудничество в сфере профсоюзного образования и информирования. Наш банк данных входит во всероссийский информационный банк, формируемый ЦК профсоюза. Республиканский учебный центр уже располагает разработками более 50 тем, использовать которые может любая организация. Например, «Мотивация профсоюзного членства», «Использование СМИ в профсоюзной работе», «Проблемы адаптации молодого учителя», «Акция протеста. Как победить?», «Пойду ли я работать учителем в школу?», «Регулирование трудовых отношений через коллективный договор», «Имидж профсоюзного лидера», «Трудовая книжка – твой основной документ», «Есть ли дискриминация в учреждениях образования?», «Зачем мне, молодому, профсоюз?», «Нужно ли работнику писать объяснительную?» и другие.

Информация может быть всем и ничем, если ее не применять. Именно правильное решение, принятое в нужное время, определяет всю ценность информации. Республиканский комитет делает все возможное, чтобы наша информационная работа помогала членам профсоюза стать сильнее, активнее и настойчивее в защите своих социально-экономических, трудовых прав.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте