Глобальные экологические проблемы в настоящее время все больше волнуют молодое поколение. Запрос на экологичность стараются удовлетворять российские вузы. Многие из них участвуют в специальной экологической программе.
Как показывают результаты опроса ВЦИОМ, глобальная проблема загрязнения планеты больше всего волнует молодых россиян 18-24 лет. Львиная доля этой возрастной категории – студенты. В пресс-службе Движения ЭКА сообщили, что руководство российских организаций высшего образования в последние годы все больше стремится удовлетворить запрос на экологичность, который исходит как от обучающихся, так и от внешних инвесторов.
Экологические практики уже внедряются в 477 российских вузах, которые стали участниками проектов программы «Зеленые вузы России» при поддержке Движения ЭКА. Один из проектов – ежегодный Рейтинг «зеленых» вузов. Чтобы принять в нем участие, необходимо заполнить анкету об экологических практиках в области экопросвещения, обращения с отходами, транспорта, озеленения, ответственных закупок, использования энергии и воды, а также подкрепить указанную информацию документами.
«Особенность нашего рейтинга в том, что у нас нет эталона, с которым мы сравниваем вузы. Мы используем алгоритм расчета относительных коэффициентов, который позволяет сравнивать показатели вузов между собой и при этом учитывать различия в размерах территории, количестве обучающихся и сотрудников. Поэтому у нас в рейтинге участвуют самые разные вузы с количеством студентов от 1 000 до 47 000 человек и площадью территории от 2 500 кв.м до 11,5 млн кв.м. Также мы ввели специальные поля, чтобы вузы вносили данные о дополнительных практиках и инициативах, которые мы могли не учесть, и тоже получить за это баллы. Мы попытались сделать нашу систему оценки максимально полной, гибкой и справедливой», – рассказывает директор Движения ЭКА Елена Горохова.
В 2023 году в рейтинге приняли участие 28 вузов из 19 регионов страны. В пятерку лидеров попали Тамбовский государственный технический университет, Тюменский индустриальный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Астраханский государственный технический университет и Новосибирский государственный университет экономики и управления. Университеты из первой пятерки внедряют уникальные практики в области «зеленой» энергетики. Например, в АГТУ здание общежития обеспечивается электричеством благодаря пакету солнечных батарей и двум ветрогенераторам. Полный рейтинг всех 28 вузов можно посмотреть по ссылке.
Рейтинг «зеленых» вузов – это всегда анализ большого объема данных от ведущих университетов и институтов страны, независимое исследование уровня экологичности российских вузов. Его результаты в 2023 году позволяют составить представление о том, в каких областях «зеленые» практики развиваются успешнее всего, а какие пока остаются в тени и требуют внимания администраций образовательных организаций.
Что развивается успешнее всего
Экологическое образование и просвещение. Экопросвещение – одно из самых развитых направлений во всех вузах-участниках рейтинга. Например, Тамбовскому университету, лидеру рейтинга, удалось за год организовать 144 экопросветительских и экологических мероприятия на территории вуза и за его пределами. Самые распространенные виды мероприятий – акции по сбору вторсырья, субботники, сбор книг и вещей для нуждающихся, организация экоуроков, квизов, лекций, мастер-классов внутри вуза и на городских площадках. Кроме того, в каждом вузе есть свои экологические клубы.
Практически во всех вузах-участниках рейтинга экологические проблемы становятся предметом исследований и научных публикаций. За 2022 год студентам и преподавателям удалось опубликовать от 10 до 200 работ на темы, связанные с экологией и устойчивым развитием. При этом вузы успешно освещают свою экодеятельность в соцсетях и СМИ – это тоже учитывали при составлении рейтинга.
Использование энергии. Энергосбережение – одна из самых выгодных «зеленых» практик для образовательных организаций, ведь она позволяет значительно сократить расходы. В половине вузов-участников разработаны программы по энергосбережению и энергоэффективности. Лидеры рейтинга могут похвастаться уникальным опытом использования альтернативных источников энергии. Одно из общежитий Астраханского государственного технического университета питается за счет пакета солнечных батарей и двух ветрогенераторов, а в Балтийском федеральном университете им. Канта работает станция с солнечной и ветряной энергией для исследовательской работы на карбоновом полигоне.
Однако эксперты «Зеленых вузов России» отмечают: программы по энергосбережению и энергоэффективности требуют доработки.
«Наличие таких документов мы считаем очень важным. Даже в общем виде они задают «зеленый» вектор политике вуза. Но, к сожалению, пока ни в одной из программ мы не увидели конкретных целей – численных показателей, к которым стремится вуз. Например, на сколько процентов он хочет снизить потребление воды к 2025 году. Также необходимо прописать способы, которыми вуз собирается достичь этих показателей. Например, заменить 10% обычных кранов на сенсорные или 20% ламп накаливания на светодиодные», – комментирует Екатерина Бакеева, координатор всероссийской программы «Зеленые вузы России».
Озеленение. Оценить практики озеленения сложнее, чем другие, так как не у каждого вуза есть собственная зеленая территория. Поэтому в рейтинге учитывались также зеленые зоны в помещении вуза, участие в мероприятиях по озеленению города и посадках леса. Это направление не остается без внимания: в каждом вузе есть от одного до нескольких десятков природных уголков, а в половине вузов студенты принимают участие в лесовосстановительных мероприятиях.
Какие направления требуют внимания
Обращение с отходами. В среднем, количество вторсырья в вузах достигает всего 2% от общего количества отходов. Так, 22 из 28 участников рейтинга еще не отказались от одноразовой посуды в столовых и кафе, а раздельный сбор отходов в большинстве образовательных организаций пока что действует только в формате ежемесячных или ежегодных акций по сбору макулатуры, крышечек и батареек. При этом на каждого студента или сотрудника в год приходится от 35 до 184 кг отходов.
Отказ от одноразовой посуды и внедрение раздельного сбора отходов способны помочь вузам сократить расходы на хозяйственные закупки и на вывоз мусора. Такие кейсы уже существуют – о них подробно рассказано в методичке «Как сделать вуз зеленым», разработанной экспертами «Зеленых вузов России».
Использование воды. Водосбережение так же, как и энергосбережение, позволяет сэкономить бюджетные средства. Однако этому направлению вузы уделяют гораздо меньше внимания. Только три участника рейтинга разработали программу водосбережения. В остальных используются одиночные практики, такие как установка водосберегающей сантехники, сенсорных кранов, собственной системы очистки воды, питьевых фонтанчиков, наблюдение за характеристиками сточных вод. Оформление таких практик в полноценную программу с целями и задачами помогло бы вузам использовать и экономить воду эффективнее.
Транспорт. В большинстве вузов поддерживают идею об использовании альтернативного транспорта. Две трети участников рейтинга установили от одной до двадцати парковок для велосипедов и самокатов, а в Тюменском государственном техническом университете даже перевели парковку для сотрудников на платную основу, чтобы побудить их перейти на общественный транспорт.
Тем не менее, у большинства вузов есть собственный транспорт, который использует бензин или дизель, а программа по сокращению применения топлива разработана только у одного. Развитие этого направления может дать вузам значительные конкурентные преимущества.
Ответственные закупки. Почти две трети вузов-участников рейтинга выделили бюджет на реализацию программ, инициатив и исследований в области экологии и устойчивого развития. Однако анализ показал: если в вузе нет профильной кафедры, связанной с экологией, то этот бюджет остается очень скромным и составляет от 1% до 4% от общего бюджета.
При этом подтвердить практику ответственных «зеленых» закупок документально смог только Астраханский государственный технический университет. Он закупает моющие средства с российской экологической сертификацией, перезаправляет картриджи для принтеров вместо покупки новых, закупает осветительные приборы с классом энергоэффективности «А».
«Мы благодарны всем участникам и хотим подчеркнуть, что есть вузы, которые очень сильны в одном из направлений, вырываются вперед относительно других, но из-за отставания по другим параметрам не могут подняться высоко. Поэтому мы решили в дальнейшем ввести номинации и рейтинг по категориям, чтобы отметить их развитие по одному направлению. Призвать вузы развивать различные зеленые практики — это поможет подняться в рейтинге в дальнейшем. В 2024 году мы планируем разработать систему добровольной сертификации «зеленых» учебных заведений, первым его получит победитель этого года – Тамбовский государственный технический университет», – добавляет Екатерина Бакеева.
Комментарии