search
main
0

Экономика. Готовим к самоопределению

Жизнь выдвигает задачи воспитания личности в открытой социальной среде, в процессе чего человек будет приобретать качества, ценности, убеждения, позволяющие ему адаптироваться к рынку труда, найти свое место в социальной действительности. Для раскрытия возможностей детей необходимо создавать условия уже в начальной школе.

Попробуем рассмотреть уроки экономики как средство социально-профессионального самоопределения младшего школьника. Поставлены были следующие задачи исследования:

1. Изучить комплекс психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности самоопределения учащихся на пропедевтическом этапе профориентации.

3. Рассмотреть возможности повышения эффективности социально-профессионального самоопределения на уроках экономики в начальной школе.

4. Разработать комплекс уроков экономики по активному формированию социально-профессионального самоопределения младших школьников.

На наш взгляд, профессиональную ориентацию возможно начинать уже в начальной школе. И в этом важнейшую роль могут играть уроки экономики. Они повышают готовность ребенка к самоопределению, т.к. позволяют на практике учитывать новые, нетипичные факторы социально-экономической действительности.

Помогая учащимся в решении проблемы подготовки к будущему труду, учитель в состоянии выявить социально ценные качества учащихся, на уроке в процессе организации деятельности конкретизировать или корректировать их. На занятиях экономики, приобщая детей к основам экономических знаний, мы готовим их к социально-профессиональному самоопределению с целью сделать его для школьника наиболее оптимальным и наименее социально болезненным.

В основу исследования положена следующая гипотеза:

Социально-профессиональную ориентацию как предпосылку самоопределения младших школьников возможно осуществлять на уроках экономики, что обеспечивает: формирование образа «Я»; обучение навыкам самопознания; развитие реалистической самооценки; формирование осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие социально значимых качеств личности.

Эффективные пути и условия социально-профессиональной ориентации представлены в системе уроков, которые позволяют приобщать детей к основам экономических знаний, применять развивающие методики интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностно-практической сфер личности младшего школьника, осуществлять педагогическую поддержку социально-профессионального самоопределения младших школьников.

Результатом социально-профессиональной ориентации является самоопределение младшего школьника, характеризуемое качественным своеобразием основных личностных подструктур: мотивационной, операционной, интеллектуальной.

Естественно, работа по социально-профессиональной ориентации в начальных классах специфична, она отличается от работы с учениками средних и старших классов. Особенность заключается прежде всего в том, что в 1-3-х классах не ставится цели подвести детей непосредственно к выбору определенной профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребенка. Психофизиологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста определяют целевые установки социально-профессиональной ориентации: развитие интеллекта, формирование социально ценных качеств, развитие мотивационной сферы личности, развитие образа «Я».

Преподавание экономики в начальной школе – явление сравнительно новое. Отсутствие стандартных учебных программ предоставляет учителям возможность самостоятельно искать подходы к ведению курса. Учитель имеет возможность выбрать такую форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок-практикум, урок – применение знаний, урок-игру, урок-путешествие и т.д.

Предлагаемая мной программа факультативного курса по экономике для учащихся начальных классов имеет целью разностороннее развитие ученика как человека определенной социальной группы с присущими ему нормами поведения и мышления, как будущего работника, способного принимать ответственные решения, как субъекта права и экономической политики.

Проводя уроки экономики, я стремлюсь ориентировать детей на развитие нравственности, гражданского правосознания. Например, при изучении понятия «богатство» мы говорим не только о многообразии богатого человека, но и о приоритете реализации одной возможности над другой. «Если бы у тебя было неограниченное количество денег, на что бы ты их потратил? Почему?» Обращаю внимание детей на такие ответы, как образование, здоровье, помощь другим людям. Обсуждаем необходимость и выгоду вложения средств в данные области. Подтверждением может служить история жизни Мецената, который предоставил свое покровительство, в том числе и материальное, Горацию для наиболее полной реализации его творческих способностей.

В содержании курса приоритетное место отводится правовому образованию. На занятиях учащиеся знакомятся с основными гражданскими правами и обязанностями людей в области экономики. Обычно на уроке, вводя понятие «собственность», ставлю перед детьми проблему: «Могут ли быть собственностью люди?» В ходе обсуждения приходим к выводу, что защитить право на свободу должен закон.

На уроках экономики проводится работа по воспитанию готовности к социально-профессиональному самоопределению младшего школьника. Социализация учащихся – одна из важнейших задач курса. Курс призван помочь детям получить знания о человеке и обществе, о труде и профессиях, о правилах и нормах жизни. Например, при изучении темы «Бюджет семьи» можно предложить проанализировать: «Кто сколько тратит средств, как распределяются доходы и затраты по дням и неделям месяца, на что идут семейные расходы. Подумайте, какие доходы вы могли бы еще получить, а от каких отказаться». В этой же теме практическое задание: «Представьте себе, что прежде чем пойти в парк кататься на аттракционах, семье необходимо выполнить несколько заданий:

Отремонтировать кран в ванной.

Убрать вещи на свои места и вытереть пыль.

Сходить в магазин за продуктами.

Помыть пол.

Зашить порванные брюки.

Приготовить обед».

Подумайте, сколько времени необходимо затратить на каждое дело. Запишите время во второй столбик. Как вы думаете, кто будет выполнять данные домашние дела. Почему? (Запишите в третий столбик).

При моделировании ситуаций считаю возможным обращаться к модели государства, общества, созданной в гимназии республики Простор. Таким образом, знакомясь с экономическими явлениями в обществе, дети соотносят их в предлагаемой экономической игре – модели экономики государства.

Курс экономики носит интегративный характер, в содержании переплетаются основы различных наук: математики, природоведения, истории, географии. На этих уроках дети знакомятся не только с профессиями, но и экономическими явлениями и отношениями, связанными с различными сферами профессиональной деятельности человека, тонкостями экономических отношений в мире труда. Вместе с тем предлагаемый в курсе материал позволяет организовать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей, что наиболее оптимально содействует успешному самоопределению. Например, на этапе итогового контроля можно организовать работу по группам.

Детям, склонным к гуманитарным наукам, предложить следующее:

а) исследование хозяйственной ситуации (анализ);

б) долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений (лизинг);

в) место для торговли (рынок);

г) зарплата инженерно-технических и управленческих работников, зависящая от должности (оклад);

д) денежная единица государства (валюта);

е) система ставок оплаты за услуги (тариф).

Детям, склонным к точным наукам, предложить найти решение задачи французского математика Альсуина (735-804 гг.): три наследника получили 21 бочку вина: 7 полных, 7 наполненных наполовину, 7 пустых. Поделите наследство так, чтобы каждый из наследников получил поровну бочек и вина (переливать вино из бочек нельзя!).

Творческие способности можно проявить при выполнении задания: «С помощью рисунков зашифруйте пять изученных вами экономических понятий, которые отражают ту или иную профессию. Предложите детям других групп отгадать их».

Хорошо, если ребята будут вести словарь экономических понятий и терминов, которые изучаются на занятиях. Каждое понятие сопровождается не только значением этого слова, но и рисунками, схемами, выполненными самостоятельно или совместно с учителем.

На своих уроках я стараюсь опираться на такой дидактический принцип, как учет возрастных возможностей учащихся. Сложные экономические понятия излагаются по возможности просто. Например, понятие «бартер» изучаем в ходе игры. Дети делятся на 4-5 групп. Каждой раздаются пакеты с различными предметами (карандаши, наклейки, линейки, заколки и т.д.) и условием, на какие вещи необходимо обменять имеющиеся. Легко ли было договориться об обмене? А теперь приобретите необходимые вещи при помощи «просторок» (игровых денег). Каковы преимущества и недостатки обмена? Таким образом дети понимают предпосылки возникновения денег, они учатся общаться, взаимодействовать, формируется понятие о приоритетности и ценности конкретных вещей.

Изучение личности учащихся предусматривает наиболее интенсивное применение педагогической диагностики. Нами используется комплекс методик, позволяющих диагностировать ценностные ориентации, потребности, сформированность общетрудовых и интеллектуальных качеств, образ «Я», навыки самопознания, сформированность осознанных представлений о мире труда и профессий. В теме «Личность и экономическая деятельность» на уроке мы обсуждаем качества личности, обеспечивающие человеку эффективную экономическую деятельность, успешность в профессиональном труде.

Потребности человека многообразны. Перед каждым существует проблема выбора между потребностями. Показать необходимость выбора между потребностями можно, например, с помощью следующего задания. На одной стороне листа нарисуйте то, что вам необходимо или хотелось бы иметь, на другой стороне – еще одну из своих потребностей. Возьмите ножницы и вырежьте один из рисунков. Почему вы сделали такой выбор?

Наряду с дифференциацией работы на занятиях нами осуществлялась и индивидуализация, которая представляла собой поэтапную деятельность педагога и самого учащегося по поддержке и развитию собственного самоопределения.

1. Диагностический этап – определение сути проблем ребенка.

2. Деятельностный этап:

а) действует педагог: организует деятельность ребенка, создает условия, среду для успеха;

б) действует сам ребенок при одобрении со стороны учителя, сверстников.

3. Рефлексивный – совместный с ребенком анализ деятельностного этапа, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, рекомендации по дальнейшей деятельности.

Например, Данила П. несобран, не умеет организовать свою деятельность. При изучении темы «Производительность труда» учащийся получил индивидуальное задание: продумать распределение функций микрогруппы при выполнении на следующем уроке общего задания – изготовления аппликации – таким образом, чтобы группа качественно выполнила задание в наиболее короткое время. Прогнозирование ситуации совместно с учителем и дополнительная подготовка дома помогли Даниле успешно справиться с заданием. После урока был проведен совместно с учащимся анализ предпринятых действий, разработаны другие варианты разрешения проблемы. В дальнейшем была продолжена индивидуальная работа с учеником по организации собственной деятельности и деятельности сверстников, возрастала самостоятельность при выполнении подобных заданий. Через некоторое время в беседе с классным руководителем отмечено, что Данила стал успешно организовывать свою деятельность, что повлияло на успеваемость мальчика.

Анализируя итоги применения социально-профессиональной ориентации на уроках экономики, мы пришли к следующим выводам:

1. Результаты утвердили необходимость использования уроков экономики в качестве действенного средства социально-профессионального самоопределения младших школьников.

2. При этом происходят явные позитивные изменения личности школьников. При ознакомлении с экономическими основами профессионального труда изменились нравственные позиции по отношению к учебной и трудовой деятельности, к самому себе и классному коллективу. Появилась потребность включиться в активную пробу по овладению видами труда, волевая установка на трудовую деятельность, проявление самостоятельности и творчества.

3. Это оказывает влияние и на позицию самого педагога. Оказалось неоправданным, когда лидерство взрослого безусловно. Уроки экономики доказывают необходимость создания иных ситуаций, в которых взрослый, выполняя партнерскую функцию, создает ситуацию успеха, оказывает педагогическую поддержку процесса самоопределения.

4. Характер взаимодействия педагога и ребенка, оценка им деятельности ребенка в различных ситуациях на уроках камуфлируют дидактический характер реализации социально-профессиональной ориентации младших школьников.

Таким образом, разработанная нами система уроков создает педагогические условия для повышения эффективности социально-профессиональной ориентации младших школьников. Педагогическая поддержка учащихся в условиях специально организованной деятельности на уроках экономики носит технологичный, ориентирующий, развивающий характер и направлена на социальное и профессиональное самоопределение личности младшего школьника.

Ольга СТРОКОВА, учитель начальных классов, Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте