search
main
0

Экономическая игра «Расчетливость и риск».

Цель игры – помочь школьникам в увлекательном состязательно-игровом режиме закрепить знания порядка начисления банковских процентов на срочные вклады и дать им возможность прочувствовать риск потери этих вкладов под угрозой банкротства банков.

Участники игры – учащиеся средних и старших классов (как знакомые, так и незнакомые с правилами начисления процентов по банковским вкладам), объединенные в команды или действующие индивидуально. Количество участников не ограничивается, а оптимальная их численность – 3-5 команд или же такое число индивидуальных игроков. При проведении классных игр всех учащихся рекомендуется разделить на несколько команд, а при игре нескольких классов каждый класс становится отдельной командой. Возможны и другие варианты формирования команд.

Команды игроков возглавляют избранные ими капитаны, действующие от имени всей команды и принимающие решения по результатам совещаний с членами команды. При возникновении разногласий между членами команды вопрос решается голосованием (простым большинством голосов, а при их равенстве принимается то решение, за которое проголосовал капитан команды).

Руководство подготовкой и проведением игры осуществляют ведущий из числа педагогов и его помощник (из числа педагогов или учащихся старших классов, не участвующих в игре).

В обязанности ведущего входит:

а) разъяснение всем игрокам порядка проведения игры и в случае необходимости правил начисления банковских годовых процентов по срочным вкладам (при годовом срочном вкладе по истечении года к его первоначальной величине плюсуется сумма, равная произведению этой первоначальной величины и соответствующего банковского процента, деленной на 100);

б) розыгрыш возможного банкротства банков (посредством подбрасываний монеты);

в) контроль за соблюдением правил игры всеми игроками;

г) открытый наглядный учет промежуточных и конечных результатов игры (совместно со своим помощником);

д) объявление победителя и распределения занятых мест всеми участниками игры;

е) организация коллективного обсуждения результатов игры и выводы по итогам этого обсуждения.

Помощник ведущего, действуя под его руководством, осуществляет:

а) контроль и учет времени выполнения заданий и налагаемых штрафов за просрочку установленного нормативного предела этого времени;

б) учет и расчеты в обозреваемых расчетных таблицах по поэтапным и конечным результатам игры.

В процессе ведения командной игры и подведения ее промежуточных и конечных итогов ведущий осуществляет взаимодействие и решает спорные вопросы только с капитанами команд при участии своего помощника.

Условия игры предусматривают наличие в распоряжении игроков трех категорий банков, выплачивающих по срочным годовым вкладам следующие проценты: первая категория – 10%, вторая категория – 20%, третья категория – 80%. При этом аналогично указанному росту процентных ставок растет вероятность банкротства названных банков, при котором происходит полная (Б) или 50-процентная (Б/2) потеря вклада в обанкротившийся банк, как это определено в таблице 1.

Приведенная таблица заблаговременно воспроизводится в увеличенном виде и перед началом игры вывешивается для всеобщего обозрения перед играющими.

Каждый из участников игры (капитан команды или индивидуальный игрок) должен в течение 3 минут разместить свои 300 тысяч рублей в указанные категории банков так, чтобы не только сохранить, но и максимально преумножить исходную сумму вклада. Банковские вклады могут размещаться любыми частями и в любое количество категорий банков, но при этом следует иметь в виду, что возможность избежать банкротства банков снижается по мере увеличения их процентных ставок.

Факт полного или частичного банкротства устанавливается ведущим за каждый год путем трехкратного подбрасывания монеты в зависимости от количества ее падения вверх «орлом» (эмблемой Банка России).

Весь розыгрыш распределения командами вкладов по банкам и определение их банкротства осуществляются трижды по трем годам. Во втором и третьем годах место обанкротившегося банка занимает другой банк той же категории с тем же размером процентной ставки. При этом во втором и третьем годах общая сумма распределяемого вклада меняется с учетом ее увеличения за счет ранее полученных процентов и уменьшения за счет потерь от банкротства банков и выплаченных штрафов за просрочку установленного времени выполнения игрового задания.

Победителем игры признается тот, кто благодаря разумному сочетанию расчетливости и риска добился наибольшего прироста первоначального банковского вклада, что характеризуется величиной общей суммы, выплаченной банками по результатам третьего года за вычетом штрафов за просрочку нормативного времени выполнения игровых заданий. По величине этой суммы соответственно определяются второе и последующие места среди всех участников состязательной игры.

Порядок проведения игры предусматривает последовательное выполнение следующих процедур:

1) разъяснение ведущим цели, условий и правил проведения игры и определения победителя;

2) формирование команд, выборы их капитанов и присвоение командам номеров или названий;

3) объявление ведущим начала первого этапа (года) игры с заданием командам распределить 300 тыс. рублей по трем категориям банков с затратами времени на выполнение этого задания не более трех минут. При несоблюдении этой нормы времени налагается штраф в размере 10 тыс. рублей за каждую наступившую минуту просрочки;

4) выполнение заданий командами и представление их капитанами ведущему записок с указанием названия или номера команды, этапа (года) игры и распределения 300 тысяч рублей по трем категориям банков;

5) представление капитанами команд записок ведущему, который после получения всех записок вместе со своим помощником заносит их данные в обозреваемые расчетные таблицы, заранее заготовленные на классной доске или специальных листах для каждой команды;

6) определение ведущим под надзором капитанов команд факта банкротства банков путем подбрасывания монеты, а затем следуют публичные расчеты и записи в расчетных таблицах каждой команды всех результатов прироста или потерь вкладов и их новых сумм с учетом выплаченных штрафов за просрочку времени;

7) объявление ведущим нового второго этапа (года) игры с заданием командам распределить новые суммы по трем категориям банков, имея в виду, что вместо обанкротившегося банка его место занимает другой банк с теми же процентными ставками.

Затем по аналогии с предыдущими процедурами (пп. 3-6) дважды на втором и третьем этапах (годах) повторяются розыгрыши новых сумм, полученных по результатам предыдущих этапов.

В случаях полной потери вкладов на первом и втором этапах команды досрочно выбывают из игры, а занятое место ими среди всех команд устанавливается в обратном порядке очередности их выбытия из игры.

Все записи результатов игры заносятся в расчетные таблицы команд, форма которых с примером этих записей для одной из команд приводится в таблице 2.

В приведенном примере данная команда перед розыгрышем третьего года, сравнивая свои результаты с результатами других команд, пришла к выводу, что она сможет стать победителем лишь в том случае, если она поместит свой вклад в банк третьей категории и, конечно, если этому банку удастся избежать банкротства. Этим и объясняется крайне рискованный шаг названной команды.

По результатам третьего завершающего этапа (года) по величине итоговых сумм, полученных командами из банков с учетом потерь от банкротства банков и штрафов за просрочку нормативного времени выполнения заданий, определяется победитель игры и распределяются занимаемые места между всеми участниками игры.

Обсуждение итогов игры проходит под руководством ведущего при участии всех игроков, которым предоставляется возможность высказать свои суждения по поводу причин удач и неудач тех или иных команд (игроков). В процессе обсуждения могут быть вопросы к капитанам команд (игрокам), чем они руководствовались при принятии тех или иных решений, с критикой или одобрением этих решений. Обсуждение итогов игры должно носить деловой и в то же время дружеский характер. По результатам проведенной экономической игры и ее обсуждения ведущий подводит итоги.

В конечном счете побеждает тот, кто умеет соизмерять свои расчеты с риском и кому в игре сопутствовала удача.

Иосиф Боровков, кандидат экономических наук, методист лицея №3, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте