search
main
0

Эконавигатор

О моделях обучения и поведения, сохраняющих окружающую среду

Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики, сказал когда-то: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность».

 

Марина АЛЕКСЕЕВА

Простая человечность! Как точно сказано… А что чувствуют ребенок, учитель, родитель, когда речь идет о природе, окружающем нас мире, об экологии? Какие ассоциации возникают у каждого из нас, когда мы слышим слово «экология»?

В ответ на этот вопрос можно услышать различные ненаучные суждения, но в большинстве из них и для большинства экология – это гармония во взаимоотношениях человека и природы, некий баланс, в центре которого стоит человек. Тот самый человек, который приходит в систему образования со своими опытом, семейными традициями, багажом знаний, особенностями и которого мы, школа, ненавязчиво, заботливо и профессионально подталкиваем в большой мир как человека мира, умеющего ценить и беречь прекрасное, заботиться о близких, профессионально социализированного! А это все в широком смысле этого слова и есть главная концепция экологического образования.

Академик Н.Н.Моисеев справедливо утверждал, что «мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить». И «…сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании – обо всей системе «Учитель», основанной на новой этике и новом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности!».

Уважаемые читатели, коллеги, согласитесь, что это неоспоримый факт, именно система образования и должна стать, а точнее быть, тем самым надежным и общепризнанным фундаментом, на котором строится вся система рождения нового экологического сознания у человека и благодаря которому тезисы, высказанные Никитой Николаевичем Моисеевым, воспринимались бы не как тезисы, а как аксиомы, не требующие доказательств.

Чем мы можем поделиться?

Мы, школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов, в теме экологического воспитания уже более 15 лет.

Мы занимаемся темой экологического образования и воспитания профессионально, проводим научно-педагогические исследования, эксперименты и апробации своих учебных и методических пособий.

Мы региональная инновационная площадка по теме «Формирование экологической культуры обучающихся в контексте человекоцентрированной парадигмы». И еще много «мы»…

Первое: на уроках делаем немного больше, чем требует стандарт. Наш девиз: «Экология в каждом предмете».

Эколого-мировоззренческий эффект экологического обучения и воспитания школьников невозможен без трудоемкой подготовки учителя, он должен сам владеть материалом в достаточно свободной форме, приобрести необходимые умения и навыки. Встает ряд вопросов. Какие возможности для формирования экологического мировоззрения заключены в школьных предметах? Каково должно быть дидактическое и методическое обеспечение предметов, для того чтобы достичь необходимого качества подготовки учащихся?

При этом нужно учесть, что в школе преподавание ведется разными учителями. Поэтому их деятельность должна быть определенным образом скоординирована. Для этого необходимо иметь учебные пособия, которые смогли бы объединить несколько дисциплин, то есть дать возможность учителям, работающим в разных предметных областях, взаимодействовать. Понимание того, что использование потенциальных возможностей учебного пособия, образующего и очерчивающего некое экологизированное учебное поле, позволит учителям вводить экологическую составляющую последовательно, из урока в урок, не изменяя учебный график, привело нас к идее запуска нашего общего эконавигатора. Родился авторский коллектив учителей школы в количестве 20 человек. Теперь в этом едином экологизированном учебно-воспитательном пространстве представлены различные дисциплины, изучаемые в школе.

Учебное пособие «Эконавигатор» стало для нас главным агрегатором экологического знания по учебным дисциплинам и, соответственно, образовательным программам основного общего и среднего общего образования, связующим звеном в цепочке становления экологической культуры школьников, которое, что особенно ценно, объединило учителей разных предметных областей. Вся информация собрана из книг, статей в журналах и интернет-источников, она проверена, изучена и отфильтрована учителями. Информация изложена в строгом алфавитном порядке и охватывает экологические сведения, связанные с процессом взаимодействия общества с окружающей средой.

В пособии собраны материалы по 17 учебным дисциплинам: информатике, обществознанию, математике, краеведению, физике, литературе, географии, немецкому языку, технологии, биологии, праву, английскому языку, физической культуре, русскому языку, химии, истории, экологии. Сейчас готовится к выпуску методическая книга для учителя как логическое продолжение учебного пособия. На уроках используем не мифический или фантастический справочный материал, а проверенные сведения, которые добываем из разных достоверных источников, в том числе благодаря контактам со специальными службами и структурами. У нас заключено соглашение с Управлением по охране окружающей среды города Ульяновска, и все последние исследования окружающей среды и статистические данные мы получаем из первоисточника. Все учителя вносят свой посильный вклад в развитие научного мировоззрения школьников через призму экологической составляющей, все они включены в разработку рабочих программ учебных дисциплин: программ элективных курсов, факультативов, курсов и кружков внеурочной деятельности с экологической составляющей, а также в подготовку дидактических и методических пособий.

Кроме того, мы выстраиваем систему эмоционально-ценностных экодел, понимая, что экологическое образование сегодня должно привить выпускнику школы потребность в создании безопасных условий жизни человека и общества. В сознании и в модели поведения каждого ученика должны быть закреплены базовые принципы, связанные с сохранением окружающей среды, со стратегическими условиями обитания и жизнедеятельности человека. Организацию этого процесса рассматриваем в единстве двух составляющих – экологической (знаниевой) и духовно-нравственной (ценностной).

QR-код и растения

Ключевой педагогический инструмент в системе эковоспитания – это прежде всего школьная эмоционально-деятельностная экосреда. Приведем простой пример. В коридорах школы можно встретить «зеленые» уголки, которые радуют глаз своими красотой, разнообразием и зачастую уникальностью. А знаем ли мы, что это за растения, полезны они или вредят нашему здоровью, как за ними ухаживать? Постарались решить данную проблему достаточно тривиальным способом, который сегодня широко используется в нашей жизни. Мы «чипировали» школьные растения, теперь каждый житель нашей школы по QR-коду может узнать, какое именно растение радует его взор. Стараемся сочетать цифровые технологии, которые так близки современному поколению, с живыми реалиями.

Другой важнейший инструмент – цифровое экопространство школы. Открытием года для нас стал запуск проекта «Онлайн-акселератор экологических идей», в котором активно используем современные, статусные в подростковой среде ресурсы: экологический блог, экологический канал на YouTube, экологический kahoot, акции, эколайфхаки и экочелленджи в социальных сетях.

Мы «зеленая» школа!

Без ложной скромности можем отнести себя к школам, которые называются «зелеными». Принимаем участие и сами организуем различные «зеленые» акции. Одна из тех, что не стали разовыми, а скорее обозначили нашу принципиальную жизненную установку, – это вторичная переработка мусора, тема, которая сегодня волнует многих из нас. В нашей школе, как и во многих других, установлены экобаки. Но все ли могут гарантировать, что собранный раздельно мусор не попадет в общий контейнер? Уверены, что немногие. Именно поэтому сначала мы нашли организации, занимающиеся вторичной переработкой, те, которые готовы были работать с нами последовательно и системно. Изучили технологию процесса, теперь проверяем движение нашего вторичного сырья и знаем, что будет получено после переработки. И это наш главный принцип и обязательство, которое мы взяли перед детьми и родителями. Они нам поверили! Честно говорим детям, что можно и что нельзя переработать в нашем городе, а также последовательны в том, что делаем все необходимое по правилам и системно. Не стану скрывать, что такая работа требует немало усилий и упорства от каждого участника образовательных отношений и от тех, с кем мы вступаем в наше экосотрудничество, но именно она рано или поздно перестраивает сознание и формирует экологическое отношение к миру.

Все более убеждаемся в том, что без «зеленой» экономики в школе, без формирования культуры экологически правильного образа жизни или экологически ориентированного образа жизни не обойтись. А это прежде всего сами поступки и практическая деятельность подростков, которые проявляются в их активной природоохранительной деятельности.

Детская экоакадемия, и не только!

Своеобразный итог в череде других проектов – наш межрегиональный экологический фестиваль «За чистоту родного края» – предусматривает 4 модуля реализации. Благодаря первому модулю под названием «Детская экоакадемия» школьники знакомятся с профессиями в области экологии и агроэкологии, проходят профессиональные пробы. Завершается модуль чемпионатом рабочих профессий для младших школьников. Здесь нам помогают сотрудничество и договор о сетевом взаимодействии, заключенные между школой, ФГБОУ ВО «Ульяновский аграрный университет имени П.А.Столыпина» и областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Ульяновский медицинский колледж».
В рамках второго модуля – региональной педагогической гостиной «Калейдоскоп познавательных игр для дошкольников и младших школьников» – проводятся конкурсы экологических листовок для всей семьи «Маленькой елочке хорошо в лесу», очный межрегиональный конкурс для педагогов «Мир экологических игр», онлайн-викторина «Палитра осенних красок».

Межрегиональная игра для дошкольников и младших школьников «Экологический экспресс» – наш третий модуль. Она проводится в форме прохождения экологических станций. В игровой форме дети знакомятся с растительным и животным миром, здоровым образом жизни, экологическими проблемами и путями их решения, охраной окружающей среды.

И, наконец, четвертый, завершающий, этап годового цикла – экологический фестиваль «Чистота родного края». На нем ученики презентуют реализованные социально значимые проекты, такие как «Земля – зеленая планета: сохранение экологического равновесия», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Благоустройство уголка родного края», «Школьное экологическое сообщество» (экологический театр, экологическая агитбригада, экологическая газета в школе и т. п.).

Кто и как может оценить нашу работу?

О количественных результатах не будем говорить, их много. Но много – это не всегда хорошо. Поэтому для себя мы определили, что качественным показателем должен стать социальный эффект от нашей деятельности, а именно от реализации социальных проектов и добрых экодел: высадка аллеи деревьев, создание столовых для птиц, сбор и переработка мусора (только за 2020 год собрано и передано на переработку 12 тонн макулатуры, 10 тонн бытовой техники и электроники, 2,5 тонны пластика, 1 экобокс батареек). По договоренности с родителями, владеющими магазинами, экобоксы по сбору батареек поставлены в четырех магазинах Заволжского района города Ульяновска, занимаемся и эковолонтерством: убираем парки и прибрежные территории. Увеличиваем количество интеллектуальных и социальных партнеров из реального сектора экономики региона. Результаты есть, они подтверждают социальную значимость проекта, свидетельствуют о том, что он становится все более известным и популярным не только в самом Ульяновске, но и на территории всей нашей области.

Марина АЛЕКСЕЕВА, директор школы №72 с углубленным изучением отдельных предметов, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте