Цели урока: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять ценностные ориентиры, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Тип урока: мультимедийный урок ценностных ориентаций.Задачи урока: определить проблемы современного русского языка, развивать систему бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову.Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку.Структура урока:1) организационный этап;2) актуализация знаний;3) постановка учебной задачи;4) усвоение новых знаний и первичное закрепление;5) рефлексия деятельности (подведение итогов занятия);6) информация о домашнем задании (комментирование).Цель учебного материала, предоставленного учащимся, – обеспечить условия для рождения у школьников собственных образовательных продуктов.Учитель – участник образовательной ситуации.Ход урока1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельностиУчитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?Он ответил:- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым…Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как я буду отдавать свои наработки, а вы будете радоваться нашему общению, сегодняшнему солнечному дню.2. ВызовДемонстрация слайда – изображение труб, из которых вытекают отходы.Учитель: Ребята, что вы видите на этом слайде? О какой общей для всех нас проблеме говорит этот сюжет?Ученики: Об экологии.Учитель: А как вы понимаете термин «экология»?Ответы детей.Учитель: Ваши формулировки близки к словарной статье по термину «экология».ЭКОЛОГИЯ – «наука, изучающая все связи организма с окружающим миром».3. Формулировка темы занятия, цели беседыНа слайде снова трубы, из которых вытекают отходы.Учитель: То, что вы видите на экране, – результат деятельности человека.Вас беспокоят сегодня проблемы экологии в природе?Что именно вас заставляет переживать?Ученики: Да, конечно, когда мы видим катастрофическое состояние природной среды обитания человека.Учитель: А состояние родного языка вызывает у вас чувство тревоги?Ученики: Конечно, мы ощущаем речевое неблагополучие. Отсюда и возникает боль за русский язык, который является основой всего.Учитель: И теперь сформулируем тему нашего занятия.Ответы детей.После ответов учеников на слайде появляется тема – «Проблемы экологии русского языка».Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора?Ученики: Определить свою позицию по отношению к тем явлениям, которые происходят сегодня в русском языке. Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде.И с каждым днемСильнее ценим мыПокой лесов и чистоту воды,В кругу экологической проблемыОхраны окружающей средыИ наш язык.Он часть большой природы!4. Актуализация знанийУчитель: Действительно, язык – явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.Какие же факторы губительно влияют на наш язык?От чего нужно уберечь, спасти русский язык?Ответы детей:- от избытка иностранных слов;- от молодежного сленга;- от «олбанского» языка Интернета;- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.Учитель: Как мы все привыкли к иноязычной лексике! Заимствование из других языков естественно, если слово входит в обиход вместе с объектом, который обозначает. У нас сейчас используется слишком много слов, аналоги которым можно найти в родной речи.Например, есть слово «менеджер», а какое русское слово? (Управляющий.)Из этого же разряда слово «креативный», почему бы не сказать… как? (Творческий.)Можете привести свои примеры?Ученики приводят примеры.Учитель: Много появилось в нашей речи иностранных слов?Ученики: Конечно. Иногда неоправданно.Учитель: Если мы заимствованные слова принимаем с распростертыми объятиями, то тем самым обедняем наш богатый язык. А во Франции, например, запрещено на вывесках и в наружной рекламе использовать иностранные слова.Что же происходит у нас?Ученики: Реклама, иностранные названия. Кругом супермаркеты, гипермаркеты.Учитель: Еще хуже, когда в газете читаешь: «Требуются на работу». Может быть, вы сможете прояснить названия профессий?мерчендайзер (товаровед или помощник товароведа),девушка для консумаций (консумация – это разговор-беседа, общение с клиентом),бильд-редактор (должность бильд-редактора довольно редкая, этот специалист по иллюстрациям работает в крупных издательствах, он обеспечивает фотоматериалы в номер).Учитель: Вам, друзья, скоро нужно определяться, кем быть в будущем, куда поступать учиться, и с подобными объявлениями будьте осторожнее.А как вы отнесетесь к плакату «Наша Родина – Раша»?Оставите фразу без изменений или все-таки скажете «Россия»?Работа с карточкамиУчитель: На столах у вас карточка.КарточкаВ этот уик-энд в отеле с прекрасным сервисом я в холле занимался своим хобби: поиском сенсаций.Узнал, что найден минерал с мизерным количеством биологической ткани.Аргументы были убедительны.И это заинтриговало меня.Я добился рандеву с автором данного сообщения.И вот тет-а-тет разговариваю с ним на симпозиуме.«Переведите» текст на русский язык, подобрав к словам-«иностранцам» русскоязычные синонимы.Работа в парах.Учитель: Ответьте на вопрос: всегда ли уместна замена русских слов заимствованиями?Слушаем ответы ребят.Учитель: Профессор Р.Ф.Брандт более ста лет назад определил научные принципы заимствований и отношения к ним. В специальной обширной работе «Несколько замечаний об употреблении иностранных слов» он различал слова, уже освоенные языком и принимаемые вновь. «Не следует ратовать против первых (например, театр, бильярд, калоша, минута), но и не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное коренное».5. Усвоение нового материалаУчитель: Вы знаете, что такое руны? (Ответы детей.) Это знаки письменности древних славян. Наша Родина – Россия. Попробуйте определить смысл слова «Россия», зашифрованный рунической тайнописью.(Примеры рун на иллюстрации.)Р – РадугаРуна дороги, бесконечного пути к Алатырю (Алатырь-камень, «Всем камням камень» – в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию Алатырь-камень упал с неба, на нем высечены законы Сварога).Учитель: Сопоставьте значение этой руны с историей России. Что пришлось пережить нашей стране?Ученики: Долгий путь, войны, революции.О – ОпораЭто руна основания Мироздания.С – СилаДостояние Воина. Свобода от оков.Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности. И еще это руна Победы. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определением как руны могущества.И – ИстокРуна Истока.Учитель: Что мы теряем сегодня?Ученики (глядя на руны): Теряем Силу и Исток.Цитата из книги российского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нем надо спорить. Но главное – на нем надо говорить, писать и читать. Чего я всем и желаю».Учитель: Какие примеры нарочитого коверканья написаний русских слов вы можете привести?Ученики говорят о сленге, о ненормативной лексике в быту, в Интернете, в литературе.Учитель: Каждому необходимо определиться: что я должен сделать, чтобы сохранить русский язык?Ответы детей.Учитель: Напишем эти ключевые слова на листочках и очистим наш язык.Дети пишут: беречь, любить, изучать, сохранять, пропагандировать русский язык, издавать новые толковые, энциклопедические словари, упорядочить нормы русского языка.Листочки на доску со своими выводами, предложениями по сохранению русского языка приклеить на слайд с фотографией чистой воды и объяснить свою позицию.Учитель:Незаконченные предложения:П – позиция /Я считаю, что…/О – Обоснование /Потому что…/П – пример /Я могу это доказать тем, что…/С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/ -позволят вам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме.Дети высказывают свою позицию.Учитель: Хотим, чтобы русский язык оставался красивым, ярким – давайте прислушаемся к своей речи. Начинать нужно с себя. Это очень важно.Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить русский язык».Литература1. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М., «Аванта +», 1998 г.2. М.А.Грачев. Арготизмы в молодежном жаргоне // РЯШ. – 1996 г., №1.3. В.В.Колесов. Гордый наш язык… С.-П., «Авалон. Азбука-классика», 2007 г.4. Шапошников В. Русская речь Современная Россия в языковом отображении. – М.: МАЛП. 1998 г.5. Боброва Л.В. Классные часы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.6. Внеклассные мероприятия: 7 класс/ Авт.-сост. Л.Л.Загуменова. – М. : ВАКО, 2008 г. – 176 с. – (Мозаика детского отдыха.)Прим. ред. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/828Олег ШЛОКИН, учитель русского языка и литературы Бейской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования Республики Хакасия, учитель года Республики Хакасия-2013
Комментарии