Когда гибнут деревья…
Эколого-экономическая игра “Город”. 8-й класс
Цели игры:
1. Развитие чувства ответственности за сохранение природы.
2. Развитие чувства ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.
3. Сплочение ученического коллектива.
4. Развитие организаторских качеств ребят.
Задачи игры:
I. Формирование знаний о взаимосвязи природы и общества, развитие экономических и интеллектуальных умений по оценке и улучшению состояния окружающей среды в городе.
II. Воспитание ценностных ориентаций.
III. Развитие аналитических способностей.
Время проведения игры – 45 минут.
Материал для проведения игры – бланки игры.
Процедура игры – каждой команде из 4-5 учеников предоставляется ряд заданий, которые надо выполнить за 10 минут.
Методика проведения игры: сотрудничество – работа в микрогруппах. Команды рассаживаются в классе так, чтобы им было удобно обсуждать решения и видно схему игры.
Оформление игры – большая схема игры (карта города с районами), карточки участников, правила игры, информационный материал (таблицы).
Ход игры:
I. Ввод участников в игру (вступительное слово учителя).
– Ребята! Сегодня у нас необычный урок – эколого-экономическая игра “Город”. Командам предстоит выступать в роли районных управ воображаемого города (показывается карта-схема).
II. Запуск игры (сообщение игровой ситуации, правил игры, постановка игровой задачи, самоопределение участников игры).
Общая задача всех районов – экономно использовать в течение трех месяцев выделенные деньги и сохранить природные ресурсы города.
Учитель показывает заполнение таблицы на примере ситуации # 1.
III. Игровое действие (организация поиска решения игровой задачи, взаимодействие игроков и учителя).
Проводится жеребьевка районов.
Учитель:
– Начинаем нашу игру. Ситуация # 2 (см. приложение). На выполнение задания дается 5 минут. Слушаем отчеты районов после первого месяца (## районов берутся произвольно).
Второй месяц. В конвертах раздаются ситуации для каждой команды.
IV. Анализ содержания игры (результаты игры, обсуждение способов решения игровой задачи).
Рефлексия (обсуждение способов взаимодействия участников, причины возникновения конфликтов, методы их преодоления).
Вопросы для заключительной беседы:
1. Какими путями было легче решить экологические проблемы в сложившейся ситуации?
2. Какой способ решения задачи более простой?
3. Почему возникали конфликты между районами?
4. Как проще преодолеть конфликты?
– В мировой практике уже давно начат поворот к стратегии создания “экосити”, т.е. “здорового города”. Мы с вами поговорили сегодня лишь о восстановлении качества всех природных компонентов. Дома попытайтесь составить свой проект здорового города.
Правила игры:
1. Наложение штрафов за ухудшение природных ресурсов (из расчета 25 у.е. за отдельные виды ресурсов).
2. Присуждение премии за улучшение (восстановление) качества природных ресурсов (по отдельным видам ресурсов по 100 у.е.).
3. За одновременное улучшение качества двух природных ресурсов – премия в 300 у.е.
4. Наложение штрафа в размере 500 у.е. за использование одного вида природных ресурсов в течение квартала.
5. По статье расход могут быть предусмотрены следующие мероприятия:
– строительство очистных сооружений – 80 у.е.;
– благоустройство свалок – 50 у.е.;
– защита от затопления – 30 у.е.;
– обезвреживание отходов промышленности – 150 у.е.;
– увеличение площади зеленых насаждений – 150 у.е.;
– контроль за состоянием автотранспорта – 60 у.е.;
– затраты на здравоохранение – 80 у.е.;
– ликвидация последствий катастроф – 200 у.е.
От каждой микрогруппы в конце квартала (месяца) заслушивается отчет (комментарии) по пригодности биологической среды для жизни человека. В конце квартала сравнивается работа всех микрогрупп. Выявляется победитель.
В ходе игры постоянно вводятся непредвиденные ситуации (используются реальные факты нарушения экологической обстановки). Их сообщает учитель. После чего по микрогруппам проводится коррекция ситуации в каждом районе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры возможных ситуаций (по материалам газет “Зеленый мир”, “Дом природы” за 1997-1998 гг.)
Ситуация # 1.
На территории живописной березовой рощи в районе # 3 корпорация “Вольво” собирается разместить сервисную станцию для трейлеров и склады для машин. Руководство района разрешило использовать эту территорию по усмотрению корпорации. Экологическая милиция накладывает на район штраф в размере 400 у.е. и требует остановить вырубку деревьев. Мэр города рассчитывает, что корпорация не допустит ущемления прав населения района, ставящего под сомнение репутацию известной во всем мире фирмы.
Ситуация # 2.
По данным экологической инспекции, сегодня в реке (районы #2 и #6) обнаружена высокая концентрация ртути. Она прослеживается на протяжении 120 км. Ответственность за экологическую катастрофу ложится на руководство акционерного общества “Химпром”, расположенного в районах #2 и #6. Медики опасаются повторения ужасной трагедии японского города Минамата, когда погибло около 200 местных жителей.
Елена КОНЬКОВА
Москва
… и острова
Урок-размышление в 6-м классе
Тема: Внеклассное чтение по рассказу Астафьева “Хвостик” (из книги “Затеси”).
Цели урока: формирование экологического мировоззрения на основе анализа художественного текста, внимания к слову писателя, воспитания экологической культуры у учащихся.
Ход урока
На доске записаны пословицы (слева):
Земля – тарелка: что положишь,
то и возьмешь.
Чем похвалишься, тем и
подавишься.
Эпиграф (справа).
Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь
в берлоге
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рванулся
бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить, да жить на белом
свете –
Я в ответе.
Сергей Островой
I. Беседа с учениками о первом восприятии рассказа “Хвостик”.
– Прочитали рассказ? Давайте оценим его эпитетом. Какой он?
Ответы детей (живописный, жуткий, потрясающий).
– Какой эпитет самый точный? (Потрясающий, жуткий).
– Как вы считаете, какую проблему поднимает автор в рассказе? (Взаимоотношения человека с природой).
– Эпиграф соотносится с этой проблемой?
– Да.
– Прочитаем его и поясним.
II. Работа с текстом рассказа “Хвостик”.
– Зачитаем описание Овсянского острова.
– Закрыв глаза, представьте его… Как сам автор называет остров? (Дикий, прекрасный).
– Что же случилось с островом, как он изменился? В чем причина такого изменения?
“Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом…” и т.д.
“Цветет малопроточная вода”… “почернели”… “обуглились”…
– Человек пошел дальше, стал обживать остров.
Перечислим его творения: “деревянный настил”, “причал”.
– Как автор рассказывает о нашествии человека?
Текст: “Ракета” за “Ракетой” прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ”.
Обращаем внимание на слова:
“выделяют” – “жизнерадостный народ”.
– Как же люди ведут себя на острове? (Зачитать).
“Под бравую песню “То ли еще будет…” расползаются они по затопленному клочку земли…” Ломают, гадят, никто не прибирает за собой…
– Найдите метафору и сравнение, которыми автор характеризует поведение людей на острове и его последствия.
“Оглохла земля, коростой покрылась…”, “изуродованное, поцарапанное, битое, обожженное”.
– Чем начинается и чем заканчивается рассказ?
Начало: “Смеется, заливается, хохочет мальчик…”
Конец: “Хохочет мальчик на берегу…”
– Как объяснить смех мальчика?
Ответы детей: “ему, наверное, весело – отдыхает”; “увидел, хвостик торчит из банки”; “мальчик глупый, растет в среде хулиганов, недалекий”; “он такой же невежда, как и все окружающие”.
– Какой же “отклик” оставили окружающие? Зачитаем.
– Как вы оцениваете их поступки? (Циничность поведения; преступление перед природой, перед детьми, которые их окружают). Нарушена христианская заповедь “Не убий!” (Поругана природа).
– Зачитываем последний абзац.
– С чем сравнивается хвостик? (Ржаной колосок, редкостный хвостик).
– Почему рассказ назван “Хвостик”?
(В названии – преступление человека перед природой: нет ничего, кроме хвостика).
– Соотнесите содержание рассказа с пословицами на доске.
(Дети делятся своими рассуждениями, как и почему пословицы сопрягаются с содержанием рассказа).
– Зачем Виктор Астафьев написал этот рассказ?
(Болит его душа; привлечь внимание людей к этой проблеме; воспитывает в нас чувство ответственности, гуманизма по отношению ко всему, что и кто нас окружает). Остров – Родина – ржаной колос – будущее.
– А что мы можем сделать с вами?
Обращение к эпиграфу урока.
III. Дома.
1. Написать проекты статей Конституции о взаимоотношении человека и природы.
2. Ответ-размышление на тему “Что надо сделать человеку, чтобы сохранить природу первозданной?”
IV. Оценка ответов учащихся и их комментирование.
Любовь КРУГЛЯШОВА,
учитель русского языка и литературы дарасунской основной общеобразовательной школы # 5
ст.Дарасун,
Карымский район,
Читинская область
Комментарии