Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная Воронцова (1743-1810), – видный государственный деятель, талантливая писательница и педагог, одна из самых заметных деятелей русской культуры, российского Просвещения. Она стояла у истоков Российской академии наук и была удостоена чести первой из женщин мира стать ее президентом. Именно благодаря ее деятельности российские наука и образование в XVIII столетии поднялись на совершенно другой качественный уровень, который и задал вектор их развития в последующие периоды истории нашей страны.
«От тьмы к свету надежды и вдохновения»
Екатерина родилась 17 (28) марта 1743 года в Санкт-Петербурге и была третьей дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа. Мать Марфа Ивановна происходила из богатой купеческой семьи. Дядя Михаил Илларионович был канцлером Российской империи в 1758-1765 годах.
Екатерина получила прекрасное для XVIII века образование, где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, занятиям живописью и танцам.
К 14 годам девушка свободно владела четырьмя иностранными языками. В это время она заболела корью, ее отправили в загородное имение дяди, где она почти ослепла. Вскоре корь начала отступать, состояние улучшилось, глаза снова стали видеть. В «Записках» она представила возвращение зрения «как момент просветления и просвещения – от тьмы тогдашней жизни к свету надежды и вдохновения».
Со свойственными ей самообладанием, серьезностью и решимостью Екатерина стала искать поддержку и утешение в книгах, начав самообразование с изучения находившейся в доме большой библиотеки. Произведения Вольтера и Монтескье, идеи французского Просвещения в значительной мере сформировали вкусы девушки, способствовали развитию интереса к серьезному чтению. Любовь к чтению осталась у нее на всю жизнь.
Дядя позволял ей читать служебные бумаги, благодаря чему она научилась разбираться в политике. В его имении часто собирались дипломаты, литераторы и политики, и юная графиня активно принимала участие в беседах.
В феврале 1759 года Екатерина вышла замуж за князя Михаила Ивановича Дашкова, потомка смоленских Рюриковичей, и переехала с ним в Москву.
Сподвижница императрицы
Екатерина Романовна – многолетняя подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, сыгравшая значительную роль в ее восшествии на престол в 1762 году. Однако затем императрица охладела к Екатерине Романовне. Последующие годы она то приближала ее, то отдаляла. Это было связано с ревностью Екатерины II к способностям Дашковой. Сказывалось и резко критичное отношение Екатерины Романовны к многочисленным фаворитам императрицы.
В декабре 1769 года Дашковой разрешено было заграничное путешествие. Она в течение трех лет посетила Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. Во время обширной поездки по Европе была принята с большим уважением при иностранных дворах. Ее литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу ученых и философов в столицах Европы. В Париже она завела крепкую дружбу с Дидро и Вольтером.
1775-1782 годы Екатерина Романовна снова провела за границей ради воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Посетила Францию, Швейцарию и Германию, а также Италию. Во время пребывания в Париже познакомилась с Бенджамином Франклином и по его инициативе и рекомендации была принята в члены Американского философского общества, став вторым представителем России и первой женщиной – членом общества. По рекомендации Дашковой в том же году в члены Российской академии наук был принят Б.Франклин. Несколько лет она прожила в Шотландии, где постоянно общалась c Адамом Смитом, Уильямом Робертсоном, которому доверила обучение своего сына, и другими деятелями шотландского Просвещения.
Президент Российской академии наук
В 1783 году, после возвращения в Россию, Дашкова была назначена директором Петербургской академии наук. В этом же году стала председателем (президентом, директором) Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (до 1796 года).
Екатерина Романовна стала первой в истории России женщиной неимператорского происхождения, занимавшей такие высокие государственные посты. Императорская академия объединила весь цвет русского образованного общества – писателей, ученых, государственных деятелей. Дашкова старалась использовать опыт европейских учебных заведений при организации учебной деятельности академии. В 1783 году по инициативе Е.Р.Дашковой была открыта Учительская семинария для подготовки педагогических кадров для народных училищ.
Главная цель Дашковой как президента АН состояла в том, чтобы возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы. Задачи академии в данной связи состояли в распространении в стране гуманитарного знания, систематизации русского языка, выработке правил правописания и составлении словарей. Все это было успешно выполнено.
Дашкова заметно оживила научно-просветительскую деятельность академии. Было издано собрание сочинений М.В.Ломоносова и других ученых. Положено начало созданию академической библиотеки (Дашкова принесла в дар собственные книги и книжные редкости, купленные ею в путешествиях по Европе). Налажена издательская деятельность, организованы публичные лекции и общедоступные курсы по математике, физике, минералогии, естественной истории, привлекавшие большое число слушателей.
Сама Екатерина Романовна очень любила минералогию. Собственную коллекцию ископаемых (стоимостью 50 тысяч рублей) она подарила Московскому университету. Собранные ею образцы геологических пород составили основу для будущего Минералогического музея в Петербурге.
Главным же трудом, созданным под руководством Дашковой, стал первый толковый словарь русского языка «Словарь Академии Российской». Словарь был создан всего за 6 лет (1789-1794), в то время как французские филологи над своим словарем трудились около шестидесяти лет.
Дашкова непосредственно руководила подготовкой к изданию словаря: проверяла его полистно, вносила замечания, отбирала слова и приводила толкования некоторых из них. В итоге «Словарь Академии Российской» представил собой шеститомное издание, содержавшее 43257 слов, взятых составителями из современных им светских и духовных книг, а также из памятников древнерусской письменности. Появление словаря стало знаменательным событием для России.
29 ноября 1783 году на заседании академии Дашкова предложила использовать печатную букву «ё». Екатерина Романовна спросила, правомерно ли писать «iолка» и не разумнее ли заменить диграф «iо» на одну литеру «ё».
Екатерина Романовна Дашкова способствовала укоренению в России государственной системы образования. Ее суждения о содержании образования были созвучны основным идеям и направлениям деятельности созданной Екатериной II в 1782 году Комиссии об учреждении народных училищ, которая при поддержке и энергичной помощи Академии наук провела в 80-90-е годы XVIII века продуктивную школьную реформу.
При этом, несмотря на все регалии, себя княгиня «академиком в чепце», как насмешливо аттестовал ее Александр Пушкин, не считала.
«Да будут русские русскими»
Екатерина Дашкова была знакома со многими достижениями педагогической науки XVIII века, но особенно выделяла работы английского философа и педагога Джона Локка. Свою педагогическую программу она наиболее полно изложила в программных статьях «О смысле слова «воспитание», «О истинном благополучии», «О добродетели», «Да будут русские русскими».
Перечитывая сочинения Е.Р.Дашковой, невольно поражаешься глубине ее мыслей, многие из которых созвучны нашему времени. Более всего Екатерина Романовна ценила человеческое достоинство, дух свободы и трансформацию общества посредством образования людей, распространения знаний, науки и борьбы с предрассудками. Она считала, что позитивное изменение личности через образование приведет к положительным социальным изменениям и это наиболее эффективный путь проведения реформ. По ее убеждению, создание справедливого общества зависит от должным образом просвещенных граждан, готовых выполнять сознательно и добровольно свои гражданские обязанности перед семьей и государством.
Воспитание мыслитель рассматривала как главнейший фактор формирования человеческой личности. Правильно поставленное, оно создает человека с высокими общественными интересами и нравственными устремлениями. Главная цель воспитания, по мнению Е.Р.Дашковой, заключается в том, чтобы укоренить в «нежные сердца воспитанников любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, уважение к родителям и убеждение в той истине, что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего». Основной тезис ее концепции воспитания состоял в том, что единственным источником благополучия человека и общества является «добродетель, то есть то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям, полезным нам самим, ближним нашим и обществу».
Значимы рассуждения княгини о нравственных качествах человека. Она была убеждена, что воспитанный человек должен быть справедлив, честен, человеколюбив, благоразумен, великодушен, смирен, благороден, умерен, кроток, терпелив и снисходителен. «Сии особенные добродетели рождают благонравие, которое стесняет и утверждает общественный союз и без которого народы благодетельствовать не могут». Екатерина Романовна даже предложила учредить ежегодную премию за лучшее сочинение в стихах или прозе, посвященное добродетели.
Продолжая эту тему, Дашкова определяет «непременные качества граждан» в зависимости от их профессиональной и социальной роли. Воину прежде всего необходимы «неустрашимость в опасностях, неутомимость в трудах, мужество и твердость во всех случаях», судье – «просвещение, справедливость, осторожность, бескорыстность и твердость», купцу – «порядок, правдивость и осторожность». Лучшим украшением женщины, по мнению Екатерины Романовны, является «скромность, стыдливость, прилепленность к нравственности, блюдение хозяйства, нежность сердца и домоседство».
Обжигающая актуальность
Любовь к Родине и уважение к историческому прошлому России Е.Р.Дашкова пронесла через всю жизнь. Патриотическими устремлениями пронизаны многие ее сочинения. «Любовь к Отечеству есть первая и нужнейшая в гражданине добродетель», – утверждала княгиня. Она призывала: «Да будут русские русскими, а не подражателями дурного подлинника; да будем всегда патриотами; да храним нрав праотцов наших, которые были всегда неколебимы в вере христианской и верности к своему государю; и да возлюбим Россию и русских паче чужестранцев!»
Большая часть заметок и рассуждений Дашковой была направлена на осуждение чрезмерного увлечения российским обществом французским «модным ветреным воспитанием». Она считала не только неполезным, но и вредным желание родителей «воспитать детей своих как-нибудь, только чтоб не по-русски, чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян».
Подобно М.В.Ломоносову и Н.И.Новикову, Е.Р.Дашкова стремилась к распространению просвещения на национальной основе, осуждая дворян за «глупый обычай» приглашать в свои семьи воспитателей и учителей из иностранцев, которые нередко сами были круглыми невеждами, но умели очень ловко вводить в заблуждение русских. Она порицала и сложившуюся практику посылки дворянских сынов для учения за границу, когда те «получали мало знаний, зато быстро учились умению прожигать жизнь».
Для противодействия иностранному влиянию Дашкова советовала осуществлять нравственное воспитание. Она призывала «отцов и матерей, заняв место французского учителя и мадам, воспитывая детей верноподданными русскими, учить их страха Божия, верности к государю и приверженности неограниченной к Отечеству: вот прививание нравственное, которое нужно нам».
Все начинается с семьи
Е.Р.Дашкова подчеркивала, что процесс воспитания начинается в семье, а успех семейного воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей, которые являются ближайшим примером для детей. Если этот пример положителен, то он будет способствовать «доброму воспитанию», и наоборот. Она настойчиво призывала родителей вести такой образ жизни, который служил бы прекрасным образцом для детей.
Итак, «воспитание более примерами, нежели предписаниями, преподается; ранее начинается и позднее оканчивается; состоит не в приобретении только чужих языков и не в одних внешних талантах заключается: украшенная наружность без приобретения красот ума и сердца есть только кукольство».
«Истинное, или совершенное», воспитание, по убеждению Дашковой, состоит из трех главных частей: воспитание физическое, «касающееся до одного тела»; нравственное, «имеющее предметом образование сердца», и наконец школьное, или классическое, «занимающееся просвещением или образованием разума». Между этими частями существуют взаимная связь и зависимость.
Нравственное воспитание, по мнению княгини, основывается «на правилах закона, на любви к Отечеству и на собственном к себе почитании как народ сильный, храбрый и отличающий себя от других нравственностью и многими добродетелями». Поэтому нравственное воспитание детей она стремилась сочетать с религией, так как видела основание добродетели в христианском учении. Многие ее советы и указания по нравственному воспитанию имели исходным началом именно христианское учение.
«Отечество будет мне всегда драгоценно»
Высказывая свои соображения о содержании воспитания, Е.Р.Дашкова часто пыталась сформулировать их в виде нравоучительного или назидательного афоризма: «Отечество мое да будет мне всегда драгоценно», «Не унывайте в бедствиях, а в счастье надменностью не заражайтесь», «Умеренность в желаниях более всего удобна доставить независимость».
Вот своеобразное духовное завещание, с которым княгиня обратилась к своим современникам и потомкам: «Любите друг друга. Не отступайте от истины и справедливости. Знайте и помните, что благосклонный к вам жребий дал вам жить в счастливейший век любезного мне Отечества. Признавайте, что вам даны права и наслаждения, коими предки ваши не пользовались. Открыты вам пути к просвещению и правде; и познайте, что, если мы не самый счастливейший народ Вселенной, в том только самих себя укорять долженствует. Поэтому любовь к Отечеству должна в вас быть неограниченна, и служение оному ревностной и приятной обязанностью для вас». Как актуально звучат эти слова и в наше время!
Главное – изучение родного языка
Обучение занимало в педагогике Екатерины Романовны Дашковой значительно меньшее место. Это было в духе идей века Просвещения, и такой же позиции вслед за Джоном Локком придерживались Иван Иванович Бецкой и Николай Иванович Новиков, известные общественные деятели, писатели, просветители того времени.
Раскрывая содержание школьного обучения, Дашкова считала, что оно должно начинаться с обязательного изучения родного языка. Латинский и греческий следует учить «для почерпания в зрелых летах красот и высоких мыслей», немецкий, английский и французский языки – для общения с иностранцами. «Необходимо нужна каждому человеку», считала она, и арифметика.
Используя свое знакомство с учебным планом Эдинбургского университета, Дашкова предложила максимально насыщенную программу обучения юношества, включающую логику, риторику, историю, географию, высшую математику, нравственную философию, юриспруденцию, естественную философию, экспериментальную физику и химию.
Дашкова была убеждена, что «для совершенного воспитания человеку, готовящемуся быть полезным обществу», непременно следует совершить путешествие. Для путешествия она отводила два года. Главным итогом такого странствия княгиня считала полезные знания: «Сравнивая иностранную жизнь с жизнью своего Отечества, стараясь исправить что найдешь в нем дурного, учреждая что сочтешь полезным его благосостоянию, ты будешь другом и благодетелем своей страны».
Свет далекой звезды
12 ноября 1796 года, сразу по восшествии на престол, император Павел I отстранил Дашкову от занимаемых ею должностей и отправил в ссылку в отдаленное новгородское имение, которое принадлежало ее сыну. Несмотря на большую активность, она не отличалась крепким здоровьем и быстро состарилась, жила, не принимая более участия в литературных и политических делах. Ее жизнь с той поры была тесно связана с имением Троицкое, которое она привела в образцовое состояние.
Дашкова скончалась 4 (16) января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком Калужской губернии. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны. 22 октября 1999 года надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом.
Е.Р.Дашкова запомнилась потомкам как человек кристальной честности, воспользовавшийся благосклонностью императрицы не для личной наживы, а для улучшения материального положения российских ученых и преподавателей университетов.
В 1992 году был создан Московский гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой. При нем в 1994 году основано Дашковское общество, изучающее научное и литературное наследие княгини. Было положено начало систематическому изучению ее жизненного пути и государственной деятельности. Стали проводиться ежегодные Дашковские чтения.
В 1999 году Московским гуманитарным институтом имени Е.Р.Дашковой и Национальным комитетом русских императорских орденов учреждена медаль княгини «За служение свободе и просвещению». Медаль включена в банк-регистр Совета по общественным наградам ООН (UNCOPA). В мае 2000 года первая золотая медаль княгини Е.Р.Дашковой была вручена заместителю Председателя Правительства РФ Валентине Ивановне Матвиенко.
…В 1985 году в память Е.Р.Дашковой назван кратер на Венере. А 1 сентября 1993 года малой планете №4594, открытой в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено имя «Дашкова» в честь 250-летия княгини.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии