Юбилей великого писателя – это возможность еще раз обратиться к его произведениям, перечитать свое любимое, удивиться мысли, которая всегда в нем была, но вдруг открылась совершенно неожиданно, насладиться русским словом и, конечно, постараться вместе с учениками сделать эти открытия и еще раз сказать писателю благодарственные слова за то, что оставил нам духовное наследие, которое помогает в поисках путеводных истин.
Вот лишь некоторые из них. «Возвысьтесь духом и формулируйте ваш идеал», – любил говорить Достоевский, обращаясь к молодым людям, считая это и задачей своей жизни. «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца», «Мы веруем, что русская нация – необыкновенное явление в истории человечества».
Публицист и мыслитель Достоевский, речь которого, посвященная Пушкину, и стала литературно-общественным событием 1880 года, выразил с глубочайшей силой самую заветную идею всего творческого пути: «Свою жгучую тоску по всемирному общечеловеческому союзу, к осуществлению которого призвана, по его мнению, прежде всего Россия». По-особому ценил и разрабатывал художник «полнозвучный и всемогущий русский язык», выражая свое горячее чувство любви к родной речи в лаконичном афоризме: «Язык – народ».
Но знаменательная дата – это и необходимость задуматься о том, как сегодня, в наш прагматичный век, читают молодые люди Достоевского: что понимают, что чувствуют, есть ли потребность в диалоге с писателем… Ребятам 11‑х классов, которые изучали Достоевского в прошлом году, было предложено ответить, пожалуй, на самый трудный вопрос, который активно дискутируется сегодня в обществе: нужно ли в школе изучать Достоевского и почему? Время диктует свои законы, заставляя педагога учитывать особенности сегодняшних школьников. В опросе участвовали 48 человек из биологического, химического и гуманитарного классов. Только 8 учащихся ответили, что Достоевский сложен для изучения в школе, потому что «психологический анализ персонажей и их поступков невозможен для неподготовленных детей»; «15-16‑летний подросток не может осознанно понять ту боль, которую испытывают многие герои произведений Достоевского»; «…школьник не сможет понять и прочувствовать всей глубины его произведений».
И все-таки 40 человек убеждены в том, что Достоевский в школе обязателен для изучения, именно с учителем, считают многие, возможно разобраться в сложных философских вопросах, поставленных писателем.
Так почему же нужно читать Достоевского в школе? Довод первый: «Произведения знакомят нас с мрачной реальностью жизни, показывают то, что сегодня некоторым людям приходится переживать». Довод второй: «Ф.М.Достоевский – человек с тонкой душой и богатым жизненным опытом. Его произведения открывают нам сложный духовный мир человека», «Мы наблюдаем внутренние миры людей, каждый из которых по-своему воспринимает окружающий его мир». Довод третий: «Анализ человеческой натуры уникален. Я считаю, что писатель учит мыслить критически», «Достоевский учит анализировать поведение человека», «Произведения Достоевского помогают объяснить многие чувства и причины поведения подростка, находящегося в состоянии экзистенциального кризиса, стабилизировать его эмоциональное состояние». Довод четвертый: «Язык его произведений великолепен». И последнее: «Достоевский помог мне понять, что человек может перейти черту – совершить преступление. Но выдержать одиночество, сильнейшее чувство вины – тяжелую ношу, которая с каждым днем все сильнее и сильнее давит на него, способны не все. И только неравнодушие близкого человека, который протягивает руку помощи, разделяя страдания, спасает от этого горя», «Родион Раскольников глубоко понял и прочувствовал, что нет более строгого судьи для человека, чем его совесть, и нет большего наказания, чем муки совести», «Произведения Достоевского необходимо изучать как можно более подробно. Они учат думать, выстраивать логические цепочки, чувствовать эмоциональное состояние героя и сопереживать ему. Без этих качеств невозможна жизнь в современном обществе. Очень жаль, что в школьную программу 10‑го класса входит только одно произведение Достоевского, все его романы заслуживают тщательного изучения».
Юбилей закончится, а великое наследие Достоевского останется, чтобы напоминать нам всегда его самую важную мысль: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Федор Михайлович брату Михаилу). А задача учителя – подумать о том, чтобы диалог о человеке с Достоевским состоялся у каждого ученика.
Ирина ТИМОШИНА, учитель русского языка и литературы школы №171
Комментарии