30 мая «Учительская газета» провела круглый стол «Цифровая школа: вопросы безопасности детей, роль учителя». В разгар основного периода ЕГЭ зашел разговор и о перспективе перевода экзамена в электронный формат. Каковы плюсы и минусы такой перспективы? Какие опасности это несет? Мы решили узнать мнение не только участников круглого стола, но и других экспертов.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
– В условиях цифровизации образования электронная составляющая итоговой аттестации в школе будет постепенно расти. Применение новых технологий на экзаменах сегодня сопряжено с техническими рисками, которые с течением времени будут минимизироваться. По отдельным предметам давно назрела необходимость проведения экзамена в электронном формате. В первую очередь это касается информатики и ИКТ. По другим предметам проведение виртуального эксперимента или моделирование ситуации также могло бы приблизить экзамен к реальности и расширить его творческую компоненту.
Следующий шаг – использование в качестве элемента итоговой аттестации электронного портфолио, дающего возможность оценивать успехи каждого ученика в динамике и в самых разных видах деятельности – учебной, творческой, научной, социальной. Этот инструмент позволит измерять готовность учеников к выпуску и поступлению в высшие учебные заведения, склонность к определенной профессиональной области. Для вузов и потенциальных работодателей демонстрация выпускником определенных качеств, умений и интересов в долгосрочной перспективе может оказаться более важной, чем одномоментный срез знаний.
Александр КОНДАКОВ, доктор педагогических наук, генеральный директор ООО «Мобильное образование»:
– Можно сдавать экзамен на бумаге, а можно в «цифре», благодаря чему будут появляться новые возможности. Нужно признать, что на сегодняшний день мы живем в мире, который разделен на две части: до появления смартфона и после. Это кардинальное изменение нашей культуры и жизни. Мы по-другому общаемся, развлекаемся, работаем, взаимодействуем. На сегодняшний день абсолютно все равно, где ты находишься, хоть в Новой Зеландии или Южной Америке, мы можем общаться с людьми, работать в системе удаленного доступа, и это гораздо более удобно и продуктивно, чем было раньше. Меняются все сферы нашей жизнедеятельности: мы по-другому приобретаем билеты на самолеты, в театр, решаем свои проблемы со здоровьем. И только система образования у нас остается последним жестким оплотом аналогового мира, и в этом тоже колоссальные риски, потому что мы не готовим детей к жизни в современном обществе. Уже сегодня в школу приходят «цифровые» дети к таким же «цифровым» учителям, но они начинают говорить друг с другом на аналоговым языке и дальше сдавать все эти замечательные ВПР, ЕГЭ и ОГЭ. Пора меняться, за цифровым форматом будущее.
Алексей СЕМЕНОВ, главный научный сотрудник Физтехшколы прикладной математики и информатики, доктор физико-математических наук, академик РАН:
– Сегодня дети в школе сдают сочинения, написанные от руки. Это значит, когда учитель делает им какие-то исправления, они смотрят на это и немедленно забывают. Если бы сочинение было цифровым, они могли бы эти исправления внести, представить улучшенную работу учителю и за это получить отметку, мы бы видели, как они реагируют на критику. Это новый формат работы, новый формат жизни, новый формат индивидуальной деятельности. Цифровые средства должны изменить школу.
Возьмем домашние задания. Если бы их можно было выкладывать на электронной платформе, педагог до урока выявил бы главные ошибки в работах и начал урок уже с разбора того, что ребята сделали накануне. Сегодня домашние задания неэффективный способ, потому что, сдав их, ученики не получают реакции учителя. Цифровой формат поможет кардинально изменить ситуацию.
Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Я категорически против электронного формата экзаменов. Такая форма может быть уместна только там, где не требуется развернутый ответ, например на ЕГЭ по математике, и то не во всех заданиях. Одна из опасностей – потеря уже набранного ответа. Нажал ребенок не на ту кнопку – и ответ исчез, а вместе с ним ушло и драгоценное время. В итоге из-за технической ошибки отметка станет хуже. Кроме того, те, кто предлагает электронный формат ЕГЭ, забывают, что в сельской местности не у каждого ребенка дома есть компьютер. Из-за неумения быстро работать на компьютере определенная часть выпускников может показать плохой результат.
Ирина ЛЕБЕДЕВА, учитель английского языка Державинского лицея Петрозаводска, лауреат конкурса «Учитель года Карелии»-2019:
– Письменная часть ЕГЭ по английскому языку состоит из четырех разделов: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. У учеников могут возникнуть сложности при чтении текстов, так как это может вызвать быстрое утомление, многие ученики читают электронные тексты медленнее, чем печатные. С другой стороны, плюсом станет перевод раздела «Письмо» в электронный формат. Сейчас ученики выполняют два задания, которые сначала, как правило, пишут на черновик, а потом переписывают на чистовик. Электронный формат позволит ученикам быстро редактировать набранный текст и больше времени работать над содержанием своих письменных работ.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, академик РАО:
– Если экзамен сводится только к выполнению письменных заданий, зачем куда-то ехать и встречаться с экзаменаторами тет-а-тет? Нет разницы, где именно решать задачи – в аудитории, у себя дома или где-то еще. А диалоги нужны там, где оцениваются творческие способности.
Лично я считаю, что человеческий фактор на экзаменах следует свести к минимуму, чтобы не было предвзятого отношения к абитуриенту по принципу «нравится – не нравится». И электронный ЕГЭ как раз поможет избежать этого. К тому же не надо будет ехать в пункт проведения единого госэкзамена, как это сейчас принято. Единственное условие – наличие хорошего и устойчивого интернет-канала и возможность подтвердить тот факт, что задания выполняешь именно ты. А всевозможные разговоры о том, что надо, дескать, посмотреть человеку в глаза, это все лирика, не более того.
Юрий ЧУРЛЯЕВ, учитель географии лицея №9 Воронежа, победитель регионального и призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010:
– Когда ЕГЭ только начинался, у него тоже было много плюсов и минусов. Но мы уже привыкли к этой форме экзамена. Думаю, если экзамены будут проходить в электронной форме, на первом этапе тоже будет много проблем. Прежде всего непонятно, как это лучше сделать – посадить каждого ребенка за компьютер в классе, опять привлекать наблюдателей и следить за ним или разрешить сдавать ЕГЭ дома, за своим личным компьютером? Но как в данном случае обеспечить честность и прозрачность сдачи экзамена? И в первом, и во втором случае много вопросов и препятствий. Поэтому, думаю, пока лучше оставить все, как есть. Ребята уже привыкли к тому формату, в котором они сегодня сдают экзамены.
Павел СЕМЕНЧЕНКО, выпускник 11‑го класса, Москва:
– Я, естественно, готовлюсь к ЕГЭ в Интернете, потому что это удобно. Есть много разных сервисов. Но я не могу сконцентрироваться на заданиях в Сети. На бумаге мне комфортнее работать, так как там можно выделять что-то важное для себя. Если говорить о плюсах экзамена в электронном формате, то тут стоит заметить, что компьютер проверяет тебя сам и тебе не приходится нервничать и перепроверять самому, но это в случае подготовки к экзаменам.
Комментарии