Образование – тема, волнующая практически всех россиян. Учителя, школьники, студенты, родители спешат первыми узнать, что произошло в отрасли за последние дни. Сетевое издание «Учительская газета» расскажет, что думает о ЕГЭ ректор МГУ, какие требования предъявит педагогам ФГОС, о чем говорили на съезде сельских учителей, и что решил ЕСПЧ. Новостей, как всегда, много.
ЕГЭ по математике лишает школьников и студентов способности мыслить
Такое мнение высказал ректор МГУ Виктор Садовничий, выступая перед участниками Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики. Руководитель главного вуза страны считает, что ЕГЭ, приучая школьников к готовым ответам, лишает их возможности учиться мыслить и рассуждать. На этом фоне, по мнению ректора МГУ, страдают учителя, ведь качество их работы определяется результатами ЕГЭ. Педагоги вынуждены направлять свои усилия и время на подготовку учеников к Единому государственному экзамену, теряя при этом возможность влиять на мыслительные процессы школьников.
Классический процесс обучения математике, когда преподаватель учил умению искать решение, отвергая одну версию за другой, анализируя и сопоставляя, остается в прошлом. Виктор Садовничий убежден: возможности цифровой революции, демонстрирующей силу информационных технологий, практически безграничны. Но есть издержки: на фоне всеобщей цифровизации у школьников и студентов может сложиться мнение о ненужности и архаичности математики.
«Большая перемена» назвала победителя
Лучшей школой России, по версии конкурса «Большая перемена», стала гимназия № 1 из Новороссийска. Учебное заведение с 30-летней историей возглавило топ-30 престижного соревнования, представив наибольшее количество победителей и финалистов. Когда-то новороссийская гимназия стала одной из первых частных школ в СССР. Здесь знают, как использовать опыт прошлого, постоянно ищут новые пути системы обучения, внедряя их бережно и осторожно, стараясь не разрушить все то хорошее, что создавалось трудом нескольких поколений педагогов.
В Подмосковье прошел съезд учителей сельских школ
Минувшая рабочая неделя отмечена еще одним знаковым событием – в Московской области прошел V Всероссийский съезд учителей сельских школ. В работе педагогического форума приняли участие более 200 учителей и директоров образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Выступая на съезде, глава министерства просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал, что сейчас в деревнях, селах, аулах работают около полумиллиона учителей, а общее количество сельских школ составляет более 22 тысяч.
О чем Валерий Фальков говорил со студентами
На этой неделе глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков встречался со студенческим активом и лидерами студенческих организаций вузов. Дружеская беседа в формате вопросов и ответов позволила поговорить о темах, волнующих все студенческое сообщество. Министр науки и высшего образования России рассказал о главных приоритетах Года науки и технологий, подчеркнув, что ведомство будет всячески поддерживать интерес молодежи к исследовательской деятельности. Впереди – новые масштабные научные проекты, нуждающиеся в потенциале студентов.
Одной из ключевых задач министерства Фальков считает сокращение пути от глобальных исследований до внедрения инноваций. Министр убежден: наука должна быть практичной. Подчеркнув важность постоянного диалога между Минобрнауки и студенчеством, Валерий Фальков сообщил, что до конца 2021 года будет объявлен конкурс, направленный на поддержку студенческих научных обществ (СНО). На эти цели выделят 100 миллионов рублей.
«Твой ход» – иди вперед
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» готовится подвести итоги Всероссийского конкурса «Твой ход». Статистика соревнования впечатляет: участие в нем приняли около 10 000 студентов, 1000 из них, представляющая 76 регионов страны, вышла в финал. Главные награды – премии в размере 1 млн рублей, которые юноши и девушки смогут направить на обучение, запуск стартапа или улучшение жилищных условий, разыграют в Сочи. Здесь с 27 по 29 ноября конкурсантам предстоит отстаивать честь своих вузов.
Самыми многочисленными участниками конкурса «Твой ход» стали команды Алтайского государственного педагогического университета (29 человек), Санкт-Петербургского госуниверситета, Высшей школы экономики (по 23 человека), МГУ (21), РАНХиГС (18), МГТУ имени Баумана и Сибирского федерального университета (по 16 человек), Российского университета дружбы народов и Томского госуниверситета (по 13 человек).
Цифровизация школ: с чего начать
Новые методы работы, вызванные эпидемической ситуацией в стране, заставили школы перейти на удаленное обучение. Непривычную форму деятельности изучали на ходу, поскольку комплексного метода, разъясняющего, как вести обучение в условиях дистанта, не было. Цифровую грамотность и новые программы учителя осваивали практически с нуля. Дистант, электронные контрольные работы, удаленные родительские собрания дали понять: назрела необходимость создания федерального проекта, направленного на модернизацию образовательной системы в целом.
Школы и вузы нуждаются в современном компьютерном оборудовании и надежном программном обеспечении, способном удовлетворить запросы учебного и организационного процесса. Все это – задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Он должен защитить ИТ-инфраструктуру школ и вузов от внешнего влияния, выражающегося в геополитических рисках и санкциях со стороны гигантов технологии. Поэтому так важен переход на программное обеспечение (ПО) отечественных производителей.
Модернизация ЕГЭ должна завершиться до конца 2024 года
Как стало известно из информации, распространенной пресс-службой Рособрнадзора, до конца 2024 года Рособрнадзор и Минцифры планируют завершить модернизацию системы ЕГЭ, переведя его на отечественное программное обеспечение. Система Единого государственного экзамена не должна зависеть от продуктов Microsoft, убеждены сотрудники обоих ведомств. Рособрнадзор заявил, что вопрос переработки системы, обеспечивающей, в том числе, и проведение ЕГЭ, находится на стадии согласования с Минцифры.
С 2023 года ведомство откажется от прежних методов доставки экзаменационных материалов в пункты проведения ЕГЭ. Как правило, для этого использовались электронные носители. Через два года во всех субъектах федерации внедрят технологию передачи материалов ЕГЭ в экзаменационные пункты через защищенные каналы интернета. К слову, эту технологию в 2021 году уже апробировали в 26 регионах страны.
Учащихся педагогических вузов ждут проверки
Министерство просвещения приступило к подготовке образовательного минимума для будущих учителей. Работа идет по 24 направлениям, с которыми предстоит столкнуться школьным педагогам после окончания вузов. Работники ведомства уверяют, что одинаковых программ для всех высших учебных заведений страны страны не будет, но привести практическую, предметную и методическую подготовку к разумным требованиям – необходимо. В ближайшем будущем уровень подготовки учителей планируют проверять на первом и последних курсах педвузов – преподаватели должны быть готовы к работе с ФГОС.
Директор школы из Тюмени стала Народным учителем России
Звание «Народный учитель Российской Федерации» присвоено директору тюменской школы № 70 Лидии Русаковой. Указ подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Радостным известием поделился на своей странице в ВКонтакте губернатор области Александр Моор. Глава региона рассказал, что педагогическая деятельность Лидии Николаевны началась более четырех десятилетий назад. Она не раз становилась победителем престижных конкурсов «Учитель года», «Лидер образования», «Женщина – директор года», получила звание заслуженного учителя России. Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» стало еще одним подтверждением заслуг Педагога с большой буквы.
Россияне отметили День преподавателя высшей школы
Праздник педагогов высшего звена празднуют в нашей стране впервые – указ об установлении даты, которую отныне будут отмечать 19 ноября, подписан совсем недавно. Символично, что День преподавателя высшей школы празднуют в Год науки и технологий. Событие касается более чем 250 тысяч преподавателей российских вузов.
Награды по случаю праздника вручены представителям Московского городского педагогического университета, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Российского государственного университета имени Алексея Косыгина. В числе награжденных – педагоги Российского университета дружбы народов, Московского политехнического университета, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и других. Награды педагогам вручил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Учебники с дополненной реальностью
Необычные пособия для российских школьников разрабатывают в МГУ им. М. В. Ломоносова. Электронные школьные учебники с виртуальной и дополненной реальностью помогут педагогам сделать учебный процесс ярким, увлекательным. Цифровые технологии, которые используются при создании пособий, позволят превратить иллюстрации в объемные модели. Об этом рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий в ходе пленарного заседания Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики.
ЕСПЧ отстаивает права школьников – что делать учителям
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге решил, что оскорбление педагогами учеников недопустимо. Вывод, сделанный ЕСПЧ, продиктован обращением родителей школьника из Хорватии, которого в 2011 году оскорбил учитель, причем сделал это три раза. Отец мальчика, получивший тогда от педагога свою порцию оскорблений, обратился сначала в прокуратуру, а затем в Конституционный суд страны. Не получив поддержки, написал жалобу в ЕСПЧ. Вердикт суров: «Никакого оправдания поведению учителя быть не может».
Суд постановил, что словесные оскорбления, которым подвергся школьник со стороны педагога, неприемлемы. Вмешательство в право подростка на уважение частной жизни является нарушением, о чем гласит статья 8 Конвенции. Редакция UG.RU поддерживает позицию ЕСПЧ, подчеркивая, что оскорбления, унижения и любые виды насилия в школе недопустимы. Но это должно касаться всех участников образовательного процесса, поскольку нередко именно учителя становятся жертвами нападок со стороны родителей и учеников.
Комментарии