В свое время трансформация образовательной парадигмы, предопределившая тенденции приобретения самостоятельного опыта познания и синтеза нового знания обучающимися на различных ступенях образования, актуализировала перераспределение учебного времени в пользу самостоятельной учебной деятельности субъектов образовательного процесса.
Этот переход, в рамках которого традиционная роль преподавателя была изменена и приобрела характер сопровождающей и направляющей деятельности в учебном процессе, востребовал пересмотр методических основ преподавательской деятельности на основе использования интерактивного формата обучения, привлечения информационно-коммуникационных технологий, цифровизации образовательной среды.
Новые тенденции, с одной стороны, обозначили проблемы, связанные с неготовностью субъектов образовательного процесса к использованию современных инновационных методов обучения, к продуктивному освоению технологий цифрового обучения, а с другой – в условиях современных реалий смягчили спешную адаптацию к ситуации, сложившейся в системе образования в период пандемии.
Современное учебное занятие в условиях пандемии и ускоренной цифровизации существенно повышает спрос на удовлетворение потребностей технологической модернизации в организации учебного процесса, при которой незаменимыми становятся обеспеченность индивидуальными мобильными компьютерными устройствами, доступность цифровых учебных материалов и инструментов организации онлайн-обучения, возможности обратной связи на основе сети телекоммуникаций или сетевых коммуникаций, онлайн-сервисы самообразования.
На сегодняшний день учебное занятие может быть организовано на основе проверенных цифровых сервисов, инструментов обеспечения организации дистанционного формата обучения, управления, среди которых наибольшей популярностью пользуются такие, как Zoom, Teams, Мoodle, Google classroom, Blackboard, WebEx.
Так, например, организация учебного занятия на базе сервиса Zoom отличается наибольшей эффективностью (по сравнению со Skype) в замене аудиторной формы работы на онлайн, дистанционную за счет преимуществ высокого качества связи, организации учебного процесса на основе видеоконференций.
Возможность установления аудио- и видеосвязи с каждым обучающимся является продуктивной при организации диалоговых форм работы, бесед, позволяет осуществлять групповую и дифференцированную работу в рамках учебного занятия, распределяя обучающихся в пары, группы, подгруппы.
Помимо этого функция screensharing (наличие экрана, имеющего звукосопровождение) в организации учебного занятия обеспечивает возможность педагогу целенаправленно «делиться» экраном с частью (или со всеми) обучающихся в зависимости от учебной задачи, а наличие интерактивной доски и возможность формирования виртуального фона во время учебного занятия позволяют педагогу эффективно и быстро выстраивать ход процесса онлайн-обучения с использованием средств визуализации учебной информации.
Востребованной является возможность неоднократного обращения к материалам учебного занятия в рамках вынужденной замены традиционных аудиторных занятий на онлайн-занятия, что поддерживается рядом сервисов, имеющих возможность создания общего чата с автоматическим сохранением содержания, позволяя обучающимся обеспечивать индивидуальный темп работы. Это поддерживается специальным технологическим коммуникационным инструментарием на основе телекоммуникационных систем связи, среди которых в учебном процессе используются мобильная спутниковая, сетевая, позволяющие осуществлять интеграцию в образовательные ресурсы интерактивных компонентов различных форматов коммуникации (например, в рамках занятий на основе учебно-информационных систем типа Teams).
Необходимость использования современных средств коммуникационного взаимодействия является в условиях пандемии одним из важнейших факторов обеспечения взаимодействия субъектов образовательного процесса. Такой формат в организации учебного занятия в целом предоставляет достаточно широкий спектр образовательных возможностей в рамках синхронного/асинхронного взаимодействия педагога и обучающихся – от общения непосредственно на занятии до обеспечения оперативной обратной связи.
Все это коренным образом меняет сложившуюся систему взаимодействия субъектов образовательного процесса на пути к контекстному образованию, подразумевающему разработку не только содержания обучающих онлайн-курсов/электронных образовательных ресурсов и овладение возможностями современных платформ обучения и программным обеспечением, но и поиск новых инструментов стимулирования обучающихся к освоению учебного материала в рамках нового формата занятий, инструментов управления учебным процессом.
Современная ситуация преобразований, связанных с организацией учебного процесса в период пандемии, укрепила позиции тенденций цифровизации системы образования. С одной стороны, это определило расширение возможностей цифровых инструментов и средств обучения в обеспечении содержания и процесса образования. С другой – наметило необходимость включения в учебные планы практико-ориентированных курсов, обеспечивающих компетентностное владение цифровыми технологиями, устройствами в связи с необходимостью решения проблем неготовности субъектов образовательного процесса к обучению в режиме онлайн.
Олеся ВАЛЕЕВА, учитель начальных классов Школы имени В.В.Маяковского
Комментарии