Ситуация, знакомая до боли каждому: побывав в том или ином городе, вы посетили все его самые главные достопримечательности… кроме какой-то одной, которую тоже очень хотели увидеть, но вот не получилось. И потом вы будете помнить об этом городе именно в контексте этого незавершенного действия, оно не даст вам покоя – пока, наконец, не выпадет случай опять приехать в тот же город и, как выражаются психологи, «завершить гештальт».
А вот другой сценарий, более душераздирающий: вы познакомились с человеком, который вам очень понравился, назначили ему (или ей) встречу, в назначенный час пришли на место, в сладостном предвкушении приятного свидания… а человек не пришел. Ни сейчас, ни потом. И вот эта незавершенность тоже станет терзать вас. Как ни странно – гораздо сильнее, чем если бы встреча состоялась, как и все, ей сопутствующее, а уже потом вы бы разошлись, поняв, что не подходите друг другу.
Можно привести множество других аналогичных примеров, и все их объединит одно – наличие незавершенных циклов. Данный феномен в психологии получил название ЦИКЛЫ ЗЕЙГАРНИК, суть которых ровно в том же самом: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.
Недочитанная книга запомнится лучше дочитанной просто потому, что вас постоянно будет теребить мысль – а чем же там все кончилось? Пошел в горы, чтобы покорить вершину, но так и не добрался до нее? Увы, именно она станет напоминать вам о себе, заслонив другие, успешно покоренные. Хотели найти общий язык с трудным учеником, но за все годы работы так и не сумели? К сожалению, ученика этого вы запомните лучше, чем большинство других, общение с которыми сложилось весьма удачно. (Маленькое, но важное уточнение: это все так, но при условии, что вы именно пытались и хотели наладить отношения со сложным подростком, а не просто посмотрели на него, сделали вывод, что он безнадежен, и успокоились на этом. В данном случае ваш «цикл» будет завершен.)
Могу привести пример из собственной жизни. Однажды, находясь в командировке, посетил один небольшой нанайский поселок в Хабаровском крае. Гостеприимные жители накрыли стол, который ломился от самых разнообразных национальных блюд. Им очень хотелось, чтобы я непременно все это попробовал. И, то ли в шутку, то ли в серьез, хозяин торжества сказал: «Вам надо обязательно съесть хотя бы по кусочку от каждого блюда. Иначе у вас может случиться нанайская болезнь».
Почему-то я опасался другого – что эта самая болезнь вполне может возникнуть именно после того, как я все это попробую. Но мне начали приводить многочисленные примеры – как тот или иной гость вот так же здесь сидел, пропустил какое-то блюдо, а потом, когда уехал к себе на родину, оно начало его преследовать во сне, навязчиво вторгаться в сознание, заставляя думать только об одном – как бы попробовать то, чего не вкусил. Излечить же этот странный недуг можно, как вы догадались, только одним способом – вернуться и таки сделать то, чего не сделал тогда.
Как все это можно использовать в педагогической практике? Да очень просто: каждый урок должен заканчиваться не точкой, а многоточием, лучше – вопросом. Чтобы дети не получали абсолютно все ответы на поставленные вопросы, а возвращались к этому вновь и вновь.
Кстати, многие блогеры уже интуитивно поняли суть данного явления и стараются писать свои посты так, чтобы в конце у читателя оставалось пространство для маневра и желание продолжить разговор – либо поддержать автора и привести собственные примеры из жизни, либо поспорить с ним, доказав насколько он не прав.
А вспомните, сколько фильмов и романов заканчиваются так, что не понятно, что же там произошло на самом деле и какова судьба героев!..
Как любит говорить один известный телеведущий: «Совпадение? Не думаю!»
Блюма Вульфовна Зейгарник (27 октября/9 ноября 1900 – 24 февраля 1988) – советский психолог, патопсихолог, одна из создателей психфака МГУ, лауреат Премии имени Курта Левина от Американской психологической ассоциации, лауреат Премии имени М.В. Ломоносова I степени.
Родилась в литовском городке Пренай, в семье владельца магазина. В детстве перенесла вирусный менингит. Из-за болезни долгое время обучалась дома. После переезда в Минск окончила Алексеевскую женскую гимназию Е.Д.Рейман-Далматовой. Училась на философском факультете Берлинского университета, увлеклась психологией, посещала семинары Левина, Гольдштейна, Шпрангера, а также слушала лекции Дессуара по эстетике. Именно в столице Германии она, будучи совсем молодым ученым, открыла эффект, названный впоследствии ее именем. И профессиональное сообщество очень высоко и по достоинству оценило это.
По окончании учебы вернулась в СССР, работала с Львом Выготским. Но для Советской власти все заграничные командировки в те времена казались весьма подозрительными, а те, кто в них побывал, автоматически попадали в «группу риска», как и их близкие. Поэтому в 1940 году мужа Блюмы Вольфовны, Альберта Зейгарник, обвинили в работе на иностранную разведку и осудили на 10 лет лагерей. Хотя в тот раз карающий меч НКВД лично ее не коснулся.
Во время Великой Отечественной войны она была в эвакуации в Челябинской области, где работала с Александром Лурией, разрабатывала методы реабилитации после тяжелых ранений. На материале этих исследований она подготовила диссертацию, однако работа таинственно исчезла. И женщина решила ничего не начинать заново, а полностью прекратить исследования в этом направлении, чтобы тот, кто украл работу, не обвинил ее потом в плагиате.
Но вот как раз после войны Зейгарник все-таки попала под репрессии на волне борьбы с космополитизмом и антисемитизмом. В 1953 году ее отстранили от дел и уволили с работы.
Правда, в 1957 вернули обратно. Через год она защитила диссертацию (которая была, фактически, третьей, по счету) и стала профессором психологии в МГУ. А ведь все могло сложиться совсем иначе…
P.S. Довольно часто можно видеть на разных сайтах написание эпонима ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИКА. Что по правилам русского языка ошибочно, ибо женская фамилия ЗЕЙГАРНИК не склоняется, а так выходит, что эффект этот связан с мужем Блюмы Вольфовны.
Комментарии