search
main
0

Эффект Лебедевой. В спортзале вся школа – к этому надо стремиться

Мы продолжаем разговор о нормах ГТО (см. «УГ» №14 от 2 апреля 2013 года). Сегодня мы расскажем об удивительном учителе физкультуры из Великого Новгорода. Не в каждой школе происходит такое. Лично я аналогичных примеров не знаю. Год спустя после смерти учителя физкультуры Долорес Ивановны Лебедевой в школе №8 Великого Новгорода ее бывшие ученики и коллеги собрались на вечер памяти этого педагога. Маленькое пространство спортзала было до отказа заполнено людьми. Так же, как много лет назад, когда мы каждый вечер приходили к Долорес Ивановне…

В моем детстве и юности, 20-25 лет назад, каждый вечер часа через три-четыре после уроков этот небольшой типовой спортзал в обычной школе наполнялся молодыми голосами. Сюда приходили почти все ученики с пятого по выпускной класс. На шведской стенке висела малышня, пыхтя и старательно поднимая ноги до 90 градусов. Под ними на скамеечках кто-то отжимался. У пары баскетбольных колец мускулистые парни тренировались в точных бросках. У каната тусовались девочки-старшеклассницы со старательно взбитыми челками и в белоснежных маечках. В другом уголке зала была установлена планка, через которую прыгали в высоту. На гимнастическом бревне девочки по очереди делали стандартный «уголок» и проход боковыми шагами; если одна из девчонок садилась на бревне на шпагат или делала стойку на руках, вокруг гимнастки тут же образовывалась небольшая толпа восхищенных поклонниц. На середину зала были выставлены гимнастические конь и козел –  туда периодически поглядывала из своей каморки при спортзале Долорес Ивановна: ее присутствие требовалось, если снаряд сносил своим телом неуклюжий увалень или зажатая девочка-отличница не могла преодолеть свой страх перед прыжком.Вечерами в спортзале находилась вся школа. Мы были там с 16-17 часов вечера до 20-21 часа. Нас никто не заставлял это делать. Тогда это казалось естественным. Теперь, спустя годы, я пытаюсь разобрать это педагогическое чудо. Эффект Долорес Лебедевой. Мне это кажется особенно важным, в связи с тем что в конце марта 2013 года Президент России Владимир Путин на совещании, посвященном развитию системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта призвал вспомнить и обновить идею ГТО. Педагогический метод Долорес Лебедевой был как раз тесно связан с системой ГТО…  Мое и общее: значок ГТОВ нашей школе значок ГТО («Готов к труду и обороне») на груди носил почти каждый. Это было престижно. При этом школа отнюдь не имела спортивного профиля.  Те вечера, которые мы проводили в школьном спортзале, по сути, являлись тренировкой к сдаче норм ГТО. Либо к сдаче на оценку каких-то упражнений, например гимнастических. Нормы ГТО были четкими и закреплялись за определенной четвертью. Например, третья четверть – лыжная, и в ее конце девочкам 14-15 лет надо пробежать 2 км за 15 минут на «серебро».Для сдачи норм ГТО мы тренировались во всегда открытом спортзале или на свежем воздухе. Хорошо помню, как тренировались кататься на лыжах. Темнело зимой рано. Часов в пять вечера собирался весь класс. Энтузиастка Долорес Ивановна выводила нас за территорию школы к городскому валу, где нас ждала трехкилометровая, ею лично подготовленная лыжня. На том же мартовском совещании у Путина прозвучала интересная мысль – президентское тестирование по физкультуре сейчас больше отражает спортивные результаты всего класса, а нормы ГТО отражали личный результат отдельного человека. Да, это было так. Ведь значок ГТО, который ты носил на школьной форме, принадлежал лично тебе. И все видели, что ты не хлюпик, не размазня, ты спортивен и успешен.Система помощниковВ советской школе в классе всегда были два физорга, то есть физкультурных организатора. Один – среди мальчиков, другая – среди девочек. Это были самые успешные спортсмены класса.  Современные учителя физкультуры не имеют помощников среди детей. Если усиливать спортивную работу в школах, это положение нужно исправлять.Вряд ли Долорес Ивановна Лебедева справлялась бы с такой колоссальной нагрузкой,  если бы у нее не было добровольных помощников. Физорги классов и добровольцы из числа самых спортивных ребят следили за тренировками одноклассников, помогали устанавливать спортивное оборудование, организовывали класс на состязания. Второй помощник учителя физкультуры – это его дублер. То есть второй преподаватель физической культуры. Сейчас в некоторых школах второго преподавателя физкультуры нет. Об этом тоже шла речь на совещании Путина. Третий помощник учителя-энтузиаста – администрация школы и вышестоящее начальство. Чтобы работать с такими учителями, как Долорес Лебедева, нужно давать педагогическим идеям свободу. Всякая ли администрация в нынешних условиях пойдет на то, чтобы дать детям и учителю спортивный зал на весь день? Ведь легче в аренду сдать спортзал да денежку получать, как того у нас требуют сейчас от школы при автономии! И как это – все классы в одном спортзале после уроков? Как это оформить, как кружок? Но если все приходят как хотят, без обязаловки, то как учесть посещаемость? И как быть с техникой безопасности,  что это еще за помощники на уроке физкультуры из числа детей, разве они могут проконтролировать безопасность? Словом, вопросов может возникнуть много. Как хорошо, что школа №8 помогала в свое время Долорес Ивановне!   А кадры кто?Я не знаю, доплачивали ли за каждодневный труд с 7 утра до 9 вечера Долорес Лебедевой. Думаю, если платили что-то, например, за кружковую работу, то деньги эти не были великими. Человек работал ради идеи. Много ли найдется таких энтузиастов сейчас?Чтобы физкультура в школе развивалась, учителям нужно доплачивать в первую очередь за организацию дополнительных спортивных занятий. Именно за это, а не за спортивные победы учеников. Даже не за выполнение норм ГТО.Конечной целью занятий физкультурой в школе должен быть массовый охват детей. Стопроцентный  в идеале. За эту цифру надо бороться. И устанавливать за нее самые высокие надбавки к зарплате.    Лыжню!20 лет назад среди норм ГТО существовали такие, выполнить которые было нереально. Возможно, именно это имели в виду участники мартовского совещания с Владимиром Путиным, когда говорили на встрече о том, что комплекс ГТО порой выполнялся формально. Он и сейчас будет выполняться формально, если ряд норм перенесут в реалии нынешнего дня автоматически. Возникнут приписки.Нереально в условиях многих школ учить детей плаванию. Бассейнов нет в деревнях и селах, и летних водоемов там зачастую тоже нет. В старых нормах ГТО есть стрельба и туризм. А тиры есть далеко не во всех школах. И куда поведет в однодневный турпоход учеников московский, например, учитель?Возможно, стоит разделить нормы ГТО на обязательные и дополнительные согласно условиям школ? Я бы возродила в каждой школе лыжи. В нашей школе №8 зимой всегда в спортзале стоял перед уроком десяток запасных пар лыж для тех, кто не принес их из дома. Может, государство подарит согласно какой-нибудь программе эти 10 пар лыж каждой школе? Не так уж это много.Что важнее  – оценка или здоровье?У Долорес Лебедевой нормы ГТО хоть и проходили красной нитью через все обучение во всех классах, не являлись главной целью. Кроме них были просто оценки по физкультуре. За ГТО ты мог получить «серебро», то есть четверку, а за работу на уроке – «пять». Таким образом, общая оценка в четверти или за год по физкультуре от ГТО прямо не зависела.Не все в спорте одарены. Кто-то толст, неуклюж. Кто-то тощ и невынослив. Кто-то боится собственного тела,  чтобы перевернуть это тело на брусьях, на помощь трусишке приходит целая команда: учитель и пара поддерживающих старшеклассников.Еще один секрет системы Долорес Лебедевой – она учитывала таких учеников. Ставила «четыре» и «пять» за усердие. Физкультура должна иметь продолжение вне школы – таков был принцип педагога Лебедевой. У нас всех были «физкультурные дневники». Тонкие тетрадочки мы приносили на каждый урок физкультуры. В них наши мамы и папы расписывались «за километры». Зимой за неделю каждый ребенок во внеурочное время должен был набегать определенное количество километров на лыжах. В бесснежное время отмечался просто бег. Засчитывать как плюс сдачу норм ГТО при поступлении в вузы, конечно, нужно с учетом того, что не все дети от природы здоровы и физически сильны.  Преодоление себя в спорте для здорового ребенка и привычка к физическим упражнениям для всех детей – вот две ключевые задачи урока физкультуры. Добилась ли этих двух целей наша Долорес Ивановна, показали годы. 20 лет спустя Всю нынешнюю зиму я каждый день бегала в городском парке на лыжах. Недавно встретила одноклассницу,  та тоже занялась спортом, когда почувствовала первые возрастные проблемы со здоровьем. Тело само вспоминает уроки Долорес Ивановны. Мы умеем все: многократно отжиматься, качать пресс, хорошо бегать на лыжах. Мы не чувствуем одышки при беге. Все наши девочки из класса родили здоровых детей без кесаревых сечений. У большинства до сих пор отличная фигура. Мальчишки без проблем отслужили в армии. Бывшие одноклассники в свои 40 лет завсегдатаи тренажерных залов.  Я бы предложила дать имя новому ГТО – комплекс и значок ГТО имени Д.И.Лебедевой. Хотя те, у кого были такие учителя, вспомнили бы сейчас и другие имена…  Досье «УГ»Долорес Ивановна Лебедева 44 года проработала в новгородской школе №8. Имела звания «Отличник народного просвещения», «Отличник физкультуры и спорта». Награждена медалью «За доблестный труд», почетным знаком «За заслуги в развитии физкультуры и спорта», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте