Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественно-научного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу. Разработанное в рамках технократической парадигмы, оно отражает состояние естественны наук. При этом предпочтения отдаются достижениям классической науки, а неклассическая представлена в них первой третью XX в., и практически отсутствуют идеи синергетики, сведения о природе и механизмах самоорганизации и эволюции химических, биологических, социальных, планетарных, космических и других систем. Дидактика делает пока еще первые шаги в направлении адаптации идей синергетики в содержание школьного образования. Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую процессуальную модель мира – синергетическую картину, через призму которой мир предстает перед человечеством как супериерархия взаимодействующих систем, в которой все – неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура – взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.
Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применении к конкретному объекту – содержанию образования, уже дифференцированному в учебном плане школы на 10 образовательных областей и более двух десятков отдельных учебных предметов, операция интегрирования направлена на:
– создание единой картины мира на научной основе;
– ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;
– взаимосвязь различных предметных систем знаний;
– разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и т.п.
Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении так называемых интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений – моделей, отличающихся теми или иными параметрами.
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»
Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физика и химия; география, биология и химия (естествознание); история, литература, музыка и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.
Для некоторых специализированных учебных заведений предусмотрен государственным стандартом образования интегрированный курс «Основы естественно-научного познания мира», объединяющий такие дисциплины, как математика, физика, химия и биология, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ (см.рис.1). Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (пусть даже в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов таким образом, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе.
Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Интегрированные уроки зачастую служат прямым продолжением параллельного изучения родственных предметов, которые как бы вынесены на один урок.
При этом достигается:
– действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;
– выигрыш во временных затратах на усвоение материала;
– у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.
Примеры: интегрированный урок «Кристаллы» (физика + химия), урок «Географические открытия» (география + история).
Интегрированными являются все нетрадиционные типы уроков:
– интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, урок-погружение, -экскурсия, -поход, -путешествие;
– уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, -турнир, -эстафета (лингвистический бой), -дуэль, -деловая или ролевая игра, -кроссворд, -викторина, -аукцион;
– уроки творчества: урок-исследование, -изобретательство,
-эврика, -анализ первоисточников, -поиск, -проект, -комментарий,
-мозговая атака, -интервью, -репортаж, -рецензия, КТД;
– уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, урок-«дублер начинает действовать»;
– уроки с имитацией публичных форм общения: урок-пресс-конференция, -аукцион, -бенефис, -митинг, -регламентированная дискуссия, -диспут, -сражение, -панорама, -телепередача, -телемост, -рапорт, -«живая газета», -устный журнал;
– уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян, урок открытых мыслей;
– уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, -следствие, -дебаты в парламенте,
-цирк, -патентное бюро, -ученый совет, -выборы;
– уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: урок-заочная экскурсия в прошлое, -путешествие, -литературная прогулка, -гостиная, -интервью, -репортаж, -спектакль, -кино;
– перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок-КВН, -«Следствие ведут знатоки», -«Что? Где? Когда?», – «Эрудицион», -утренник, -спектакль, -концерт, -инсценировка, -диспут, -«посиделки», -«клуб знатоков» и др.
Интегрированные дни. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим, и ведут их практически сразу три учителя. Пример: «Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека». При этом происходит неотсроченная интеграция естественно-научных знаний, полученных на уроках различных предметов.
Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели. Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объем работы необходимо выполнить непосредственно перед «днем».
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
Еще одной моделью интегрирования учебных предметов является временная (по времени) синхронизация программ, которые должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам в данное время изучались темы, близкие по содержанию, или по исторической эпохе, или по какому-либо другому признаку. Возможна синхронизация и предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.
При синхронизированном параллельном обучении в один и тот же день разными учителями на разных уроках изучаются близкие по содержанию темы. Примеры: параллельное изучение периодического закона по химии и электронной структуры атома по физике или изучение на уроках математики тех математических знаний, которые будут тут же на соседнем уроке применимы при решении задач по физике или химии.
Модель межпредметных связей
Межпредметные связи (МПС) – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями. Математическими понятиями приходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже не первом этапе изучения физики (VI-VII кл.) учащиеся производят простые алгебраические преобразования, используют знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычерчивания графиков и т.п. Знания по математике применяются на занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии.
Иногда согласование производится в пределах циклов, и не только одного класса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали).
Межпредметные связи имели особое значение при комплексной системе обучения, при которой для образования комплексных тем выделялись связанные с ними элементы (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы и т.п.) из различных отраслей знаний. МПС могли прослеживаться по времени как сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные, повторяющиеся (концентрические). Направление и путь переноса ЗУН определяло их роль как обеспечивающих или обеспечиваемых, прямых или опосредованных. Наконец, по своему характеру связи могли быть логическими, философскими, гносеологическими, семиотическими.
Типология межпредметных связей представлена на рисунке 2.
Межпредметные связи строятся с помощью методов структурно-функционального анализа – исследования явлений как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.
Выделяются «n» и «m» структурных элементов в каждой из двух интегрируемых предметных областей (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы, теории и т.п.).
Строятся матрицы связей.
Еще нагляднее межпредметные связи просматриваются при построении структурно-ориентированных графов. Каждая тема предмета обозначается кружочком с номером, а ее связь с темой другого предмета изображается направленным отрезком прямой (см.риc.3).
Учет количества и направлений связей данного элемента позволяет внести изменения и спланировать программное содержание учебных дисциплин, при этом:
– конечные элементы графа, от которых нет обеспечивающих связей, рассматриваются как нецелесообразные;
– элементы с наименьшим количеством связей, преподаются на уровне ознакомления, запоминания, понимания;
– элементы с наибольшим количеством связей, разбираются на уровне применения.
Составляется программа непрерывной подготовки, снабженная МПС, как по обеспечивающим, так и по обеспечиваемым дисциплинам.
Формы осуществления МПС:
– занятия с использованием МПС;
– комплексные семинары;
– межпредметные конференции;
– различные формы внеклассной работы.
Продолжение следует
Комментарии