МЭШ – безграничное пространство для творческих идей и комфортная среда для продуктивного взаимодействия. Предложенные в открытом доступе методические материалы вдохновляют педагогов разрабатывать собственные сценарии уроков, придумывать свежие подходы к подаче тем и заданий. Для учителей МЭШ – это возможность создавать и экспериментировать. А кто, как не студенты, должен стремиться экспериментировать и изменять привычное? Ректор Московского городского педагогического университета Игорь РЕМОРЕНКО считает, что для молодых людей порой важнее видеть и сравнивать разные методические решения, чем строго следовать ведущей и общепризнанной методике. И в этом им помогает как раз Московская электронная школа.
– Игорь Михайлович, в Москве возобновил свою работу ресурс «Учитель на замену». Нередко учителей заменяют студенты. Как вы считаете, послужит ли приток молодежи в школы импульсом к новым трансформациям МЭШ?
– Студенты давно начали экспериментировать с МЭШ, мы используем этот ресурс на занятиях по методике и педагогике. Для студентов порой важнее видеть и сравнивать разные методические решения от разных учителей, чем строго следовать методике, которую преподаватели предложили на занятиях. Здесь важна не методика, а ее соответствие конкретному классу, его уровню, да и самому педагогу. У одних учителей одни методики работают лучше, у других – другие. Поэтому в таком методическом «тюнинге» МЭШ оказывается весьма кстати – можно сравнивать и комбинировать методики разных учителей.
Есть и такой важный момент: то, что для нас является достижением, для молодых студентов норма. Для них естественно, что материал на уроке должен быть в электронном виде, что вся учебная информация в общем доступе, что есть электронные дневники. Студенты легче и быстрее осваивают интерфейс, но качество самих учебных материалов зависит от умения преподавать, чувствовать конкретный класс и каждого ребенка.
– Чем, на ваш взгляд, МЭШ-2016 вообще отличается от МЭШ-2021?
– МЭШ-2021 отличается содержанием, сейчас поддерживаются не любые разработки, набравшие определенное количество просмотров, а те, которые помогают учителю обеспечить освоение сложных элементов содержания образования. Например, чтобы выучить таблицу умножения, школьнику достаточно компьютерного тренажера. А если классу необходимо разобраться в сложном научном понятии и предстоит работа с идеальными моделями, то тут нужна другая дидактика. Нужно спорить в группах, приводить аргументы, схематизировать объяснения. Вот такие сложные вопросы и поддерживаются сейчас в МЭШ. В этом его вектор развития.
– Институт содержания, методов и технологий образования МГПУ нередко в педагогическом сообществе называют курсами повышения цифровой квалификации. В чем состоит сегодня основная задача обучения учителей?
– У этого института несколько задач. И обучение только одна из них. Главное же – это понимать, куда развивается содержание образования. В истории человечества никогда еще не было возможности анализировать учебные материалы десятков тысяч учителей и в этих больших данных нащупывать общие тенденции. Сейчас все это представлено в электронной среде. Это колоссальные возможности в понимании того, куда развивается практика преподавания, что нужно менять в дидактике, чтобы обучение было более эффективным и востребованным. По большому счету мы только начали этим заниматься.
Конечно, есть и оперативное обучение – как настроить удаленную связь с обучающимися, как хранить материалы, как привязывать их к дневнику.
– Что такое тематический каркас МЭШ, в чем его специфика и эффективность?
– Московская электронная школа – это единая электронная среда, в которой педагоги выкладывают собственные разработки по разным темам и разным периодам обучения, также там сосредоточены иные электронные образовательные ресурсы. Для ориентации учителей в этих материалах придуман тематический каркас – конструкция, похожая на систему хештегов. Он связывает рабочую программу учителя со всеми доступными электронными материалами (учебники, пособия, материалы для уроков, тесты, лабораторные работы).
– Как вы считаете, удается ли сегодня Московской электронной школе осуществлять телекоммуникационную взаимосвязь школы и семьи ученика?
– Большинство родительских собраний уже перешло в электронный режим, мало кто из родителей хотел бы идти после работы поздно вечером в школу. Люди научились ценить свое время, и большинство коммуникаций в школе осуществляется посредством удаленного доступа. Конечно, всегда будут темы, которые лучше обсуждать с учителем с глазу на глаз. А вот особенности расписания, тип школьной формы, выбираемые кружки, закупаемые контурные карты и прочие рабочие вопросы целесообразно решать через электронные средства коммуникации.
– Очевидное отличие МЭШ прошлых лет – его нацеленность на личность, то есть учитель был заинтересован в том, чтобы донести свои персональные педагогические находки. Сегодня все больше грантов получают команды, причем нередко они складываются из преподавателей разных предметов и педагогов из разных школ. Как вы оцениваете такую тенденцию?
– Сейчас в приоритете сложные, проблемные разработки. Поэтому если мы хотим, чтобы уроки вовлекали разных детей, то одному педагогу сложно создать такой проект от начала и до конца. Необходима кооперация учителей, методистов и ученых, разбирающихся в предметном содержании, знающих историю предмета, разные тонкости научного дискурса. Коллективные работы стали востребованы не только потому, что они сложны. Мы постепенно начинаем осознавать, что образование ценно своим балансом между индивидуальными и коллективными результатами. Однако это еще очень новое и слабо проработанное направление в педагогике. Ему всего несколько десятков лет.
Маргарита ТИМОФЕЕВА
Комментарии