Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Мир увлечений

Эбру

Живопись на воде
УГ - Москва, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

О целительном воздействии искусства на человека известно давно. Эбру дает возможность не только приобщиться к искусству, но и реализовать важнейшие потребности – в созидании и творческом самовыражении – любому, так как не требует обязательного владения навыками изобразительной деятельности.

Практика показывает, что техника рисования на воде может применяться для решения широкого спектра психолого-педагогических и коррекционно-реабилитационных задач при работе с людьми различных возрастных категорий. Искусство эбру может стать надежным, очень интересным и красивым помощником для педагогов, воспитателей, психологов, арт-терапевтов, психотерапевтов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психиатров и других специалистов сфер образования, профилактики правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты населения, медицинского обслуживания.

В условиях большой загруженности педагогов и специалистов образовательных организаций применение техники рисования эбру вполне обоснованно. Экологичность, универсальность и комплексность воздействия данного вида живописи на человека позволяют педагогам и специалистам образовательных организаций более эффективно решать поставленные задачи.

Эбру благотворно влияет и на самих специалистов и педагогов, наполняя их жизнь творчеством, делая работу более живой и интересной.

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа. На начальном этапе рисования, при создании фона, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор, образуя на его поверхности своеобразный уникальный цветной узор. Специальными инструментами для эбру уже на этом этапе можно создать прекрасное фоновое изображение или абстрактный рисунок. Затем в соответствии с замыслом художника краска наносится еще раз для создания с помощью специальных инструментов и художественных приемов различных формализованных изображений.

Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавным изгибами линий на поверхности воды создает седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать четкие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей и взрослых, повышает их самооценку.

Специфика процесса нанесения красок на поверхность специально подготовленного водного раствора и создание живописных образов с последующим их закреплением путем переноса на различные поверхности (бумагу, ткань, дерево, пластик, стекло, керамику, металл) завораживают и кажутся волшебством. Необычность и новизна для большинства россиян искусства эбру создают устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя. Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания как центральной функции внутреннего самоконтроля.

Еще одна особенность эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес. Созданные работы получаются яркими и красивыми, радуют глаз, повышают настроение и самооценку. Кроме того, в эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики.

Наряду с этим создание высокохудожественных образов в технике эбру очень тонкий и одухотворенный процесс. Соприкосновение с многообразной цветовой палитрой красок и взаимодействие с природными материалами (минералы, вода, дерево) создает гармонизирующий эффект, способствует улучшению эмоционального состояния, а также может помочь при диагностике состояния эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.

Особое значение при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью имеет наличие в эбру целого арсенала инструментов, техник рисования и материалов, на которые можно переносить созданные образы. Такое разнообразие создает дополнительный развивающий потенциал и является хорошей основой для поддержания устойчивого интереса к занятиям, а также обеспечения вариативности занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и решаемых задач.

Эбру-терапию специалисты считают одним и инновационных арт-терапевтических методов. Практика ее применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека.

Каждый специалист строит занятия с использованием искусства эбру и определяет их организационную форму в соответствии со своими профессиональными компетенциями, решаемыми задачами и с учетом индивидуальных особенностей людей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, техника рисования на воде эбру находит свое практическое применение в области диагностики, в сфере коррекционной и реабилитационной работы с различными категориями детей и взрослых (в том числе с ОВЗ и инвалидностью, а также трудностями социализации и обучения), в сфере дополнительного образования детей и взрослых.

Среди основных результатов после проведения занятий и мастер-классов можно выделить:
– развитие навыков коммуникации, группового взаимодействия;
– повышение уровня мотивации к творчеству;
– навыков коммуникативной сферы;
– развитие навыков самоконтроля;
– коррекция высших психических функций.

Все это напрямую связано с успешной социальной включенностью детей и подростков с нарушениями развития в современное социокультурное сообщество.

Наблюдения за родителями детей и подростков данной категории позволили зафиксировать изменения в эмоциональной сфере: улучшение настроения, отношения к себе и окружающим, взаимоотношений с детьми; повышение веры в способности и возможности своих детей.

Елена БАЖАНОВА, арт-терапевт, психолог колледжа малого бизнеса №4


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt