search
main
0

Джек Лондон ждет детей каждое лето. На своих берегах. Николай ДУДОВ, губернатор Магаданской области

Особенности Магаданской области – удаленность от федерального центра, суровые климатические условия, большие, порой в сотни километров, расстояния между населенными пунктами. Все эти факторы, безусловно, влияют на состояние и развитие всей социальной сферы, не может быть исключением и система образования.

На территории площадью 461,9 тысячи квадратных километров проживают около 200 тысяч северян. Значительная часть населения – люди зрелого возраста. Численность школьников ежегодно сокращается примерно на полторы тысячи человек в связи со снижением рождаемости в 90-е годы. Вместе с тем возросло число детей дошкольного возраста. Система образования учитывает запросы на образовательные услуги всех категорий обучающихся и их родителей. Сеть образовательных учреждений за последние годы не претерпела существенных изменений. В связи с ликвидацией неперспективных поселков происходит закрытие школ, но эта работа проводится продуманно, делается все необходимое для того, чтобы дети продолжали обучение и получили полноценное образование.

В Магаданской области, в отличие от центральных районов страны, незначительная сеть сельских школ, 26% от общего количества. Увеличивается число малокомплектных школ. В связи с тем, что в некоторых поселках области остаются работать только старательские артели, возникает необходимость обучения детей, проживающих там с родителями, в условиях интерната. За последние три года численность воспитанников интернатов возросла в два раза. Появляется интересный опыт создания на базе образовательных учреждений культурно-образовательных центров, когда под одной крышей не только мирно уживаются, но и плодотворно сотрудничают общеобразовательная школа, библиотека, школа искусств и клуб. В четырех школах, имеющих статус национальных, изучаются корякский и эвенский языки. Внеклассная работа помогает ребятам лучше узнать историю своего народа, способствует сохранению традиций коренных жителей области.

– Каковы особенности кадровой политики в сфере образования?

– Профессиональный уровень педагогов в нашей области достаточно высок, практически все имеют педагогическое образование или обучаются заочно в Северном международном университете, 80% учителей имеют квалификационную категорию. Школы активно работают с вузами, преподаватели высшей школы ведут спецкурсы, руководят научной деятельностью старшеклассников.

Особенность нашей территории – большая миграция населения. Пик оттока за пределы области пришелся на 90-е годы, в связи с этим возникла острая потребность в педагогических кадрах. Органы управления образованием смогли решить ее за счет реорганизации образовательных учреждений, создания образовательных комплексов, привлечения студентов-выпускников Северного международного университета к проведению практики в отдаленных от центра школах с последующим их трудоустройством. Нужно отметить, что все молодые специалисты, работающие в районах области, обеспечиваются благоустроенным жильем и пользуются социальными льготами. К сожалению, мы еще испытываем большую потребность в специалистах по остродефицитным специальностям, поэтому в перспективе будем предусматривать выделение средств на приглашение специалистов из других территорий.

– Николай Николаевич, какую помощь может оказать педагогам губернатор?

– Важным фактором кадровой политики администрации области стала последовательность в обеспечении социальных гарантий работников образования. В течение трех лет своевременно выплачивается заработная плата с учетом индексации. Для педагогов, работающих в отдаленных поселках, установлена и выплачивается 25-процентная надбавка к окладу. В соответствии с областным законом «Об образовании в Магаданской области» всем педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию, устанавливаются доплаты. За значительный вклад в развитие образования нашего региона учреждено звание «Почетный работник образования Магаданской области», имеющим это звание установлена 20-процентная доплата.

– Условия в области суровые, северные. Что можно сделать для охраны здоровья детей и педагогов?

– Во главу угла мы ставим профилактическую работу по предупреждению авитаминоза, простудных заболеваний, укреплению опорно-двигательного аппарата.

В 2003 году завершен областной смотр-конкурс на лучшую организацию физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях области. Его проведение способствовало укреплению материальной базы физкультурных залов дошкольных учреждений, активизации работы по укреплению здоровья воспитанников, уменьшению заболеваемости. Продолжается работа по введению во 2-11-х классах общеобразовательных учреждений третьего (дополнительного) часа физической культуры. В настоящее время он введен в половине школ области.

За два года из различных источников финансирования приобретено и направлено в образовательные учреждения области спортивное снаряжение и оборудование на общую сумму свыше 12,7 млн. рублей. Продолжает восстанавливаться сеть внешкольных учреждений спортивной направленности.

На 2% по сравнению с прошедшим учебным годом увеличился охват учащихся общеобразовательных школ горячим питанием и составил 72%, что выше среднероссийского показателя.

Особое внимание уделяется летней оздоровительной кампании. Администрация области, главы администраций муниципальных образований выделяют дополнительные средства, что способствует качественному оздоровлению детей на базе пришкольных, загородных лагерей. Используем и свои природные возможности. Популярностью пользуется красивейшее озеро Джека Лондона, на берегу которого уже много лет подряд разбиваются палаточные городки для старшеклассников. Все дети Северо-Эвенского национального района летний отдых проводят в лагере, созданном на базе горячих подземных источников Таватум. Количество детей области, прошедших оздоровление в летний период, ежегодно увеличивается. Уникальной здравницей является курорт «Талая», на базе которого круглогодично осуществляется оздоровление детей, их родителей. Этот курорт, оснащенный современным оборудованием, способный оказывать весь комплекс оздоровительных услуг, не уступает по значимости лучшим курортам и санаториям России и известен далеко за пределами области.

– Какие связи налажены в регионе с образовательными учреждениями других регионов, стран?

– С Республикой Саха (Якутия) мы имеем давние связи, так как решаем общие вопросы обучения детей коренных народов Севера, используем опыт соседей в организации обучения детей в оленеводческих бригадах. С Камчатской областью и Корякским автономным округом организовали подготовку учебных пособий для детей коренных народов Севера.

Администрация Хабаровского края много лет оказывает нам помощь в организации обучения и развития глухих и слабослышащих детей в краевой школе-интернате, повышении квалификации руководителей муниципальных органов управления образованием.

С Чукотским автономным округом область много лет успешно сотрудничает при подготовке педагогических кадров со средним профессиональным образованием для работы в детских садах и школах национальных сел Колымы. Крепким, деловым остается содружество образовательных учреждений региона с Российским санитарно-реабилитационным центром для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Евпатории. Сотрудничество с ним продолжается более 15 лет.

Научное руководство по различным направлениям опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях области осуществляют научно-педагогические кадры образовательных и научных учреждений центральных районов страны. В их числе – профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО И.М.Бгажнокова, доцент кафедры логопедии Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена Л.Б.Баряева, доктор педагогических наук профессор Т.И.Шамова, другие известные специалисты в области педагогики.

Школы Магадана длительное время сотрудничают с Международной ассоциацией развивающего обучения, Открытым институтом развивающего образования; дошкольные учреждения – со Смоленским государственным педагогическим университетом, Институтом семьи и дошкольного воспитания РАО, Центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.

Налажены двусторонние связи со школами Магадана и городами-побратимами штата Аляска. Магаданские старшеклассники ежегодно участвуют в международных конкурсах, проводимых Американским советом преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ), в рамках программы обменов с США. Победители конкурсов проходят годичное обучение в школах США.

Бесспорно, опыт взаимного сотрудничества обогащает и дает импульс для творческого поиска, способствует решению многих задач, которые невозможно решить без взаимодействия с нашими коллегами из других территорий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте