Основная задача современного образования может быть сведена к следующему: развивать ребенка как личность мыслящую, нравственную, творческую. Ее решение возможно через многие составляющие образовательного процесса. Одна из них – общение. Наша профессия дарует нам великое счастье общения с детьми, с будущим, с грядущим. Но всегда ли дети ждут этого общения с радостью? Всегда ли предмет, любимый нами, становится таковым и для детей? Что же омрачает наше общение?
Вариантов ответа может быть бесконечно много, но есть один бесспорный. Это… страх, неуверенность в себе, в успехе: «Я недостаточно подготовлен, а меня сегодня вызовут, я вообще ничего не успеваю…» А учитель? Ему тоже часто бывает не по себе: нужно оценить знания, и хорошо, если есть что оценивать. Здесь традиционный подход от «2» до «5» далеко не всегда выход, особенно если это «2». Знаний и так нет, а теперь нет и стимула выучить. Более того, чаще всего учитель не может поставить итоговую «5» или «4», если есть текущие двойки. Но ведь мало ли что может у человека случиться?! Может, плохое самочувствие, или заболела любимая собака, или поссорился с родителями, в конце концов просто устал, и в результате – «2» . Или другая ситуация: правильный ответ – «5» , блестящий ответ – тоже «5» и выполненная на 97% работа – тоже «5». Возникает закономерный вопрос: а зачем быть блестящим, если выше «5» не поставят? Такие размышления и вопросы и породили поиск новых, более совершенных форм контроля. Ясно, что новый контроль должен стать таким, чтобы каждый ученик был уверен в том, что в нем есть «солнце» и он может стать блестящим. Насколько актуально звучит сегодня сократовское «в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»? Пусть каждый поверит в себя, научится делать свой выбор, а иначе, на наш взгляд, ни о какой мыслящей, нравственной, творческой личности не приходится говорить.Для решения обозначенных проблем можно использовать так называемую рейтинговую систему оценивания знаний, умений и выбор способов деятельности учащихся. Здесь под рейтингом следует понимать индивидуальный числовой показатель оценки учебного труда школьника. В чем же особенности названной системы?На наш взгляд, она ставит учителя и ученика в ситуацию взаимной ответственности, когда в ходе работы идет разговор на равных и царит закон: чем больше отдаешь, тем больше получаешь.Кроме того, система вынуждает даже самых нерадивых учеников ежедневно выполнять необходимый минимум работы без унизительного «я не готов» и «садись, «2», чтобы в конечном итоге не оказаться в положении должника и заложника собственной лени. Неудовлетворительная отметка исключена. Такой подход учит учиться, дети не боятся идти в класс на урок, для них очень важно, чтобы урок состоялся, потому что это очередной шанс сравнить свои старания и знания с другими, почувствовать свою значимость.Немаловажную роль в организации взаимоотношений «учитель – ученик» играет то обстоятельство, что учащийся сам определяет уровень и глубину усвоения материала, какая итоговая отметка его устраивает и как это все отразится на реализации его жизненных планов.Использование рейтинговой системы оценивания повышает интерес учеников к предмету, рождает дух соревнования, а кроме этого, позволяет дифференцировать обучающихся по уровням реальных учебных возможностей и степени рвения к учению.Особенно эффективно работает данная система оценивания, когда предлагаются творческие задания: разработка проектов, ментальных карт, кластеров, опорных конспектов.Наши учащиеся легко адаптируются к требованиям высшей школы, так как умеют самостоятельно регулярно учиться, работать с информацией; они не испытывают затруднений в понимании и включенности в систему контроля высшей школы. Работа в данной системе предполагает, что перед началом изучения каждой темы учитель должен определить количество баллов, которое необходимо получить, и виды работ учащихся, это могут быть устные ответы, самостоятельная работа по составлению конспектов, кластеров, таблиц, схем, задания в контурных картах, рефераты, сообщения, тестирование, презентации.Отметим, что данная система предполагает открытый учет знаний. С этой целью для каждого класса учитель заводит папку по следующей форме (см. табл. 1). Учет максимума и минимума количества баллов позволяет учащемуся самому определить, какую отметку он получит по каждому виду работы. Это возможно, так как каждый учащийся знает, сколько баллов «стоит» традиционная отметка, и может предпринять усилия по улучшению ситуации. Один из многих плюсов оценивания с помощью рейтинга заключается в том, что учащийся не может произнести сакраментальное «Она мне поставила» и вынужден признать: «Я сам так работал и получил за работу», а главное, каждый может быть успешным, важно просто захотеть. Но, как и любая другая форма контроля, рейтинг страдает и определенными недостатками. Первый из них – это неприятие системы теми, кто не привык работать на уроке и дома, у кого отсутствуют желание и умение делать выбор и брать ответственность на себя. Кроме этого, каждый учащийся должен обязательно готовиться к каждому уроку и сдавать те темы, которые были пропущены, пересдавать материал, по которому были получены не очень высокие баллы. Для учителя это трудоемкий процесс, так как требуется четко определить содержание и формы работы по каждой теме, внеурочное время для пересдачи материала. Определенная доля субъективизма, к сожалению, присутствует в определении видов учебной работы и их «стоимости». Но положительные результаты совместной деятельности и удовлетворенность друг другом учителя и детей восполняют все издержки.Как начинать работать по рейтинговой системе оценивания деятельности учащихся? Прежде всего необходимо ознакомить учащихся с положением о рейтинговой системе и рассказать о преимуществах и определенных сложностях, с которыми связана работа по данной системе.Учитель должен продумать, какие виды работ он предложит учащимся при изучении темы. Следует определить «стоимость» в баллах каждого вида работы, продумать, как каждый учащийся сможет заработать необходимое количество баллов.Перед началом изучения темы необходимо обсудить с учащимися варианты деятельности и сроки их реализации.Все расчеты производятся исходя из того, что каждой традиционной отметке соответствует определенное количество баллов:- отметке «3» соответствует 7 баллов, однако и 6, и 8 баллов – это также «3»;«3» = 68 б.- отметке «4» соответствует 10 баллов, 9, 11, 12 баллов – это также «4»;«4» = 9 11, 12 б.- отметке «5» соответствует 15 баллов, 14 баллов – также «5», 13 баллов может быть принято за отметку «5»;«5» = 13, 14 <15 б.Основными баллами, таким образом, являются 7, 10, 15 баллов.Например: повторительно-обобщающий урок по теме «Образование древнерусского государства» (см. табл. 2). Следует иметь в виду, что отметку за урок получает каждый учащийся, а если учащегося не удовлетворяет отметка, он имеет право доработать тему после урока.Методика ведения подсчета необходимого количества баллов для отметки или за работу по теме, или итоговую за четверть, полугодие, годПредположим, что за четверть конкретный ученик должен был выполнить 4 вида работ, тогда: – на пятерку необходимо 15 баллов х 4 = 60 баллов;- на четверку необходимо 10 баллов х 4 = 40 баллов;- на тройку необходимо 7 баллов х 4 = 28 баллов.Наши учащиеся знают и понимают, что возможно и необходимо заработать то или иное количество баллов. А если их не хватает, необходимо определить вместе с учителем, какой вопрос или тему можно сдать и в какой форме.Если ученик наработал большее количество баллов, чем требовалось, он получает их в качестве призовых на следующую четверть и может их использовать в качестве дополнительных при общем оценивании работы.Данная технология предполагает также использование системы штрафов, что оговорено в положении о рейтинге (за списывание домашнего задания, за обман во время тестирования можно лишиться до 30 баллов; за невыполнение задания к трем урокам подряд потери составляют 10 баллов), но применение столь жестких мер бывает крайне редко, так как обычно учащиеся понимают, что лучше получить хотя бы минимум баллов, а потом на уроке доработать, чем начинать с 0 баллов, а потом пересдавать после уроков.Надо отметить, что данная методика использовалась в качестве эксперимента на протяжении пятнадцати лет и на сегодняшний день в связи с внедрением новых образовательных стандартов вызывает повышенный интерес и положительную оценку не только у коллег и обучающихся, но и у их родителей.Технология рейтинговой оценки знаний помогает личности социализироваться, соответствует современным требованиям развития универсальных учебных действий обучающихся. Она создает комфортные условия на уроке, снимает состояние напряженности, развивает познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные действия ребят. Дети обучаются не только планировать учебное сотрудничество и свое участие в нем, но и структурировать информацию, планировать результаты и оценивать самостоятельно уровень достижений.Алла ТАБАЧЕНКО, учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением математики №139, эксперт ЕГЭ по обществознанию, Санкт-Петербург
Комментарии