search
main
0

«Движение вверх». Военная драма под видом спортивной

Блокбастер Антона Мегердичева «Движение вверх» собрал рекордную для российского кино кассу, побив на этом поле «Иронию судьбы…», рекордсмена прошлых лет.

Фильм снят по мотивам одноименной книги Сергея Белова и рассказывает о реальном эпизоде из истории советского спорта: в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене наша сборная по баскетболу обыграла американцев, не проигрывавших никому с 1936 года. Отрыв получился небольшим – 51:50, все решилось буквально за три секунды до финального свистка, но в спорте, как и на войне, – aut Caesar, aut nihil (лат. «Или Цезарь, или никто»). Черная страница для американского баскетбола и триумфальная для советского (а теперь и для российского).Этот отрезок времени и стал отправной точкой сюжета и ее мифологическим измерением (не случайно и то, что снимать начали именно с этой сцены). Итоговый хронометраж картины 2 часа 13минут. И, честно говоря, он кажется несколько затянутым, а временами нудным.Если спортивные эпизоды хороши и зрелищны, то сцены из повседневной жизни напоминают некий бородатый анекдот – про дефицит, черную икру как основную валюту, конформизм партийных лидеров, голодный взгляд советского гражданина, обращенный по ту сторону кордона. Учитывая особенности жанра, приходится принять, что для драматизма необходимо наличие контрастов: технически продвинутый Запад и отстающие мы, тренер Гаранжин (Владимир Машков), идущий вопреки системе, и трусливый приспособленец Терещенко (Марат Башаров), вечная любовь и болезнь, ограничивающая земной срок.Еще контраст – витальность команды, впечатляющей слаженностью, и недуги некоторых игроков: тут зрение плохое, тут порок сердца (благодаря этому факту выросла трогательная лавстори), у самого бронебойного игрока повреждено колено…Можно это назвать советской синергией. В «Легенде №17» акцент делался на Харламове (Данила Козловский), то есть в русле голливудского кино с его героем-индивидуалистом. В этом же фильме акцент делается на всей команде, где по отдельности каждый в чем-то несовершенен: кто-то болен, кто-то националист, у кого-то личные интересы выходят на передний план, но вкупе все тянут на сверхчеловеческий уровень.Жертвуя эгоистичным, побеждают противника. Фраза главы Госкомспорта (Сергей Гармаш) о том, что победителей не судят, здесь не случайна. Если представить на месте спортивного поединка военное сражение, логика не нарушится, а все архетипы останутся на месте. И главнейший из них – фигура командира, то есть тренера. Именно он собирает интернациональный состав (до этого момента основной костяк сборной составляли игроки ЦСКА), поддерживает моральный дух ребят, жертвует во имя победы личными и даже семейными интересами, ставит на кон свою репутацию, ни на секунду при этом не теряя самообладания. Машков с ролью справился отлично, умудрившись переплавить в обаятельный сплав сталь голоса и взгляда с человечностью намерений и поступков, а также жертвенность (без грамма самоуничижения).Попытавшись избежать прямолинейности, автор, то ли сознательно, то ли нет, попытался использовать иронию (не в принципиальных, второстепенных вещах), из-за чего не совсем понятно, чего здесь больше – гордости за прошлое или некоторого стеба. С одной стороны, блистательный спорт, с другой – дрянные автоматы с газировкой и дефицит ниток (один из спортсменов попадается в таможне с ворохом мотков), плохая медицина, бюрократические проволочки. Эта двусмысленность не дает покоя. Зритель вполне ведь может прочитать месседж «победили не благодаря, а вопреки», а из этого проистекают не совсем радужные выводы. Если есть крутые спортсмены и косная система, то что плохого в том, чтобы остаться за рубежом и продать себя в местные клубы?!Но раз четкого посыла нет, все отдается на откуп интерпретатора. Наконец, тренер Гаранжин олицетворяет все то, ради чего все-таки стоит играть в своей команде и биться за свою страну. Это хорошо показано с помощью параллельного монтажа: его отеческое, напутственное (как перед боем) обращение к игрокам, с одной стороны, и попытка тренера-американца мотивировать свою сборную тем, что после победы им будет легче продать себя в престижные клубы. Вспоминаются две цитаты из известного фильма: «У кого правда, тот и сильнее» и «Здесь вообще все просто так, кроме денег», отлично иллюстрирующие диаметральные подходы.Главное достижение картины состоит не в реконструкции матча, а в создании настроения, напряжения и саспенса, царящих на площадке и трибунах. То есть художественная правда достигнута. Видно, что в спортивную часть вложены основные творческие силы. Рапидные съемки здесь вообще безупречны, а вкупе с музыкой создают дополнительный драйв (как тут не вспомнить сиквел «Боя с тенью», другое детище режиссера). Что касается слоу-моушна, с ним немного переборщили на последней минуте матча. Но здесь можно понять: показать всю емкость и судьбоносность трех секунд с помощью кинематографических средств не так просто.В «Движении вверх» явный дисбаланс между технически блестящей спортивной частью и шаблонным отображением эпохи, которое скрашивается воздействием на эмоциональном уровне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте