Для того чтобы за тобой пошли, чтобы к тебе прислушивались и ценили твое мнение, нужно стать примером во всем.
- Быть позитивным: замечать прекрасное, видеть возможности, лелеять свою способность удивляться и удивлять.
Это пригодится, например, на этапе мотивации к участию в проектах и конкурсах. Подбор смысловых, речевых, визуальных примеров – подача информации – напрямую связан:
– с тем, какой положительный ментальный образ самого конкурса и сообщества людей, в нем участвующих, будет создан;
– с тем, увидят ли обучающиеся в озвученном предложении возможность быть признанным в социальной среде;
– как следствие – с количеством заинтересовавшихся позитивной деятельностью ребят.
- Быть вовлеченным. Здесь трудно не вспомнить четверостишие поэта Эдуарда Асадова:
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все–таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин…
Искренний интерес к тематике позитивной деятельности, понимание, что замечают вокруг себя ребята, чем они хотят заниматься, желание соединить это не ради игры, а прожить новый опыт вместе – это и про вовлекать, и про развивать, и про гореть, и про зажигать новые звезды.
Дети, особенно подростки, остро чувствуют фальшь. Когда предложение звучит как приговор, связывает своим «надо» по рукам и ногам путами долга, уважения не заслужишь. Мой сын в 5‑м классе не хотел проводить игры и конкурсы в рамках новогоднего огонька, но и отставать от коллектива, когда есть договоренность, тоже было неправильно. Он поделился своими переживаниями, и вместе мы пришли к решению, что игры он проведет. Только они будут компьютерные (сын тогда серьезно увлекся программированием), написанные специально к классному мероприятию на тему рождественских гаданий. После праздника классный руководитель отметила необычность такого решения и предложила выйти с ним на конкурс (она со своими опытом и увлеченностью проектной деятельностью сразу увидела потенциал проведенной работы). В итоге с этим проектом педагог и ребенок стали победителями областного конкурса, а затем заняли 3‑е место в Международном конкурсе «Математика и проектирование». Дальше были новые проекты и победы, а в итоге поступление в один из лучших вузов страны.
Это все к тому, что ребенок и наставник выбирают задание или тему, которые подразумевают их совместную работу. И тема, и путь к раскрытию или созданию продукта/конкурсной работы должны быть интересны и тому и другому.
- Шагать в ногу и впереди: конечно, банально говорить о развитии кругозора в различных сферах жизни и областях знаний. Сегодня московское образование немыслимо без выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития, участия в образовательных программах.
Поэтому здесь немного о другом – о способности слышать шум такого сжатого, такого ритмичного в наш век времени, о впитывании всего, что может облегчить жизнь, помочь в создании чего-то нового, о выходе из зоны комфорта без выхода из нее. Противоречие? Это как посмотреть… Вот пример. Годами я монтирую видео в полупрофессиональной программе, но мне требовалось время не только на монтаж, но и на ритуал – настроиться, примириться с «надо» и «в срок», разложить материал по папкам, выстраивая логику. В итоге каждый видеоролик превращался в трудоемкую, выматывающую работу. Коллеги, у которых не было опыта работы на региональном телевидении, подходили к подобным задачам проще: прямо в телефоне и побыстрее. Стоило попробовать, всего одна попытка в приложении на телефоне показала, как можно сэкономить время без потери качества, потому что «клеить» и «чистить» видео можно в дороге. Кстати, это и настроя не требует, поскольку происходит вроде как между делом.
- Быть опорой: наставник помогает воспитаннику двигаться вперед, поддерживает его, но не выполняет работу за него, поэтому опора эта… балансирующая. Одного ребенка нужно ненавязчиво контролировать – условия, регламент и прочие моменты позитивной деятельности; другому – помочь выстроить логику, задавая наводящие вопросы, сопоставляя с планом; третьему – помочь найти экспертов или наладить контакты.
Советникам по воспитанию предстоит сделать еще много, могу только отметить, что как значимые в жизни ребенка взрослые мы вряд ли не уйдем от концепции зоны ближайшего развития (по Выготскому). И вместе с тем все эти наши «быть» идущего по дороге наставничества мы делаем в ритме с РДДМ «Движение первых»: «Быть первым!», «Быть в движении!», «Быть с Россией!» «Быть вместе!».
Анна ЛУКЬЯНОВИЧ, советник директора по воспитанию школы №2045 имени Героя Российской Федерации Д.А. Разумовского
Комментарии