search
main
0

Дважды Герой нашего времени: 25 сентября Артуру Николаевичу Чилингарову исполнилось бы 85 лет

Конечно, редакция «Учительской газеты» хотела бы встретить этот день рождения вместе с юбиляром и высказать ему все самые добрые поздравления и пожелания.  Но Артура Николаевича нет больше с нами, он ушел из жизни 1 июня 2024 года. Воздадим же должное светлой памяти этого благородного и сильного гражданина, настоящего патриота, Героя Советского Союза и Героя России, выдающегося ученого – географа, океанолога и исследователя полюсов Земли, члена-корреспондента РАН по отделению наук о Земле (география), бесстрашного первооткрывателя и полярного исследователя, харизматичного романтика.

Фото: пресс-служба РГО

Очень трудное детство

Жизненный путь А.Н.Чилингарова рельефно показывает большой духовный и творческий потенциал российского народа.

Артур Николаевич родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде. Отец Николай Гаврилович Чилингарян был известным партийным деятелем, переведенным из Армении на работу в Северную столицу. Несомненно, гены политика и общественного деятеля передались сыну.

Во время войны маленький Артур жил в блокадном Ленинграде, откуда его вывезли только в мае 1944 года. Сохранились его воспоминания, как он дважды был на волосок от смерти.

Здание, в котором жили Чилингаровы, часто подвергалось бомбардировкам. Однажды от очередного взрыва обвалился потолок в квартире семьи. Артура и его родителей спасли железные спинки кроватей, на которые обрушилась кровля.

Второй раз от неминуемой гибели спасла тетя Ксения Георгиевна. Артура чуть не убила собственная мать. У несчастной женщины украли хлебные карточки, и она не знала, чем кормить маленького сына. Женщина не могла вынести лишений блокады и решила покончить жизнь самоубийством. Артура мать планировала отравить серой, которую ножичком старательно соскоблила со спичечных головок, собирая смертельную порцию. Лишь чудо спасло мать и сына от гибели: тетя принесла продукты, и вся семья вздохнула с облегчением.

Благодаря беспредельной самоотверженности любимой тети Артур всегда был сыт. Тетя работала в госпитале и часто брала племянника с собой. В госпитале ребенок мог досыта наесться. Однако за такое в те времена строго наказывали, поэтому Артуру приходилось прятаться в морге. Лишения войны и послевоенных лет воспитали выносливость и мужественность.  Наверное, от этого и его неиссякаемый оптимизм.

Затем Артур был эвакуирован в Усть-Каменогорск (Казахстан), а после войны вернулся в родной город. Казалось бы, все страшное позади. Но нет. Его отец был помощником первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Петра Попкова, занимался вопросами архитектуры и градостроительства.  Николай Гаврилович был репрессирован и расстрелян в 1949 году по сфальсифицированному «ленинградскому делу», реабилитирован в 1954 году. Поэтому Артур жил долгое время с матерью и отчимом Павлом Михайловичем Белостоцким в Орджоникидзе (Северная Осетия).

Путь в Арктику

После окончания школы в 1957 году юноша работал слесарем-монтажником на Балтийском судостроительном заводе имени С.Орджоникидзе в Ленинграде.
Но Артур мечтал о покорении морей. По его воспоминаниям, «полярником стал не сразу. Сначала твердо решил связать свою жизнь с морем. Подал документы в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О.Макарова. Там тогда хорошо кормили и обеспечивали красивой формой, что тоже привлекало. Но по конкурсу на престижный механический факультет не прошел».

Юноша посчитал, что ему намеренно как сыну репрессированного занизили оценки на проходных экзаменах. Чтобы добиться справедливости, он пришел к начальнику училища, который выслушал и предложил Артуру поступить на арктический факультет, где еще были места.

Во время учебы начинающему исследователю предстояло проходить практику в Карском море. Будущего полярника тут же сильно укачало. «Когда сошел на берег в Диксоне, сказал себе: «В гробу я видел эти моря!» – вспоминал Чилингаров. Лишь спустя время благодаря многочисленным тренировкам ему удалось победить морскую болезнь.

Первооткрыватель

Материалы для своих исследований А.Н.Чилингаров собирал лично во многих крупных полярных экспедициях. Профессиональная биография началась с исследования Северного Ледовитого океана. Он всегда шел туда, где никто не бывал, и делал то, что никто не делал, не думая об опасности.

В 1963-1965 годах Артур Чилингаров работал инженером-гидрологом в Тиксинской арктической научно-исследовательской обсерватории Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Якутской АССР, где изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу. Являлся научным сотрудником обсерватории Ленинградского арктического и антарктического института.

В ноябре 1969 года Чилингаров был назначен руководителем комсомольско-молодежной дрейфующей полярной станции «Северный полюс-19». Это была первая высадка станции в условиях полярной ночи. Дрейфовала станция 1256 дней. Длина дрейфа составила 6705 км по прямой.

Однажды полярники разместились на льдине, которая села на мель. Льдина начала разрушаться. Лишь чудом удалось избежать жертв среди членов команды. Позднее Чилингаров писал: «Меня заботило главное – как уберечь людей. Я вообще считаю, что любую экспедицию, какие бы она ни дала результаты, следует считать неудачной, если погиб хотя бы один человек. Тогда, слава богу, удалось сохранить всех. Но, уже находясь на материке, я мог ночью спрыгнуть с кровати, думая, что подо мной ломается лед».

При этом Чилингаров и его подчиненные не прекращали научные исследования. Полученные результаты позволили обосновать возможность круглогодичного использования трассы Северного морского пути на всем ее протяжении.

СП-19 предоставила Чилингарову возможность в экстремальной обстановке проявить свойственные ему хладнокровие, находчивость, смелость.
Неудивительно, что Артуру Николаевичу стали поручать самые трудные и опасные дела.

Полярник работал в научных экспедициях в Заполярье и Антарктике: возглавлял научно-исследовательские высокоширотную научную экспедицию «Север-21» и дрейфующую станцию «Северный полюс-22», трудился начальником 17-й советской антарктической экспедиции на станции «Беллинсгаузен».

Бог хранит

В 1974-1979 годах Артур Николаевич – начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. Под его руководством сотрудники управления должны были поставить датчики. Однако во время взлета самолет зацепился за ледяные глыбы и стал падать, его понесло к большой трещине. Как вспоминал Чилингаров: «В салоне людей пораскидало в разные стороны, начало что-то гореть. У меня же были детонаторы – с помощью взрывов расчищали лед, – в случае сильного удара они могли взорваться. Тогда разнесло бы на куски и самолет, и людей. И я делал все, чтобы они не попали под удар. Слава богу, обошлось». Позже Артур Николаевич всегда крестился перед посадкой на самолет.

Главный по Арктике, Антарктике и Мировому океану

Инициативного, склонного к организаторской работе, умеющего ладить с людьми А.Н.Чилингарова заметили наверху. В 1970-1980-е годы он выдвигается на высокие посты в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Проходит путь от начальника территориального управления в Амдерме до заместителя председателя комитета.

С конца 1970-х – по середину 1980-х годов Артур Николаевич занимал должность начальника Управления учебных заведений комитета, а в 1986-1992 годах являлся заместителем председателя Госкомгидромета СССР, начальником Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. Одну из множества своих наград – Государственную премию СССР – Артур Чилингаров получил в 1981 году, им была разработана методика погрузо-разгрузочных работ на ледовый припай Ямала.

Под руководством Чилингарова впервые в Арктике начали применять электронно-вычислительную технику, а также ракетное зондирование атмосферы. Это позволило облегчить проведение полевых наблюдений и повысить надежность метеорологических и ледовых прогнозов. Тем самым были заложены основы научно-технической революции в важнейших областях исследования полярных регионов.

Ледокол Чилингаров

Кабинетная работа, однако, никак не могла удовлетворить кипучую натуру Чилингарова.  Из-за постоянного риска и опасности Артур Николаевич привык всегда помогать тем, кому это необходимо.

Вершиной его спасательной деятельности стала зима 1985 года. В полярную ночь, когда никто к берегам Антарктиды подходить не отваживается, он отправился на ледоколе «Владивосток» к флагману советской антарктической экспедиции – научно-исследовательскому кораблю «Михаил Сомов», наглухо вмерзшему в ледовый шельф моря Росса. На «Сомове» не хватало топлива, продукты и пресная вода тоже были на исходе. Но самое страшное – громадные айсберги, горами стоявшие вокруг судна. Никто не знал, когда они перейдут в атаку. Для 53 полярников каждый день мог стать последним.

С каким упорство Чилингаров шел на мощном ледоколе на помощь! Ему нравилось стоять на мостике, когда ледокол крушил льды и пробивал себе дорогу, нравилось еще и потому, что сам он по характеру ледокол. За эту его неудержимую сокрушающую силу, умение отстоять свою точку зрения и уважали Чилингарова полярники. Да и не только полярники…

Командир экспедиции сутками не уходил с мостика, часами кружил над белой пустыней на вертолете, отыскивая лазейку в ледовых лабиринтах. Как вспоминал Чилингаров: «В неистовых пятидесятых широтах уже мало кто мог выйти на палубу, всех укачивало. Но я же начальник. Каждый день, хоть умри, приходилось делать обход судна. В один из таких обходов, когда ледокол кидало, как ваньку-встаньку, и крен достигал 50°, под моими ногами что-то внезапно оборвалось. Волна накрыла с головой. Палуба на мгновение мелькнула, но уже не внизу, а под прямым углом. Волна несла меня в открытый океан. Я уже был за бортом, когда руки автоматически во что-то вцепились. Оказалось – в поручни. Пальцы разжать потом долго не мог».

Ледокол «Владивосток» пробился к дрейфующему уже четыре с половиной месяца «Сомову». Такая спасательная операция была первой в истории Антарктики. Ей до сих пор нет аналогов.

В 1986 году Артур Чилингаров получил звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение задания по высвобождению в условиях полярной зимы научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» из льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм».

В жизни всегда есть место подвигу

В 1986 году Артур Чилингаров участвовал в ликвидации последствий аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС.

В 1987 году полярник руководил научной экспедиции на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу. Удивительным совпадением является тот факт, что атомоходное судно «Сибирь», на котором Чилингаров отправлялся к Северному полюсу, было произведено на том же самом заводе, где в ранней юности трудился сам Артур Николаевич.

В ноябре 1991 года Чилингаров руководил первым в мире перелетом тяжелого транспортного самолета Ил-76 в Антарктиду: нужно было вывезти со станции «Молодежная» смену зимовщиков. Длина взлетной полосы на чилийской базе «Марч», где им предстояло сесть, была в два раза меньше, чем нужно для Ил-76. «Когда стало ясно, что садиться будем, я отозвал всех людей в хвостовую часть и заставил привязаться как можно крепче – при неудачной посадке, как известно, все превращается в кашу, кроме хвоста. Самолет сел.

Еще сложнее, на грани смертельного риска, оказался взлет. Когда в очередной раз заглохли моторы и Ил-76 вновь безжизненно застыл на краю ледяной пропасти, нас охватило уже не отчаяние, а коварно-приятная дремота замерзающих навсегда в пургу. Каким-то остатком затухавшего «надо» я все же дал еще одну команду. И мы взлетели!» – вспоминал Артур Николаевич.

Чилингаров стал одним из первых, кто прилетел на Антарктиду на «тяжелом» самолете.

Полет в Антарктиду в 1991 году. Фото из личного архива Артура Чилингарова. Пресс-служба РГО

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Артур Николаевич Чилингаров сложился как полярник советской школы, но в начале 1990-х годов ему приходилось работать в обстановке, когда стало очевидным, что Правительство РФ, мягко говоря, не очень доброжелательно относится к Арктике. Некоторые государственные и политические деятели, ученые совершенно открыто проявляли свою неприязнь. Они считали, что широкие исследования и другие дорогостоящие работы в Арктике – неоправданная обуза для государственного бюджета. Огромное всестороннее значение Арктики для будущего России игнорировалось.

Вот в такой сложной и противоречивой обстановке Чилингаров не сдал дело жизни, не предал мечты. Полярник решил защищать Арктику совершенно новым для него способом: он ушел в большую политику. Это было единственно правильное решение, в сложившейся обстановке только сверху можно было что-либо сделать. В 1990-е годы он был, по сути, единственным государственным деятелем, который старался обратить внимание правительства на проблемы Севера.

В 1991-1993 годах Артур Николаевич являлся советником председателя Верховного Совета РСФСР по проблемам Арктики и Антарктики.
В 1993-2011 годах – депутатом Государственной Думы РФ I-V созывов. В 1993-2007 годах   был заместителем председателя Госдумы. Являлся специальным представителем Президента РФ по вопросам Международного полярного года, а затем специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.

В 2011-2014 годах Чилингаров был членом Совета Федерации. Входил в Комитет по международным делам. С 2016 года и до конца жизни – депутат Государственной Думы РФ, член фракции «Единая Россия», член Комитета ГД по международным делам.

С начала ХХI века, когда ситуация стала постепенно выправляться, он выступил одним из инициаторов создания специальных комитетов и комиссий по Северу в Госдуме и Совете Федерации, выдвинул ряд национальных программ помощи Северу, обеспечил формирование кредитного Полярного фонда. В феврале 2009 года  Чилингаровым был разработан законопроект «О Северном морском пути», направленный на реализацию Морской доктрины РФ на период до 2020 года.

И еще именно Артур Николаевич – сам блокадный ребенок – через Госдуму пробил определенные денежные средства, помогавшие выжить старикам-блокадникам.

Полярный авиатор

Чилингаров раскрыл новые возможности авиации в полярных районах. Он испытывал вертолеты и самолеты в центральных районах Северного Ледовитого океана и на Южном полюсе. Руководил сверхдальним перелетом многоцелевого вертолета Ми-26, показавшим возможности эксплуатации винтокрылых машин в центральных районах Северного Ледовитого океана. Отвечал за трансконтинентальный перелет самолета Ил-76 в Антарктиду.

В январе 2002 года Артур Николаевич сумел пролететь на одномоторном самолете Ан-3Т (модернизированном «кукурузнике») 1100 километров до Южного полюса, доказав возможность использования легкой авиационной техники в Антарктиде. До той поры еще никому в мире не удавалось достичь южной макушки планеты на одномоторном самолете. Американцы, работавшие там на антарктической станции, были очень удивлены: как это русские умудрились добраться сюда на такой «стрекозе»?

В 2003 году стараниями Чилингарова была открыта долговременная дрейфующая станция «Северный полюс-32», первая после свертывания программы исследования Арктики при развале СССР.

В январе 2007 года два вертолета Ми-8 Федеральной службы безопасности России, на борту которых находились Артур Чилингаров, директор ФСБ Николай Патрушев и его заместитель Владимир Проничев, совершили посадку в центре Антарктиды. Впервые в истории отечественные вертолеты достигли Южного полюса.

Герой северных морей

В июле-августе 2007 года Артур Чилингаров был руководителем научной полярной высокоширотной арктической экспедиции «Арктика-2007» на судне «Академик Федоров», в ходе которой лично руководил погружениями глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на дно океана. 2 августа батискаф «Мир-1», на борту которого находился Чилингаров, опустился на глубину 4261 метр. Впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса. На дне установили титановый триколорфлаг Российской Федерации и капсулу с посланием будущим поколениям.

Однако вернуться из опасной экспедиции было невероятно тяжело. Как вспоминал Артур Николаевич: «Долго не могли подняться, поскольку аппараты залепило илом. Затем при подъеме почти полностью исчезла связь. Фактически всплывали вслепую. Были под водой около девяти часов, вместо запланированных четырех с половиной. А за это время дрейф отнес лед примерно на три км в сторону. Искали полынью интуитивно, на ощупь, попали в нее только после четвертой попытки. Короче, понервничать пришлось немало».

Чилингаров отмечал, что эта экспедиция стала самой тяжелой, а шансов выжить было немного.  Он даже написал завещание.

В 2008 году полярник получил звание Героя России «за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции».

Чилингаров действительно был настоящим героем, который неоднократно приходил на выручку попавшим в беду товарищам и никогда не останавливался ни перед какими опасностями, исходившими от холодных океанических вод.

Артур Чилингаров занесен в Книгу рекордов Гиннесса как первый человек, в течение полугода побывавший на Северном и Южном полюсах.

Полярник руководил экспедицией по доставке олимпийского огня, лично зажег его на Северном полюсе во время эстафеты огня Олимпийских игр в Сочи-2014. Приведем его слова: «Мы за международное сотрудничество в Арктике. И сегодня у России есть возможность выйти в любую точку Ледовитого океана в любое время года, и мы свой олимпийский рекорд уже установили».

Становой хребет Ломоносова

Полярник, герой, политик – в любой из этих «должностей» Чилингаров всегда оставался ученым. Артуру Николаевичу удалось убедительно доказать, что хребет Ломоносова, где скрыта четверть мировых запасов нефти и газа, – это продолжение Сибири. И по международному закону Россия получила эксклюзивное право на добычу несметных природных богатств.

Информационные агентства всего мира с завистью писали об арктической глубоководной экспедиции: о том, что на полюсе удалось взять пробы грунта, способные стать одним из доказательств, что по своему геологическому строению дно в этих высоких широтах является продолжением нашего арктического побережья, а значит, можно обосновать претензии нашей страны на громадные богатые ресурсами подводные пространства.

Через год глубоководные аппараты трудились уже на Байкале, и вновь под началом Чилингарова. Цель экспедиции – изучить «болевые точки» озера, собрать научные данные и подготовить законодательные документы, чтобы улучшить охрану экологии Байкала. Исследователь также занимался разработкой аппарата, способного погрузиться на дно Марианской впадины.

Совместно с коллегами он провел первые исследования морского дна в районе Северного полюса. Эти исследования помогли узнать больше о том, как функционирует Мировой океан. Чилингаров также изучал ледяную оболочку Южного полюса, что дало представление о том, как изменения в климате могут влиять на этот регион. Среди его проектов было развитие Северного морского пути, а также сохранение природы и экосистемы региона.

Работы ученого на Северном и Южном полюсах были важны для защиты окружающей среды и сохранения природы. Они позволили получить более точную информацию о том, как процессы, происходящие в толще вод на полюсах, влияют на всю планету.

Один из предложенных ученым проектов – использование плавающих льдов как источника питьевой воды, что может решить проблему нехватки пресной воды, которая становится все острее. Чилингаров исследовал возможности транспортировки айсбергов, и уже удалось переместить один из них на 50 миль. Идея Артура Николаевича вновь поможет людям, в конце концов именно этим он и занимался всю жизнь.

Большой вклад Артур Чилингаров сделал в развитие одной из самых экстремальных форм туризма – арктического туризма. Он лично проводил экскурсии на самолетах, которые включали в себя посадку на лед и осмотр красот сурового северного края мира.

В апреле 2011 года ученый возглавил экспедицию на дальневосточное побережье России с целью изучения влияния аварии на АЭС «Фукусима-1» на флору и фауну региона.

Непререкаемый авторитет

Исследования Артура Николаевича имеют колоссальное значение, потому что они помогают лучше понимать мир океана, его роль в климатических изменениях и взаимодействии с другими экосистемами нашей планеты.

Чилингаров наиболее известный и авторитетный океанолог в мире. Его исследования имеют огромное значение для всего человечества.

Героического, яркого, харизматичного Чилингарова постоянно приглашали на почетные представительские места. Он был президентом Российской ассоциации полярников, Государственной полярной академии, общества «СССР – Канада», первым вице-президентом Русского географического общества, заместителем председателя Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики, членом Морской коллегии при Правительстве РФ.

Чилингаров пользовался непререкаемым авторитетом за рубежом – был президентом Международной организации за сохранение Антарктиды, членом Королевского географического общества Великобритании и Международного клуба исследователей США.

Признание

Всего четыре смельчака за всю историю нашей страны стали одновременно Героями Советского Союза и России. Один из них – знаменитый полярник, покоритель Арктики и Антарктики Артур Николаевич Чилингаров.

Среди его высоких государственных наград выделим ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» II-IV степеней, «За морские заслуги», высший орден Республики Саха (Якутия) «Полярная звезда», орден Дружбы (Южная Осетия).

Причем российскими регалиями дело не ограничивается, у Чилингаров есть и международные знаки отличия. Он награжден Президентом Республики Чили высшей наградой – орденом «Бернардо О’Хиггинса», Президентом Французской Республики орденом «Почетного легиона», одной из самых значимых национальных наград Франции, Федеральным президентом Австрийской Республики был награжден  большим золотым почетным знаком со звездой «За заслуги перед Австрийской Республикой», награжден высочайшим орденом Республики Армения – Святого Месропа Маштоца и медалью Анании Ширакаци за «значительный вклад в сфере науки и укрепление армяно-российских отношений».

Из общественных наград выделим орден Преподобного Сергия Радонежского, Большую золотую медаль Русского географического общества, премию «За веру и верность» «за исторический вклад в отстаивание интересов России в Арктике и Антарктике» и  научную премию имени Этторе Майорана – Эриче «Наука за мир». Список можно продолжать и продолжать….

«Любовь спасет Арктику»

«Мы вернулись в Арктику навсегда. Мы понимаем, что мы должны делать, есть поддержка руководства страны, и самое главное — у полярников есть желание там работать. Северный морской путь должен быть современной, безопасной трассой для мореплавания», – говорил Артур Чилингаров.

…Одни говорили, что Артур Чилингаров – человек-везение. Другие утверждали: Артур – человек-счастье… Но немногие знали, какими усилиями даются эти «излучения», сколько за всем этим труда, опыта, бессонных ночей.

В Чилингарове воплотилось то, что давно было подмечено: Север, Арктика, точнее люди, связанные с ними, наделены особыми морально-нравственными чертами, им свойственен необычный менталитет. По словам выдающегося полярника Ивана Дмитриевича Папанина: «Нигде так не проявляются величие человека, его мужество, героизм, как на Севере».

Чилингаров часто повторял: «Любовь спасет Арктику». У него эта любовь была взаимна. Может быть, в этом корни его необычайного везения, немеркнущих успехов. Арктика покоряется прежде всего тем, кому присущи доброта, заботливость, преданность по отношению и к людям, и к природе.

Чилингаров был всегда непредсказуем. Никто не знал, когда он позвонит и скажет: «Завтра летим в Арктику». Артур Николаевич не сомневался, что все, как и он, живут на низком старте: в любой момент могут схватить сумку или чемодан и мчаться на край света.

Сам он, прилетев вечером с другого конца земного шара в Москву, мог наутро отправиться в свой любимый Нарьян-Мар, где уже много лет в честь Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова проходят гонки на снегоходах.

В заключение приведем слова выдающегося полярного исследователя: «Характер у меня, безусловно, авантюрный. И многие из предпринятых экспедиций тоже можно, наверное, назвать авантюрами. Хотя и стараешься заранее просчитать, проверить, но далеко не всегда реально все предусмотреть. К сожалению, исследование как Арктики, так и Антарктиды не обходится без человеческих жертв. Это суровые, зачастую непредсказуемые условия полярных территорий, где всегда надо быть наготове к любому, причем самому опасному, изменению ситуации».

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте