search
main
0

Два раза в одну и ту же школу не войти

При всех вроде бы простых и незамысловатых призывах к возврату к советской школе (понятно, что это невозможно, ибо связано с тем, что нельзя вернуть государство, которого уже никогда не будет в том виде, в каком оно было когда-то) речь идет о принципиальном выборе пути для инновационного развития России. Не случайно эксперты, вырабатывающие предложения по актуальным вопросам «Стратегии-2020», так скрупулезно перебрали все возможные пути развития отечественной системы образования, наметив несколько различных по подходам, масштабу и фокусам использования ресурсов сценариев.

Реставрационный сценарий редполагает отказ от продолжения начатых преобразований и даже реставрацию ключевых норм и институтов XX века, он в реальности отражает позицию части российского общества, которая видит решение текущих и перспективных проблем в возвращении к советской системе образования. Это ликвидация ЕГЭ, ограниченная вариативность учебников и образовательных программ, детальное прописывание обязательных предметов и содержания учебного материала по каждому из них; отказ от профильного обучения и индивидуальных учебных планов в пользу унифицированного для всех содержания образования на старшей ступени школы, замена подходов, опирающихся на инициативу и самоорганизацию учащихся, моделями, основанными на авторитете и дисциплине; восстановление закрытой ведомственной системы управления и оценки качества – планы развития, образовательные программы и результаты школ станут непрозрачными для родителей и общества; обеспечение равного доступа к образованию минимального уровня. Эксперты считают, что этот сценарий нежизнеспособен, ибо нельзя не менять систему образования в ситуации, когда среда изменилась до неузнаваемости (глобализация экономики, социально-экономическая и культурная дифференциация, информационный взрыв, новые формы коммуникации). Мировой опыт свидетельствует, что не остается стран, которые сохраняют свои образовательные системы в неизменности. Стабилизационный сценарий предполагает завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система оплаты труда, ФЗ-83). Успешная реализация стабилизационного сценария, по мнению экспертов, снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, преодоление отставания российской системы образования от ведущих стран мира. Более того, есть риск увеличения этого отставания, так как в перспективе такой сценарий обусловит снижение качества человеческого капитала страны и ее конкурентоспособности, ибо не предлагает специально организованных действий для ответа на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран. Модернизационный сценарий предполагает как принципиальную инновацию перенос акцента от процессуального подхода (запуск новых институтов и процессов) к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования. Этот принцип должен быть реализован как при осуществлении реформ и проектов (например, комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования), так и в повседневной практике управления и преподавания. Новый этап развития школьного образования должен быть ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала России, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения. Ограничением модернизационного сценария может стать то, что он преимущественно опирается на систему формального (школьного) образования, увеличивая ее нагрузку, и не использует потенциал неформального (внешкольного) образования. В то же время процессы становления человека перемещаются именно в эту сферу, в пространство «инициативного образования» и социализации. Инновационный сценарий предусматривает поиск ответов на вызовы завтрашнего дня при одновременной реализации стабилизационного сценария. Для этого нужен выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации, использование новых ресурсов и возможностей. Инновационный сценарий опирается на заинтересованность семей в развитии потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность), которые родители уделяют образованию и социализации детей. Усиление спроса семей на сферу неформального образования и социализации будет обеспечено в том числе за счет запуска механизмов конкуренции между семьями за успешность ребенка. Одним из таких механизмов станут олимпиады и конкурсы, результаты которых значимы для образовательной карьеры ребенка и отражаются, например, в портфолио. Инновационный сценарий опирается на потенциал, накопленный в организациях неформального образования и социализации, лучших школах, реализующих не только учебные, но и современные образовательные практики.Эксперты считают, что в условиях ресурсных и политических ограничений реалистичным и оптимальным будет сочетание стабилизационного и модернизационного сценариев с включением отдельных мер инновационного сценария.Эксперты «Стратегии-2020» предлагают:- Обеспечение «эффективного контракта» с педагогическими работниками:     нормативное закрепление стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей, ориентированных на новые образовательные результаты; введение основанной на данных стандартах системы аттестации, профессиональной экспертизы и оплаты труда, стимулирующей профессиональное развитие;    доведение уровня заработной платы педагогов общего образования к 2017 году до 115% средней по экономике; доведение заработной платы педагогических работников дошкольного и дополнительного образования к 2017 году до 80% от средней заработной платы по экономике.- Создание механизмов обновления учительского корпуса:    модернизация системы пенсионного обеспечения, включая выплату учителям, вышедшим на пенсию, единовременных пособий в размере 50% от годовой оплаты труда;    включение годовой интернатуры в программы подготовки педагогов;    подготовка учителей-методистов в специализированных магистратурах.- Предоставление школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся, субсидий на реализацию дополнительных образовательных программ (школа полного дня). – Выделение школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся, демонстрирующих низкие результаты, субсидий на реализацию программ развития, обеспечивающих повышение качества образования. – Введение целевых потребительских субсидий на получение услуг дополнительного образования для детей из семей с низкими доходами, детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.- Создание национальной системы оценки качества образования, включающей национальные экзамены, регулярные исследования компетенций учащихся, систему мониторинга учебных и внеучебных достижений школьников (электронное портфолио). – Создание нормативных и экономических условий для реализации школами и внешкольными организациями программ образовательной и социальной деятельности школьников в летние месяцы.- Законодательное закрепление расширенных полномочий управляющих советов образовательных учреждений (в том числе участие в назначении руководителя).- Законодательное закрепление равенства доступа к бюджетному финансированию организаций всех форм собственности, работающих в сфере образования и социализации детей.- Законодательное оформление нового типа учреждения – интегрированное социальное учреждение, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения. – Нормативно-правовое обеспечение механизмов финансирования получения общего образования в разнообразных формах (образование в Сети, семейное образование, самообразование, дистанционное образование). – Передача профессиональному педагогическому сообществу ряда функций в области контроля и надзора, оценки качества образования, повышения квалификации (по аналогии с саморегулируемыми организациями в коммерческом секторе).- Введение института образовательного договора о порядке и условиях обучения между образовательным учреждением и родителями. – Пересмотр санитарных норм и правил для повышения гибкости требований и ограничения регламентации развития новых образовательных технологий.- Замещение бумажной отчетности образовательных учреждений системой электронного документооборота.- Включение в систему показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления индикаторов, характеризующих равенство доступа к качественному образованию, качество условий (инфраструктуры) для организации внешкольного образования, досуга и спорта для детей и подростков, показателей социализации детей и подростков. Можно голосовать за возврат к советской школе, можно всерьез обсуждать возможности такого возврата, вот только жизнь, прогресс не дадут реализовать эти планы. Поэтому, может быть, энергию использовать не на нереальные дискуссии, а на развитие отечественного образования?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте