search
main
0

Два «Детства»

Нынешнее лето по известным причинам не совсем обычное и для детей, и для взрослых. Но если эти дети – школьники, то часть их летних каникул традиционно занята чтением книг, в том числе заданных. И тут уж без взрослых не обойтись.

Моя внучка Василина пойдет в 7‑й класс и летом должна была, в частности, прочесть «Детство» писателей Льва Толстого и Максима Горького. И я, дедушка, тоже решил перечитать эти повести. Интересно, как их воспринимает современный ребенок…

Напомню, что «Детство» Л.Н.Тол­сто­го опубликовано впервые в журнале «Современник» в 1852 году под заглавием «История моего детства» и с подписью «Л. Н.». В повести Толстого слагается удивительно полная и яркая картина целого периода человеческой жизни, «счастливой, счастливой, неповторимой поры детства» Николеньки. Но ее счастье состоит не в тех или других внешних обстоятельствах детских лет жизни героя повествования, а в совершенстве его детской души, в поэтичности и цельности мироощущения, присущего ребенку.

«Детство» Горького написано в 1912-1913 годах. В этой повести детское восприятие мальчика с его остротой и свежестью и углубленное сознание автора, умудренного опытом зрелого человека, сливаются воедино, образуя ту лирическую призму, сквозь которую мы видим объективную картину действительности. Смерть и рождение, горе и радость, забавное и скучное поражают воображение главного героя книги прежде всего своей неестественной близостью друг к другу и «неуловимой, непонятной быстротой», с которой они сменяют друг друга.

Но есть рядом с героем книги бабушка, от которой маленький Алеша получает ценные жизненные уроки; она «умудряет» все, что он видит вокруг, – ее сказки, поговорки, песни наполняют простые житейские факты вековым народным опытом. Бабушка делает интересной ту самую жизнь, которая в иные минуты кажется потоком скучных и серых дней. Не привыкнуть к этому буднично-страшному существованию жизненно важно для горьковского героя. Это дает ему силу сопротивления.

После прочтения двух повестей внучка задала вопрос: «А кто круче – Толстой или Горький?» Уточнил, что она имеет в виду. Внучка пояснила: «Толстой ведь великий писатель, а его «Детство» мне читать было не так интересно, как «Детство» Горького, который обычный писатель». Пришлось говорить, что оба они великие писатели. Но у Толстого это первая книга начинающего литератора, а Горький создавал «Детство» в середине жизни и писательского пути, в пору обретения творческой зрелости, и многое другое. А сравнивать произведения с одинаковым названием двух разных писателей – дело нормальное и полезное.

Сегодня традиции совместного семейного чтения почти ушли из нашей жизни. Но убежден – нам, взрослым, важно помочь ученикам в трудном чтении, которое им предложено. Может быть, что-то прочитать вместе (а может быть, и до того как настаивать на обязательном прочтении нашими ребятами), что-то обязательно прокомментировать или объяснить. Не всегда это просто, но всегда полезно для двух сторон.

Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте