search
main
Топ 10
Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Год педагога и наставника стартовал в Москве Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» О ключевой роли образования в предотвращении геноцида Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО
0

Два департамента сотрудничают в интересах дела

Елена РУДЬ, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, начальник организационно-распорядительного управления и кадров:

– Между нашими департаментами сложилась добрая традиция – проводить совместные мероприятия. Хочу выразить благодарность руководству Департамента образования, директорам колледжей за участие в V Молодежном форуме потребительского рынка и услуг города Москвы, который прошел 12 ноября 2009 года в Центральном доме предпринимателя.

36 из 76 колледжей, подведомственных Департаменту образования, ориентированы на подготовку кадров для сферы потребительского рынка и услуг. Потребительский рынок – одна из самых динамично развивающихся отраслей городского хозяйства Москвы, поэтому еще до принятия городской целевой программы «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы в соответствии с решением нашей первой совместной с Департаментом образования коллегии, которая состоялась в январе 2006 года, были созданы первые ресурсные центры на базе колледжей №№14, 22, 28. Сейчас их уже 8 (колледжи №№14, 15, 22, 23, 28, 29, 34, 44). Образовательная программа этих центров адаптирована в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Уже в 2008 году результатом совместного сотрудничества с Федерацией рестораторов и отельеров, Центром изучения проблем профессионального образования стала разработка и утверждение новых профессиональных стандартов. За некоторыми профильными колледжами были закреплены крупнейшие компании («Гросс Групп», «Звезды общепита», «Арпиком», «Сбарро», «Росинтер» и другие).

Реализация мероприятий городской целевой программы «Рабочие кадры» позволила в 2008-2009 годах обеспечить определенный прогресс в решении актуальных проблем, в том числе проблем совершенствования и модернизации материально-технической базы колледжей, создания и оснащения новейшим оборудованием учебных классов, мастерских, лабораторий в 16 колледжах. Технологический колледж №14 разработал эталон учебного класса (лаборатории) для обучения поваров, кондитеров. На базе колледжа индустрии, гостеприимства и менеджмента №23 ведется обучение по профессии «клинер». В рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве между Москвой и Берлином, ассоциацией «Русские уборочные компании» и ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями в Москве открыт Международный центр по клинингу, который осуществляет подготовку технического персонала и менеджеров (в течение месяца центр может обучить от 50 до 400 человек). К сожалению, пока не закончено проведение эксперимента по реализации пилотного проекта «Рабочий ресторан» на базе колледжа №22 – из-за отсутствия финансирования подготовлен только проект реконструкции.

Стоит отметить, что в сфере потребительского рынка и услуг всегда сохранялась высокая потребность в квалифицированных кадрах и особенно в специалистах рабочих профессий. Сегодня на рынке труда специалисты со средним специальным образованием более востребованы, чем выпускники высших учебных заведений. Для повышения уровня подготовки рабочих кадров по специальностям, определения места прохождения практики и дальнейшего их трудоустройства наш департамент активно ведет работу по укреплению взаимодействия между 19 колледжами, закрепленными за нами программой, и предприятиями сферы потребительского рынка и услуг (таких предприятий более восьмисот). Это компании «Немтинов», «Юник-мастер», «Мультисервис», «А-Айсберг», «Метро кэш энд Кэрри», группа компаний «Виктория», сеть магазинов «Детский мир-центр», «Седьмой континент», сеть народных ресторанов «Грабли», «Галерея Алекс» (сеть кофеен «Шоколадница»), «Мега Фудс», сеть кафе «Му-Му», «Объединение «Диана» и другие. В этой связи заслуживает внимания опыт работы колледжей предпринимательства №11, малого бизнеса №48, пищевого колледжа №33 с компанией «МЕТРО Групп». Сегодня на базе крупных сетевых компаний создано более 100 учебных центров (отделов), которые готовят кадры для заполнения собственных вакансий, однако и этого, к сожалению, недостаточно. Хочу отметить своевременную реорганизацию строительного колледжа №46 и создание на его базе колледжа малого бизнеса №67 по подготовке кадров для сферы потребительского рынка и услуг.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, в сфере потребительского рынка специалистов не хватает. Только в 2009 году на вновь вводимых и реконструируемых объектах потребительского рынка и услуг создано более 22 тысяч рабочих мест. К сожалению, выпуск специалистов колледжей составляет около 8 тысяч, и только 70% из них приходят на работу в нашу сферу. Остальные 30% продолжают обучаться на дневном отделении вузов, идет призыв в ряды Вооруженных сил, некоторые выпускники работают не по специальности. Главную причину этого мы видим в крайне низком престиже рабочих профессий и непривлекательности их названий, особенно в сфере бытового обслуживания. К примеру, мало кто хочет приобрести такие профессии, как пятновыводчик, скорняк, обувщик, вязальщица и другие. Это диктует необходимость внесения изменений в перечень профессий, к отработке содержания стандартов профессионального образования, корректировке учебных планов и программ. Становится очевидной необходимость непосредственного участия работодателей в процессе формирования качественной и действенной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Мы поддерживаем инициативу Департамента науки и промышленной политики по подготовке постановления Правительства Москвы о дополнительных мерах по обучению рабочих кадров для организаций промышленности и готовим аналогичный проект постановления по нашей отрасли.

В условиях рыночных отношений существующая нормативно-правовая база социального партнерства по-прежнему не обеспечивает ее устойчивого развития. На сегодня отсутствуют правовые условия участия работодателей в процессе обновления материально-технической базы и содержания профессионального образования, их заинтересованность в инвестициях, в развитии системы профессионального образования.

Высокий уровень подготовки обучающихся во многом зависит от профессионализма педагогов и мастеров производственного обучения. Мы уже предлагали на заседании коллегии МДО создать курсы по подготовке и переподготовке преподавательского состава на базе Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы. К сожалению, по этому вопросу в академию пока никто не обращался.

В департамент поступило обращение президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова к мэру Москвы Юрию Лужкову о проведении эксперимента по преобразованию части учреждений профессионального образования в автономные учреждения и создании наблюдательного совета по организации учебного процесса и производственной практики при учебных учреждениях. Мы предлагаем провести рабочее совещание с участием всех заинтересованных сторон и обсуждение этого проекта для определения учебных колледжей – участников эксперимента и формирования наблюдательного совета.

Сегодня мы выполнили часть программы «Рабочие кадры» на 2008-2009 годы, впереди – реализация всех оставшихся мероприятий. К сожалению, отсутствие необходимого финансирования, связанное с кризисом, безусловно, осложняет реализацию мероприятий программы в полном объеме, но те вопросы, которые можно решать, должны быть совместными усилиями нами выполнены.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте