Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Dura lex, sed lex. Программа курса «Права человека». 10-й класс

Учительская газета, №42 от 19 октября 2004. Читать номер
Автор:

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) для учащихся 10-х или 11-х классов. Количество часов зависит от возможностей учебного заведения.Целью курса является углубление правовых знаний в области защиты прав человека.

СтатфактПрава человека в цифрах и фактахПо данным ЮНИСЕФ насилие в отношении женщин и девочек является сегодня в мире самым распространенным нарушением прав человека; ежегодно проституцией вынуждены заниматься более 1 миллиона детей, в основном девочек; инвалиды составляют 10 процентов населения мира; порядка 160 млн. детей страдают от умеренного или острого недоедания. Порядка 110 млн. детей не посещают школу.Согласно Международному бюро труда (МБТ), в настоящее время трудовой деятельностью занимаются порядка 250 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них порядка 120 млн. работают полный рабочий день. Порядка 61 процента работающих детей (153 млн.) приходится на Азию, 32 процента – на Африку и 7 процентов – на Латинскую Америку.Более 1,3 млрд. людей в развивающихся странах ведут нищенский образ жизни на 1 доллар в день.

Задачи курса:

Формирование у выпускников: а) правовых компетенций, обеспечивающих им успешность в обществе; б) способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций; в) способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей; г) коммуникативных способностей.

Приобретение навыков: а) публичных выступлений; б) учебно-исследовательской деятельности.

Приобретение умений: а) использовать возможности правовой системы государства; б) отстаивать свои права.

Программа состоит из 2 разделов и 5 тем.

Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию программы:

Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Международный Билль о правах человека, Всеобщая декларация о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, журнал «Основы государства и права», журнал «Защити меня», «Право в школе», газета «Граждановедение». Кроме этого, желательно использовать серию книг проекта «Содействие развитию образования в области прав человека».

Основной вид деятельности: учебно-исследовательский.

В ходе преподавания курса предполагается анализ правовых документов, работа с кейсами, сотрудничество с организациями города, презентации, доклады, сообщения, написание эссе и другие формы работы.

Контроль знаний предполагается не только в форме отдельных контрольных уроков, но и в форме семинаров, «круглых столов» и др.

В течение года возможно внесение корректив и поправок в программу, которая предполагает несколько резервных часов.

Тематическое

планирование курса

Раздел первый

«Международный и внутригосударственный механизм по защите прав человека»

СЕНТЯБРЬ

Урок 1. Введение в предмет.

Обучающий компонент: цель и задачи курса, обзор УМК.

Тема 1. Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина. Обязанности гражданина РФ.

Урок 2-3. Конституция РФ – основной закон государства. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Обязанности гражданина РФ.

Обучающий компонент: преамбула, Конституция РФ, права, свободы, обязанности. Гражданские права (основные и процессуальные), экономические, социальные, культурные, политические.

Воспитывающий компонент: уважение к основному закону государства, понимание важности соблюдения как прав, так и обязанностей гражданина РФ.

Форма урока: лабораторное занятие.

Урок 4-5. Развитие прав человека в зеркале истории.

Обучающий компонент: монархия, империя, советский период, тоталитаризм, ГУЛАГ, демократия, Конституция СССР, Конституция РФ.

Воспитывающий компонент: формирование чувства уверенности в прогрессивности развития государственного строя и российского законодательства.

Форма урока: семинар.

Межпредметные связи: история, литература.

Урок 6-7. Права человека: де-юре и де-факто.

Обучающий компонент: нарушение конституционных прав человека, контроль за соблюдением конституционных прав человека.

Воспитывающий компонент: формирование способности реально воспринимать действительность и быть готовым к встрече с ней.

Форма урока: Повторительно-обобщающий (контроль знаний). Возможна форма урока: защита социологического исследования.

Урок 8-9. Казнить нельзя помиловать.

Обучающий компонент: конституционное право на жизнь. Смертная казнь. Виды смертной казни. Историческая справка. Мораторий. Помилование.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства неотвратимости наказания, чувства ответственности за содеянное, сострадания.

Форма урока: дебаты.

Межпредметная связь: история, обществознание.

ОКТЯБРЬ

Тема 2. Нарушение прав человека.

Урок 1-2. Нарушение прав человека.

Обучающий компонент: апартеид, геноцид, фашизм, дискриминация, шовинизм, национализм, холокост.

Воспитывающий компонент: способствовать формированию позитивного правосознания, отрицательного отношения к любым проявлениям нарушения прав человека.

Форма урока: защита эссе.

Межпредметная связь: история.

Урок 3-4. Суд над фашизмом.

Обучающий компонент: адвокат, прокурор, присяжные заседатели, свидетели. Формирование навыков публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения, развитие грамотной монологической речи.

Воспитывающий компонент: воспитание отрицательного отношения к любым проявлениям нарушения прав человека.

Форма урока: ролевая игра.

Межпредметная связь: история, обществознание, литература.

Урок 5-6. Россия только для русских?

Обучающий компонент: многонациональное государство, многонациональный народ, дискриминация, ущемление в правах, национальность, экстремизм, право на свободное передвижение, право на уважение, право на защиту чести и достоинства.

Воспитывающий компонент: толерантное отношение к представителям всех наций и народностей страны.

Форма урока: «круглый стол».

Межпредметная связь: история, литература.

НОЯБРЬ

Тема 3. Защита прав человека.

Урок 1-2. Внутригосударственный механизм защиты прав человека.

Обучающий компонент: внутригосударственные правозащитные органы: районные, областные, городские, краевые суды, прокуратура, Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, региональные представители уполномоченного по правам человека, омбудсмен, комиссия по помилованию при Президенте РФ и т.д. Умение грамотно составлять схемы и защищать их. Умение грамотно объяснять полномочия каждого органа.

Воспитывающий компонент: формирование чувства защищенности, умение свободно ориентироваться в правозащитных структурах. Воспитание уважения к российским правоохранительным органам.

Возможные формы урока: презентация схем, День открытых дверей, прием по личным вопросам.

Урок 3-4. Международный механизм по защите прав человека.

Обучающий компонент: ООН, Генеральная Ассамблея, Международный суд по правам человека, Европейский суд по правам человека, МОТ, Центр по правам человека, «Международная амнистия» и т.д.

Воспитывающий компонент: умение свободно ориентироваться в правозащитных структурах, формирование чувства защищенности.

Форма урока: одна из тех, что указаны в предыдущем уроке.

Урок 5-6. Международные и внутригосударственные документы по защите прав человека.

Обучающий компонент: «Декларация прав человека», «Конвенция по правам ребенка», Конституция РФ, Факультативный протокол и т.д., классификация документов по правам человека.

Воспитывающий компонент: формирование чувства защищенности и уверенности в своих возможностях отстоять свои права.

Форма урока: одна из перечисленных выше.

Урок 6. Контрольный урок по теме. Возможно использование олимпиадных вопросов по теме «Защита прав человека».

Урок 7. Посещение судебного заседания.

Обучающий компонент: народные заседатели, судья, обвиняемый, подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели. Полномочия участников судебного процесса. Знакомство со спецификой работы судебных органов.

Воспитывающий компонент: формирование чувства неотвратимости наказания, воспитание чувства уважения к государственным правоохранительным органам.

Предполагается освобождение детей от занятий на учебный день. Возможно использование с этой целью профильного дня.

ДЕКАБРЬ

Тема 4. «Права ребенка»

Урок 1-2. Конвенция по правам ребенка. Индивидуальная работа с документом.

Обучающий компонент: историческая справка. Умение классифицировать права согласно группе прав Конвенции. Умение работать самостоятельно согласно заданию.

Воспитывающий компонент: способствовать формированию чувства защищенности, справедливости.

Урок 3-4. Права ребенка: де-юре и де-факто (по материалам правовых журналов «Защити меня», «Основы государства и права», газеты «Граждановедение» и др.).

Обучающий компонент: способствовать формированию умения работать с материалами СМИ, умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Умение самостоятельно готовить сообщения, используя метод анализа и синтеза.

Воспитывающий компонент: воспитание критического отношения к публикациям в СМИ. Умение высказывать свое собственное суждение.

Урок 5-6. Работа с кейсами.

Обучающий компонент: ознакомление и приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных нормативно-урегулированных ситуациях, а также в ситуациях, не имеющих стандартного решения.

Воспитывающий компонент: развитие конфликтной компетенции, формирование способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей.

Форма урока: работа в малых группах.

Урок 7. Урок – пресс-конференция с инспектором по делам несовершеннолетних.

Обучающий компонент: полномочия инспектора по делам несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних, трудоустройство и др.

Воспитывающий компонент: формирование чувства неотвратимости наказания, воспитание уважения к работникам правоохранительных органов.

Форма урока: пресс-конференция.

Урок 8-9. Контрольная работа по теме «Права ребенка».

Раздел второй

Реализация прав человека в современном мире.

ЯНВАРЬ

Урок 1-2. Права человека и выборы.

Обучающий компонент: федеральные законы о выборах, политические права человека, выборная кампания, выборные технологии, черный пиар, политическая и правовая культура.

Воспитывающий компонент: воспитание толерантности, уважение к собеседнику, умение выслушать мнение, воспитание политической и правовой культуры.

Форма урока: политические дебаты, игровая передача «Свобода слова», предвыборные агитации, представление политических партий.

Урок 3-4. «Выборы мэра города»

Обучающий компонент: местное самоуправление, Устав города, городской совет, рекламная кампания, программа претендента на пост мэра, агитация, голосование, городская избирательная комиссия.

Воспитывающий компонент: воспитание политической культуры, уважение к местным органам власти, воспитание чувства причастности к делам родного города, уважение к его избранному главе.

Форма урока: деловая игра.

Урок 5-6. Права человека и образование.

Обучающий компонент: «Закон об образовании», бесплатное образование, нарушения прав ребенка в школе, высшее образование: доступность и возможности.

Воспитывающий компонент: приобретение практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, приобретение способности вычленять правовое содержание жизненных ситуаций.

Формы урока: урок-дискуссия, дебаты, защита проектов, социологических исследований и др.

Урок 7-8. Защита прав призывника.

Обучающий компонент: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», годность к военной службе, Положение о врачебной экспертизе, законодательные акты по процедурам ареста и задержания, порядок заполнения заявлений.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства любви к Родине, понимание необходимости ее защиты, с одной стороны, и отстаивание своих законных прав – с другой.

Форма урока: урок изучения нового материала.

ФЕВРАЛЬ

Урок 1-2. Права человека в социальной сфере.

Обучающий компонент: социальная защита, социально-защищенные граждане, социальные права, пенсионный возраст, дееспособность, правоспособность, органы опеки и попечительства.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства уважения и сострадания к людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Способствовать проявлению желания помочь тем, кто нуждается в помощи.

Урок 3. Урок «пресс-конференция» с представителями службы по социальной защите населения.

Обучающий компонент: социальная служба, социальный работник, полномочия, категории нуждающихся в помощи, историческая справка.

Воспитывающий компонент: воспитание уважения к преклонному возрасту, недееспособным гражданам нашего государства, чувства толерантности.

Урок 4-5. Права человека и неприкосновенность частной жизни.

Обучающий компонент: определение понятий, регламентирование государством частной жизни граждан, Всеобщая декларация прав человека (ст.12), Конституция РФ (ст.23,24), нарушение тайны переписки (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, (ст.13), УК РФ (ст.137).

Воспитывающий компонент: воспитание чувства защищенности, умение ориентироваться в понятиях и документах.

Форма урока: работа с кейсами.

МАРТ

Тема 5. Международное право и права человека.

Урок 1-2. Международное право. Права и обязанности участников военного конфликта.

Обучающий компонент: лица, относящиеся к категории раненых и больных, их правовой статус, запрещенные действия, режим военного плена, права военнопленных, статус мирного населения и его права, заложники.

Воспитывающий компонент: воспитание отрицательного отношения к войне как средству разрешения конфликта.

Форма урока: урок-лекция.

Урок 3-4. Разрешение международных конфликтов.

Обучающий компонент: мирные и немирные способы разрешения международных конфликтов. Нарушения прав человека в период военных действий.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Урок 5-6. Заседание международного суда. Слушается дело о комбатантах. Возможно слушание дела о нарушении прав русскоязычных граждан Латвии.

Обучающий компонент: международный механизм по защите прав человека, ущемление в правах.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства толерантности к людям других национальностей.

Форма урока: игровой суд.

Урок 7-8. Контрольный урок по теме «Международное право».

АПРЕЛЬ

Урок 1-2. Экскурсия в прокуратуру (возможна пресс-конференция с работником прокуратуры)

Обучающий компонент: прокуратура, полномочия, историческая справка, связь с другими правоохранительными органами.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства уважения к правоохранительным органам.

В этот день возможно освобождение старшеклассников от занятий.

Урок 3-4. Урок-презентация исследовательских работ по правоведению.

Обучающий компонент: специфика исследований по правоведению, социологический опрос, структурирование, тезисы, приобретение опыта публичных выступлений, ведение диалога.

Воспитывающий компонент: умение слушать собеседника, корректно задавать вопросы, вести беседу, отвечать на вопросы.

Форма урока: урок-конференция.

МАЙ

Урок 1-2. Защита прав беженцев.

Обучающий компонент: беженцы, статус, государственные органы и документы, права и обязанности.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства сострадания, толерантности.

Форма урока: представление эссе, урок-диспут, дебаты.

Урок 3-4. Свои-чужие.

Обучающий компонент. Многонациональность, конфессии, толерантность, экстремизм, холокост, инакомыслие, предрассудки (расовые, национальные, культурные).

Воспитывающий компонент: воспитание чувства толерантности.

Форма урока: урок-дискуссия.

Урок 5-6. Итоговый урок. Контроль знаний. Формы на выбор учителя: тест, контрольная письменная работа, устные ответы и др.

Любовь ОВЧИННИКОВА, учитель истории и правоведения гимназии № 4 г.Норильска, участник конкурса «Сто друзей-2004»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту