search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Dura lex, sed lex. Программа курса «Права человека». 10-й класс

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) для учащихся 10-х или 11-х классов. Количество часов зависит от возможностей учебного заведения.Целью курса является углубление правовых знаний в области защиты прав человека.

СтатфактПрава человека в цифрах и фактахПо данным ЮНИСЕФ насилие в отношении женщин и девочек является сегодня в мире самым распространенным нарушением прав человека; ежегодно проституцией вынуждены заниматься более 1 миллиона детей, в основном девочек; инвалиды составляют 10 процентов населения мира; порядка 160 млн. детей страдают от умеренного или острого недоедания. Порядка 110 млн. детей не посещают школу.Согласно Международному бюро труда (МБТ), в настоящее время трудовой деятельностью занимаются порядка 250 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них порядка 120 млн. работают полный рабочий день. Порядка 61 процента работающих детей (153 млн.) приходится на Азию, 32 процента – на Африку и 7 процентов – на Латинскую Америку.Более 1,3 млрд. людей в развивающихся странах ведут нищенский образ жизни на 1 доллар в день.

Задачи курса:

Формирование у выпускников: а) правовых компетенций, обеспечивающих им успешность в обществе; б) способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций; в) способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей; г) коммуникативных способностей.

Приобретение навыков: а) публичных выступлений; б) учебно-исследовательской деятельности.

Приобретение умений: а) использовать возможности правовой системы государства; б) отстаивать свои права.

Программа состоит из 2 разделов и 5 тем.

Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию программы:

Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Международный Билль о правах человека, Всеобщая декларация о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, журнал «Основы государства и права», журнал «Защити меня», «Право в школе», газета «Граждановедение». Кроме этого, желательно использовать серию книг проекта «Содействие развитию образования в области прав человека».

Основной вид деятельности: учебно-исследовательский.

В ходе преподавания курса предполагается анализ правовых документов, работа с кейсами, сотрудничество с организациями города, презентации, доклады, сообщения, написание эссе и другие формы работы.

Контроль знаний предполагается не только в форме отдельных контрольных уроков, но и в форме семинаров, «круглых столов» и др.

В течение года возможно внесение корректив и поправок в программу, которая предполагает несколько резервных часов.

Тематическое

планирование курса

Раздел первый

«Международный и внутригосударственный механизм по защите прав человека»

СЕНТЯБРЬ

Урок 1. Введение в предмет.

Обучающий компонент: цель и задачи курса, обзор УМК.

Тема 1. Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина. Обязанности гражданина РФ.

Урок 2-3. Конституция РФ – основной закон государства. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Обязанности гражданина РФ.

Обучающий компонент: преамбула, Конституция РФ, права, свободы, обязанности. Гражданские права (основные и процессуальные), экономические, социальные, культурные, политические.

Воспитывающий компонент: уважение к основному закону государства, понимание важности соблюдения как прав, так и обязанностей гражданина РФ.

Форма урока: лабораторное занятие.

Урок 4-5. Развитие прав человека в зеркале истории.

Обучающий компонент: монархия, империя, советский период, тоталитаризм, ГУЛАГ, демократия, Конституция СССР, Конституция РФ.

Воспитывающий компонент: формирование чувства уверенности в прогрессивности развития государственного строя и российского законодательства.

Форма урока: семинар.

Межпредметные связи: история, литература.

Урок 6-7. Права человека: де-юре и де-факто.

Обучающий компонент: нарушение конституционных прав человека, контроль за соблюдением конституционных прав человека.

Воспитывающий компонент: формирование способности реально воспринимать действительность и быть готовым к встрече с ней.

Форма урока: Повторительно-обобщающий (контроль знаний). Возможна форма урока: защита социологического исследования.

Урок 8-9. Казнить нельзя помиловать.

Обучающий компонент: конституционное право на жизнь. Смертная казнь. Виды смертной казни. Историческая справка. Мораторий. Помилование.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства неотвратимости наказания, чувства ответственности за содеянное, сострадания.

Форма урока: дебаты.

Межпредметная связь: история, обществознание.

ОКТЯБРЬ

Тема 2. Нарушение прав человека.

Урок 1-2. Нарушение прав человека.

Обучающий компонент: апартеид, геноцид, фашизм, дискриминация, шовинизм, национализм, холокост.

Воспитывающий компонент: способствовать формированию позитивного правосознания, отрицательного отношения к любым проявлениям нарушения прав человека.

Форма урока: защита эссе.

Межпредметная связь: история.

Урок 3-4. Суд над фашизмом.

Обучающий компонент: адвокат, прокурор, присяжные заседатели, свидетели. Формирование навыков публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения, развитие грамотной монологической речи.

Воспитывающий компонент: воспитание отрицательного отношения к любым проявлениям нарушения прав человека.

Форма урока: ролевая игра.

Межпредметная связь: история, обществознание, литература.

Урок 5-6. Россия только для русских?

Обучающий компонент: многонациональное государство, многонациональный народ, дискриминация, ущемление в правах, национальность, экстремизм, право на свободное передвижение, право на уважение, право на защиту чести и достоинства.

Воспитывающий компонент: толерантное отношение к представителям всех наций и народностей страны.

Форма урока: «круглый стол».

Межпредметная связь: история, литература.

НОЯБРЬ

Тема 3. Защита прав человека.

Урок 1-2. Внутригосударственный механизм защиты прав человека.

Обучающий компонент: внутригосударственные правозащитные органы: районные, областные, городские, краевые суды, прокуратура, Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, региональные представители уполномоченного по правам человека, омбудсмен, комиссия по помилованию при Президенте РФ и т.д. Умение грамотно составлять схемы и защищать их. Умение грамотно объяснять полномочия каждого органа.

Воспитывающий компонент: формирование чувства защищенности, умение свободно ориентироваться в правозащитных структурах. Воспитание уважения к российским правоохранительным органам.

Возможные формы урока: презентация схем, День открытых дверей, прием по личным вопросам.

Урок 3-4. Международный механизм по защите прав человека.

Обучающий компонент: ООН, Генеральная Ассамблея, Международный суд по правам человека, Европейский суд по правам человека, МОТ, Центр по правам человека, «Международная амнистия» и т.д.

Воспитывающий компонент: умение свободно ориентироваться в правозащитных структурах, формирование чувства защищенности.

Форма урока: одна из тех, что указаны в предыдущем уроке.

Урок 5-6. Международные и внутригосударственные документы по защите прав человека.

Обучающий компонент: «Декларация прав человека», «Конвенция по правам ребенка», Конституция РФ, Факультативный протокол и т.д., классификация документов по правам человека.

Воспитывающий компонент: формирование чувства защищенности и уверенности в своих возможностях отстоять свои права.

Форма урока: одна из перечисленных выше.

Урок 6. Контрольный урок по теме. Возможно использование олимпиадных вопросов по теме «Защита прав человека».

Урок 7. Посещение судебного заседания.

Обучающий компонент: народные заседатели, судья, обвиняемый, подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели. Полномочия участников судебного процесса. Знакомство со спецификой работы судебных органов.

Воспитывающий компонент: формирование чувства неотвратимости наказания, воспитание чувства уважения к государственным правоохранительным органам.

Предполагается освобождение детей от занятий на учебный день. Возможно использование с этой целью профильного дня.

ДЕКАБРЬ

Тема 4. «Права ребенка»

Урок 1-2. Конвенция по правам ребенка. Индивидуальная работа с документом.

Обучающий компонент: историческая справка. Умение классифицировать права согласно группе прав Конвенции. Умение работать самостоятельно согласно заданию.

Воспитывающий компонент: способствовать формированию чувства защищенности, справедливости.

Урок 3-4. Права ребенка: де-юре и де-факто (по материалам правовых журналов «Защити меня», «Основы государства и права», газеты «Граждановедение» и др.).

Обучающий компонент: способствовать формированию умения работать с материалами СМИ, умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Умение самостоятельно готовить сообщения, используя метод анализа и синтеза.

Воспитывающий компонент: воспитание критического отношения к публикациям в СМИ. Умение высказывать свое собственное суждение.

Урок 5-6. Работа с кейсами.

Обучающий компонент: ознакомление и приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных нормативно-урегулированных ситуациях, а также в ситуациях, не имеющих стандартного решения.

Воспитывающий компонент: развитие конфликтной компетенции, формирование способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей.

Форма урока: работа в малых группах.

Урок 7. Урок – пресс-конференция с инспектором по делам несовершеннолетних.

Обучающий компонент: полномочия инспектора по делам несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних, трудоустройство и др.

Воспитывающий компонент: формирование чувства неотвратимости наказания, воспитание уважения к работникам правоохранительных органов.

Форма урока: пресс-конференция.

Урок 8-9. Контрольная работа по теме «Права ребенка».

Раздел второй

Реализация прав человека в современном мире.

ЯНВАРЬ

Урок 1-2. Права человека и выборы.

Обучающий компонент: федеральные законы о выборах, политические права человека, выборная кампания, выборные технологии, черный пиар, политическая и правовая культура.

Воспитывающий компонент: воспитание толерантности, уважение к собеседнику, умение выслушать мнение, воспитание политической и правовой культуры.

Форма урока: политические дебаты, игровая передача «Свобода слова», предвыборные агитации, представление политических партий.

Урок 3-4. «Выборы мэра города»

Обучающий компонент: местное самоуправление, Устав города, городской совет, рекламная кампания, программа претендента на пост мэра, агитация, голосование, городская избирательная комиссия.

Воспитывающий компонент: воспитание политической культуры, уважение к местным органам власти, воспитание чувства причастности к делам родного города, уважение к его избранному главе.

Форма урока: деловая игра.

Урок 5-6. Права человека и образование.

Обучающий компонент: «Закон об образовании», бесплатное образование, нарушения прав ребенка в школе, высшее образование: доступность и возможности.

Воспитывающий компонент: приобретение практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, приобретение способности вычленять правовое содержание жизненных ситуаций.

Формы урока: урок-дискуссия, дебаты, защита проектов, социологических исследований и др.

Урок 7-8. Защита прав призывника.

Обучающий компонент: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», годность к военной службе, Положение о врачебной экспертизе, законодательные акты по процедурам ареста и задержания, порядок заполнения заявлений.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства любви к Родине, понимание необходимости ее защиты, с одной стороны, и отстаивание своих законных прав – с другой.

Форма урока: урок изучения нового материала.

ФЕВРАЛЬ

Урок 1-2. Права человека в социальной сфере.

Обучающий компонент: социальная защита, социально-защищенные граждане, социальные права, пенсионный возраст, дееспособность, правоспособность, органы опеки и попечительства.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства уважения и сострадания к людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Способствовать проявлению желания помочь тем, кто нуждается в помощи.

Урок 3. Урок «пресс-конференция» с представителями службы по социальной защите населения.

Обучающий компонент: социальная служба, социальный работник, полномочия, категории нуждающихся в помощи, историческая справка.

Воспитывающий компонент: воспитание уважения к преклонному возрасту, недееспособным гражданам нашего государства, чувства толерантности.

Урок 4-5. Права человека и неприкосновенность частной жизни.

Обучающий компонент: определение понятий, регламентирование государством частной жизни граждан, Всеобщая декларация прав человека (ст.12), Конституция РФ (ст.23,24), нарушение тайны переписки (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, (ст.13), УК РФ (ст.137).

Воспитывающий компонент: воспитание чувства защищенности, умение ориентироваться в понятиях и документах.

Форма урока: работа с кейсами.

МАРТ

Тема 5. Международное право и права человека.

Урок 1-2. Международное право. Права и обязанности участников военного конфликта.

Обучающий компонент: лица, относящиеся к категории раненых и больных, их правовой статус, запрещенные действия, режим военного плена, права военнопленных, статус мирного населения и его права, заложники.

Воспитывающий компонент: воспитание отрицательного отношения к войне как средству разрешения конфликта.

Форма урока: урок-лекция.

Урок 3-4. Разрешение международных конфликтов.

Обучающий компонент: мирные и немирные способы разрешения международных конфликтов. Нарушения прав человека в период военных действий.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Урок 5-6. Заседание международного суда. Слушается дело о комбатантах. Возможно слушание дела о нарушении прав русскоязычных граждан Латвии.

Обучающий компонент: международный механизм по защите прав человека, ущемление в правах.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства толерантности к людям других национальностей.

Форма урока: игровой суд.

Урок 7-8. Контрольный урок по теме «Международное право».

АПРЕЛЬ

Урок 1-2. Экскурсия в прокуратуру (возможна пресс-конференция с работником прокуратуры)

Обучающий компонент: прокуратура, полномочия, историческая справка, связь с другими правоохранительными органами.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства уважения к правоохранительным органам.

В этот день возможно освобождение старшеклассников от занятий.

Урок 3-4. Урок-презентация исследовательских работ по правоведению.

Обучающий компонент: специфика исследований по правоведению, социологический опрос, структурирование, тезисы, приобретение опыта публичных выступлений, ведение диалога.

Воспитывающий компонент: умение слушать собеседника, корректно задавать вопросы, вести беседу, отвечать на вопросы.

Форма урока: урок-конференция.

МАЙ

Урок 1-2. Защита прав беженцев.

Обучающий компонент: беженцы, статус, государственные органы и документы, права и обязанности.

Воспитывающий компонент: воспитание чувства сострадания, толерантности.

Форма урока: представление эссе, урок-диспут, дебаты.

Урок 3-4. Свои-чужие.

Обучающий компонент. Многонациональность, конфессии, толерантность, экстремизм, холокост, инакомыслие, предрассудки (расовые, национальные, культурные).

Воспитывающий компонент: воспитание чувства толерантности.

Форма урока: урок-дискуссия.

Урок 5-6. Итоговый урок. Контроль знаний. Формы на выбор учителя: тест, контрольная письменная работа, устные ответы и др.

Любовь ОВЧИННИКОВА, учитель истории и правоведения гимназии № 4 г.Норильска, участник конкурса «Сто друзей-2004»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте