Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Думай и создавай! Как вырастить конкурентоспособную личность

УГ - Москва, №11 от 15 марта 2016. Читать номер
Автор:

​Используя привычную для себя профессиональную терминологию, сформулирую мысль следующим образом: на входе университет имеет абитуриента, на выходе – бакалавра. Что между ними общего? Они все представители поколения единого государственного экзамена. Думается, что именно отсюда вырастают многие проблемы современной образовательной системы.

То, что считается фундаментом сегодня, – это не умение решать поставленные задачи, а умение выбирать из предложенных вариантов (multiple choice). Причем выбор далеко не всегда осмыслен и продуман. И как следствие нынешний студент не может и шага ступить без инструкции к действию.Автором была разработана методика, позволяющая достичь необходимого уровня знаний у студентов. Методика основывается на выделении уровней когнитивной деятельности, представленных в уточненной таксономии Блума, – начального (помнить, понимать, применять) и высокого (анализировать, оценивать, создавать). Таким образом, задача освоения учащимися дисциплин специальности сводится к достижению наивысшего уровня когнитивной деятельности – созидательного (создавать).Данная методика была реализована в лабораторных работах по двум дисциплинам, связанным образно принципом Конфуция: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать – и я пойму».Сегодня часто указывают на такой недостаток образования, как теоретическая перегруженность. И это отчасти так: до недавнего времени к учебным планам не предъявлялись требования по процентному соотношению теоретических и практических занятий. Это приводило к тому, что частенько студенты просто не понимали практическую пользу получаемых знаний.Думается, что лабораторные работы прекрасно разрешают эту проблему, давая возможность показать практическое применение изучаемой теории и тем самым закрепить полученные теоретические знания.Проведение работ связано, естественно, с их методическим обеспечением. Способ представления материала практической части в методических материалах можно подразделить на две категории: пошаговая и интеллектуальная инструкции. В проведенном автором эксперименте процентное соотношение категорий составляет ~50%. Пошаговая инструкция подразумевает инструкцию по выполнению лабораторной работы с подробным описанием каждого шага. Интеллектуальная – подробно описывает лишь новые шаги по сравнению с шагами, пройденными на предыдущей лабораторной работе. Подобный подход оказался вполне оправдан, поскольку многие лабораторные работы неразрывно связаны между собой.Результаты оказались следующими. При использовании пошаговых инструкций лишь ~25% студентов задумываются над шагами и подробно их анализируют. Остальные работают просто по шаблону, что приводит к пустой трате времени и отсутствию получения необходимых знаний. И в результате? Если студентам приходится сталкиваться не с типовой лабораторной работой, а с курсовой или проектной, то они чаще всего не знают даже, с чего начать. А основное требование сегодняшнего работодателя – уметь самостоятельно мыслить и решать задачи («создавать» в терминологии таксономии Блума).В случае применения интеллектуальных методических указаний результаты значительно лучше, но становятся видны не сразу. Студент, который впервые столкнулся с проблемой «думать», просто не способен перестроиться моментально. При этом практика показала, что проведение лабораторных работ интеллектуальным методом, их защита, написание рубежных контролей дают почти стопроцентный результат.Вывод напрашивается сам собой. Задача высшей школы – заложить фундамент, состоящий не из простого набора фактов, законов, теорий. Основная цель в подготовке специалистов – достижение наивысшего уровня когнитивной деятельности в иерархической системе Блума путем прохождения всех нижележащих. И в качестве главного итога – научиться думать и создавать!Елизавета ТИХОМИРОВА, аспирант кафедры информационных систем и телекоммуникаций факультета информатики и систем управления Московского государственного технического университета имени Николая Баумана, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту