search
main
0

Дуэль: БМП-3 против «Брэдли»

Расширению военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами способствуют высокие характеристики и качество отечественной военной продукции. Но наивно думать, что нас за границей ждут с распростертыми объятиями. Конкуренция в этой области крайне жесткая. В начале 90-х гг. Объединенные Арабские Эмираты стояли перед выбором боевой машины. О том, как наша БМП-3 выдержала тогда конкурентную «дуэль» против американской «Бредли», рассказывает участник событий лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, генерал-лейтенант запаса Николай ЖУРАВЛЕВ. Он в то время был первым заместителем начальника Главного бронетанкового управления Минобороны.

– Николай Алексеевич, чем объясняется развитие в начале 90-х гг. отношений между нашей страной и ОАЭ?

– Причин было несколько. В числе основных – демократические перемены в политике нашей страны, общее потепление международной обстановки. Важную роль играла также высокопрофессиональная дипломатическая деятельность посла СССР в ОАЭ Харчева. Константин Михайлович пользовался авторитетом знатока Корана, активно участвовал в его регулярных чтениях в обществе высокопоставленных религиозных и общественных деятелей государств Персидского залива. Сближению наших стран способствовала и подготовка представителя Эмиратов к совместному космическому полету на станцию «Мир».

События августа 1991-го (ГКЧП), распад СССР не позволили реализовать многое из запланированного, но соглашение об испытании БМП-3 в ОАЭ было выполнено.

– Насколько наши машины были готовы к испытаниям в пустыне?

– Новая БМП создавалась в условиях острого противоборства ее сторонников и противников. В числе первых выступало руководство Главкомата Сухопутных войск и ГБТУ (Главного бронетанкового управления, ныне ГАБТУ. – Прим. ред.) Минобороны, которое за преимуществами новой разработки (повышенной маневренностью, мощью комплекса вооружения и т.д.) иногда старалось «не замечать» отдельные недостатки. Например, опытная войсковая эксплуатация батальона БМП-3 в Белорусском военном округе выявила недостаточную надежность ряда узлов и систем. А ведь предстоял серьезный экзамен в сложнейших природных и климатических условиях.

Был сформирован сводный отряд специалистов-испытателей, который мне поручили возглавить. На Курганмашзаводе ускоренными темпами изготавливали 4 машины, на которых были устранены недостатки. Параллельно в пустыне Кара-Кум шла проверка двух БМП-3 по программе предстоящих в ОАЭ испытаний. Словом, подготовка велась серьезная.

– Как вас встретили в Эмиратах?

– Мы прибыли в Абу-Даби 27 июля 1991 г. Встречавший нас заместитель главкома сухопутных войск генерал Аль Рьяни был любезен. Нам выделили специальную охрану, не отходившую от нас ни днем, ни ночью, что, конечно, вызывало некоторые неудобства. На следующий день нас принял начальник генерального штаба генерал Аль Бади.

29 июля «Русланы» доставили в Абу-Даби боевые машины. Виртуозная выгрузка бээмпэшек из самолетов-гигантов и погрузка на трайлеры вызвали восторг и аплодисменты встречающих. Это, конечно, нас приободрило. Но мы помнили слова сотрудников нашего посольства о сложной обстановке вокруг предстоящих испытаний и неоднозначной позиции руководства ОАЭ по закупке БМП-3.

В то же время шли испытания американской боевой машины пехоты «Брэдли». Их результаты держали в строгом секрете. Тем не менее, доходили слухи, что арабы готовы сделать выбор в пользу заокеанских машин. Целенаправленную лоббирующую работу в этом направлении вело посольство США.

– Как арабские специалисты восприняли наши машины?

– Без раскачки приступили к изучению БМП-3. Оборудовали их дополнительными датчиками и приборами для получения более полных характеристик машины, параллельно шло интенсивное обучение арабов навыкам вождения.

Закупками военной техники для армии ОАЭ ведал заместитель начальника генштаба шейх Мухамед, младший сын президента ОАЭ. Во время знакомства с устройством и основными характеристиками БМП-3 я убедился в его высоком профессионализме и разносторонней военной подготовке. Осмотрев и опробовав все органы управления машины, он высказал сомнения по ряду ее достоинств, которые я подчеркивал в ходе пояснений. Но в дальнейшем, получая информацию по ходу испытаний, он заметно менял свое мнение в пользу БМП-3 и сыграл ключевую роль в заключении контракта.

– Расскажите об испытаниях.

– Они начались 6 августа 1991 г. Широкомасштабные испытания «русской техники» сопровождались учениями подразделений, штабов и войскового тыла. Как человек военный, неоднократно принимавший участие в подобных мероприятиях нашей армии, не мог не отметить спокойную и четкую работу организаторов и исполнителей.

Условия были экстремальные: температура воздуха 45-50 градусов по Цельсию, влажность до 90%. Тем не менее, бытовые условия, одинаковые для всех участников – генералов, офицеров, солдат и вольнонаемных, были созданы нормальные. Питание, обычно плов с обилием зелени и мяса, организовывалось на привалах в пустыне. Наши специалисты очень скоро освоили приемы употребления пищи без вилок и ножей. По желанию им выдавалось сто граммов горячего спирта для снятия усталости и улучшения аппетита. И еще один нюанс: ночью спали под открытым небом на раскладушках, установленных на кошмы из верблюжьей шерсти, что гарантировало отсутствие в постели ядовитой живности.

– Что в пустыне было самым трудным?

– Первые 100 км маршрута по песчаным барханам стали настоящим адом для машин и водителей. Непрерывные подъемы по крутым склонам барханов и почти отвесные спуски сопровождались в первый день сильнейшей песчаной бурей. Раскаленный песок до боли сек лицо и шею, забивался во все щели машин, слепил людей. Даже самые опытные курганские водители-испытатели на первых порах растерялись, поэтому подъемы на барханы иногда преодолевали только со второй или третьей попытки. Нередко машины застревали. Мне иногда казалось, что нас кинули в западню, где мы окончательно застрянем, а через несколько часов машины полностью занесет песком и они останутся там на века.

Постепенно водители освоились с коварством песчаной стихии, а опыт и безотказность машин позволили преодолевать непроходимые, как потом выяснилось, для американских и английских БМП барханы.

Через 7 часов наши машины оставили позади песчаные горы, по которым до нас проходили лишь караваны верблюдов. Сопровождающий нас генерал Аль Рьяни с улыбкой сказал: «О’кей». Я понял, что одержана первая победа.

– Какие еще испытания предусматривала программа?

– Например, марши на максимальной скорости по грунтовым дорогам вдоль границ с Оманом, Саудовской Аравией и Катаром. Машинами управляли как наши, так и арабские специалисты, которые с большой охотой садились за штурвал – им все больше нравились БМП. Правда, все наши напоминания о необходимости строгого соблюдения правил эксплуатации арабы игнорировали. Видимо, они получили от командования указания проверить машины «на излом».

Особенно усердствовал подполковник Мутава. Откровенный противник всего российского, он настойчиво выискивал недостатки в БМП. Управляя головной машиной в ходе очередного марша, более двух часов на скорости 80 км/ч не делал положенных по инструкции остановок для осмотра. Такое насилие над техникой привело к отказу бортовой передачи, БМП на полной скорости развернулась на 90 градусов и слетела с дорожной насыпи на 15 метров. Два курганских испытателя (Чигирев и Лисовский), находившихся внутри машины, получили травмы и были доставлены вертолетом в центральный госпиталь Абу-Даби. Зажатый между крышкой люка и песком Мутава чудом остался жив, получив травму головы.

– А поврежденная БМП?

– Этот случай неожиданно для нас сделал хорошую рекламу машине. После такой серьезной аварии БМП не только завелась, но и своим ходом зашла на трейлер. Арабы были в восторге. В целом пробег в 2 тысячи км был завершен с положительными результатами.

– Экзамен стрельбой был, наверное, не менее трудным?

– После марша проводилась стрельба из всех видов вооружения БМП-3. Мишени располагались на расстоянии от 500 метров до 3 км, по ним велась стрельба из 100-мм орудия, 30-мм пушки, пулеметов, в том числе управляемыми снарядами.

Сначала стрельбу вели наши специалисты. При первом же осмотре мишеней генерал Аль Рьяни дал высокую оценку результатам управляемых пусков ракет и попаданий из 30-мм автоматической пушки. Его поразил высочайший профессионализм наводчиков курганца Бурнашова и туляка Епифанова. Успешно стреляли и арабские офицеры, прошедшие всего часовую(!) подготовку. Все это окончательно убедило арабскую сторону в превосходстве БМП-3 над американской «Брэдли» и определило их выбор.

За прощальным обедом генерал Аль-Рьяни оценил общий результат испытаний как положительный. Для подготовки итоговых материалов была создана правительственная комиссия. Окончательное решение о поставках БМП-3 принял президент страны.

Мы праздновали победу. Так было положено начало долгосрочному военно-техническому сотрудничеству между Россией и ОАЭ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте