search
Топ 10

Друзья, прекрасен наш союз? Брак по любви – развод по принуждению

Наступивший век – век интеграции во всем. Не избежать ее и в образовании. Тем более что идеи его непрерывности возникли уже давно, хотя постановление об “Университетских комплексах” N 676 вышло лишь 17 сентября прошлого года.

И тем не менее в России уже достаточно много таких комплексов. Средние специальные и высшие учебные заведения, пожалуй, наиболее тесно связаны между собой, ведь некоторые вузы появились именно на базе ссузов. К примеру, так начиналась история МГТУ имени Баумана, совсем недавно Гжельский художественно-промышленный колледж был преобразован в институт. С высшей школой ссузы объединяет и технология образовательного процесса – вступительные экзамены и выпуск с дипломом и госэкзаменами, учебная и преддипломная производственная практики, лекционно-семинарские занятия. Так что не стоит удивляться, что еще 30 лет назад некоторые вузы в порядке эксперимента открывали среднетехнические факультеты или включали в свой состав техникумы. Сейчас около 60 ссузов входит в состав университетских комплексов. Но, к сожалению, пока еще не совсем четко решены вопросы подобной интеграции, самые главные из них – обеспечение правового и экономического партнерства, опасность потери юридической и финансовой самостоятельности, а также сокращение количества специальностей. Не разработаны пока и механизмы выхода из комплекса.
И потому, отправляясь на встречу с начальником отдела технических и экономических учебных заведений Управления СПО Минобразования России Валерием СОСОНКО, я хотела прежде всего узнать: а есть ли примеры когда и вуз, и колледж вполне довольны совместным существованием и не мечтают поскорее избавиться от столь тесного союза.
– Благополучными в этом отношении являются Новгородский университетский комплекс, система комплексов в Кабардино-Балкарии, там их сразу три – в главном университете республики, сельхозинституте и Институте культуры и искусства. Назову также Оренбургский, Саратовский, Ижевский, Майкопский комплексы, там, кстати, технический институт возник на базе трех ссузов. В Подмосковье формирование комплекса произошло вокруг Университета сферы быта и услуг. По проблеме партнерских отношений ссузов и университетов мы ежегодно проводим конференции, издаем соответствующие сборники материалов, обмениваемся опытом и мнениями.
– Давайте возьмем опыт Новгорода. Почему там сложился удачный творческий союз?
– В структуре Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) создан многопрофильный колледж НовГУ – это пять учреждений среднего профобразования: колледж экономики и права, медицинский, политехнический, педагогический, Старорусский политехнический. Они ведут подготовку по 22 специальностям. Многопрофильный колледж был создан приказом N 207 Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ еще в 1993 году. Чтобы система СПО НовГУ нормально работала, было создано Управление СПО НовГУ. Кафедры университета здесь активно участвуют в образовательном процессе по соответствующим специальностям СПО, помогают колледжам в методическом обеспечении. Помимо высшего образования, НовГУ реализует несколько образовательных программ: среднего общего образования, профессиональной подготовки, начального профобразования, среднего профобразования базового и повышенного уровня, дополнительного образования. Выпускники колледжей НовГУ могут быть переведены на соответствующий курс университета для продолжения обучения по программам высшего профобразования. Кроме того, студент колледжа НовГУ может прервать образование на любом из четырех уровней и приступить к самостоятельной профессиональной работе. Принцип преемственности в этой системе состоит в том, что образовательные программы последующего уровня учитывают содержание обучения на предыдущем уровне. Причем непрерывность многоуровневого профобразования идет за счет непосредственного взаимодействия с кафедрами университета: разрабатываются интегрированные учебные планы и рабочие программы, преподаватели колледжей стажируются на профильных кафедрах университета, проводятся совместные научно-исследовательские работы, преподаватели кафедр участвуют в проведении аттестационной экспертизы работы преподавателей колледжей, а также в комиссиях, определяющих рейтинг колледжей.
– А какой юридический статус имеют эти колледжи?
– Они являются структурными подразделениями НовГУ и осуществляют правомочия юридического лица от имени НовГУ по доверенности.
– А отрицательные примеры объединения в университетский комплекс есть?
– К сожалению, да. Так, совсем недавно был отменен приказ о вхождении Московского техникума космического машиностроения в структуру МАТИ. Причем ведь в свое время этот техникум вошел в состав вуза совершенно добровольно. Но уже через 2-3 года совместного союза и техникум, и МАТИ убедились, что результатов от такого “брака” никаких. Возможно, это было связано с тем, что отрасль вообще переживала серьезные трудности. Есть подобные проблемы и в Ростове-на-Дону, где коллектив бывшего авиационного техникума уже больше года обращается к руководству министерства с просьбой отменить приказ о вхождении в состав Ростовской академии сельхозмашиностроения. И пока что в этом случае развод по любви не получается. Дело в том, что ученый совет академии по целому ряду причин своего согласия не дает. Кроме того, бывает так, что колледж или техникум входит в университет, но при этом ребят из средних специальных учебных заведений не пускают ни в университетские библиотеки, ни в спортивные залы, у них нет возможности пользоваться компьютерной и информационной базой.
– Давайте суммируем. На какие подводные камни могут натолкнуться ссузы, собирающиеся войти в университетский комплекс?
– Существует боязнь поглощения ссуза высшей школой. Иногда ведь вузы рассматривают ссузы как стартовую площадку профориентации на высший уровень, а не подготовку специалистов для реального сектора производства. Как бы тут не превратиться в подготовительное отделение для поступления в вуз. Кроме того, в вузах система образования фундаментальная. А у нас практико-ориентированная. Увлечение теорией в ссузах меняет смысл среднего профобразования. А в результате выпускник ссуза не сможет найти себе работу на рынке труда.
– Что же делать, если произошло ошибочное объединение? Может ли ссуз выйти из университетского комплекса, существует ли на этот счет четкая законодательная база?
– Сейчас эта проблема только рассматривается нашим министерством. А вообще вхождение ссузов в университетские комплексы не может быть массовым явлением, здесь необходимы продуманность решений и целесообразность.
Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте