Был в 70-е – 80-е годы прошлого столетия в составе Академии педагогических наук СССР Научно-исследовательский институт теории и методов воспитания, а в нем – Лаборатория теории и методики пионерской работы, которая получила от Совета по проблемам детского движения, действовавшего при президиуме АПН СССР, задание – создать книжку об опыте одной из пионерских дружин. Выбор пал на пионерскую дружину 428-й школы Москвы.
Каждый, кто входил в школу, обращал внимание на мраморную доску с надписью «Здесь учится и работает пионерская дружина имени В.И.Даниловича».Валентин Иванович Данилович (1934-1970) инженер-испытатель, коммунист, кавалер ордена Красного Знамени. Как писала газета «Правда» 6 октября 1970 года, он отрабатывал методику выхода космонавтов в открытый космос, одним из первых испытывал новые средства катапультирования. В.И.Данилович работал с С.П.Королевым, Ю.А.Гагариным, принимал участие в подготовке космонавтов. Его работа – постоянный подвиг, постоянный риск ради жизни других, ради науки. И последнее в его жизни задание было шагом в неведомое – еще никто и никогда не катапультировался на такой высоте при сверхзвуковой скорости. Не все удалось предусмотреть создателям катапульты. Учли позже. Новую катапульту испытывали друзья Валентина Ивановича, они довели до конца начатое им дело.Валентин Иванович был другом пионерской дружины школы №428, здесь учились его дочери. С ним было связано многое: встречи ребят с летчиками-испытателями, беседы о развитии авиации, труде космонавтов на земле и в космосе, фотовыставки «Сыны неба», «Первый космонавт». Он водил отряды в походы и учил ребят играть в шахматы. Пионеры видели его участником авиационных парадов в Тушино и несчетное число раз смотрели кинофильм «Прыжок на заре», потому что прыжки с парашютом с самолета, вертолета, аэростата совершал Валентин Иванович.Решение бороться за право носить имя В.И.Даниловича было единодушно принято в дружине, поддержано партийной и комсомольской организациями школы, коллективом, где служил старший лейтенант В.И.Данилович.Старшая вожатая Таня Ромашкина, пионерский актив, педагоги прежде всего разъясняли ребятам смысл новой перспективы в жизни дружины, подчеркивали, что носить имя героя – большая честь и надо заслужить это право, доказать его полезными делами, хорошей учебой.После разговоров в звеньях и отрядах на обсуждение дружины были вынесены первоочередные задачи: собрать данные о жизни и деятельности В.И.Даниловича, создать дружинный музей, посвященный его имени; старательно учиться, помогать отстающим, добиться, чтобы каждый второй пионер в дружине учился на «4» и «5»; развернуть полезную работу в зоне пионерского действия: озеленить территорию школы и прилегающего микрорайона, взять шефство над малышами (детский сад, игровые площадки в микрорайоне), завязать дружбу с ветеранами войны и труда, проживающими в микрорайоне школы, оказывать им необходимую помощь.Утвердив этот план, сбор дружины поручил совету каждую четверть подводить итоги, информировать дружину о том, как выполняются намеченные дела.Работу следопытов возглавил штаб «Поиск», созданный по решению совета дружины из представителей всех отрядов. Члены штаба и его актив знакомились с литературой по музейному делу, с опытом работы школьных музеев, изучали, как строится экспозиция в государственных мемориальных музеях. Старшая вожатая помогала определить круг вопросов для бесед с людьми, знавшими В.И.Даниловича, учила, как записывать воспоминания, как организовывать переписку с учреждениями и отдельными лицами, как учитывать и описывать фонды, как хранить подлинные материалы, обеспечив им длительную жизнь. Организация поиска требовала большого такта со стороны детей. Простое задание – снять копию с документа, записать воспоминания, попросить фотографию – связано с прикосновением к живой боли близких.В конце концов установились тесные контакты с семьей, товарищами В.И.Даниловича. Оценив серьезность задуманного пионерами дела, его родственники и друзья включились в создание музея. Штаб информировал дружину о ходе поиска и результатах. О каждой новой находке тут же узнавали все. Следопыты рассказывали в отрядах и звеньях, от кого и как она получена, какое место занимала в жизни Валентина Ивановича. Пионеры читали статьи о его подвиге, публикации самого Валентина Ивановича, письма и документы, рассматривали фотографии. Собирая материал для музея, ребята познавали и усваивали те нравственные нормы и ценности, на которые ориентировался в жизни человек, за имя которого они боролись.Много новых материалов, раскрывающих облик этого замечательного человека, дала экспедиция в Белоруссию, на родину В.И.Даниловича. В дружине было объявлено соревнование за право участвовать в экспедиции. В комплектовании экспедиционного отряда принимала участие вся дружина. На отрядных сборах выбрали тех, кто хорошо проявил себя в учебе, пионерской работе, активно участвовал в поиске.Вместе с тем шла напряженная работа по выполнению других намеченных задач. Каждую четверть совет дружины анализировал работу на Всесоюзном марше пионерских отрядов, подводил итоги выполнения ближайших задач, намечал новые.В апреле 1972 года бюро Куйбышевского РК ВЛКСМ Москвы, отмечая успешную работу дружины на Всесоюзном марше, поисковую работу по изучению жизни и деятельности В.И.Даниловича, принимает решение о присвоении пионерской дружине школы №428 его имени.20 мая 1975 года – в годовщину гибели В.И.Даниловича – был открыт дружинный музей. Он располагал значительным фондом подлинных материалов, позволяющих раскрыть облик В.И.Даниловича – гражданина, специалиста, незаурядной личности. Все в музее любовно оформлено руками пионеров и испытателей. Здесь нет экспозиций, сделанных профессиональными художниками, как это бывает подчас в школах. Друзья В.И.Даниловича всегда подчеркивали его скромность и внушали детям, что скромность в оформлении музея лучше всего соответствует духу этого человека.Фонды музея значительны. В них собрано около 200 разнообразных предметов, 80 процентов из них подлинные. Экспонаты воссоздают характер уникальной профессии старшего лейтенанта В.И.Даниловича: парашюты разных систем, гермошлемы и скафандры разных типов, детали оснащения парашютиста-испытателя, копии документов о допуске его к испытаниям. О его труде, увлечениях рассказывают многочисленные фотографии, сделанные друзьями и им самим на земле и во время прыжков с парашютом. (В.И.Данилович одним из первых начал работать с кинокамерой в свободном падении.) Фотографии запечатлели его в разные моменты. Сразу после испытания на ромашковом поле: счастливый, улыбающийся – за спиной стелется купол парашюта. На другом снимке – серьезный, собранный, в гермошлеме – готов к выполнению нового задания. Групповая фотография: в центре первый космонавт. Валентин Иванович вдвоем с Ю.А.Гагариным. На фото – автограф первого космонавта.Среди экспонатов – материалы прессы: статьи о нем, публикации его статей и фотографий. Богато представлены в экспозиции документальные источники: орденские книжки, многочисленные дипломы, подтверждающие мировые и всесоюзные рекорды по прыжкам с парашютом и победы на всесоюзных и международных фотовыставках; копия заявления о приеме в отряд космонавтов, протоколы о сдаче кандидатских экзаменов, удостоверения о спортивных званиях, воспоминания друзей, сослуживцев, родных.Один из разделов музея содержит материалы, характеризующие работу дружины после присвоения ей имени В.И.Даниловича: летописи, рапорты, награды. Здесь фотографии, отражающие памятные дела пионеров, связанные с именем героя, стихи, ему посвященные.Идет время, и вожатая, и педагоги школы начинают осознавать неизбежно возникающее противоречие: за право дружине носить имя В.И.Даниловича боролось не одно поколение пионеров. А когда это имя заслуженно присвоено дружине, в нее влилось уже следующее поколение. Для первых источником вдохновения была поисковая работа. Теперь музей создан. И совет дружины, и педагоги правильно поняли, что музей – живой, развивающийся организм. И дело здесь не только в том, что появляются новые экспонаты, меняется экспозиция, обновляется состав совета. Надо развивать и углублять содержание и формы его работы по воспитанию на героическом примере.По рекомендации старшей вожатой совет музея обратился к пионерам дружины с просьбой ответить на два вопроса: «Что бы ты предложил для улучшения работы нашего музея?» и «Что бы ты рассказал ребятам из других дружин о В.И.Даниловиче?»Предложения были различны по содержанию и касались разных сторон деятельности музея: улучшения организации его работы («сделать более четкий график работы», «проводить экскурсии по звеньям, а не по отрядам»); совершенствования экспозиции («сделать новые стенды», «на стендах фотографии поднять выше, а текст спустить ниже, чтобы удобнее было читать», «озеленить музей»); расширения сферы деятельности музея («проводить экскурсии для родителей и жителей микрорайона»); обогащения традиций, связанных с именем В.И.Даниловича («проводить шахматный турнир на приз В.И.Даниловича»). Старшие пионеры особое внимание обратили на необходимость расширения и углубления информации о В.И.Даниловиче в работе с отрядами 7-8-х классов («нельзя рассказывать одно и то же»).Интересный для педагогов и членов совета музея материал дали ответы на второй вопрос. Оказалось, что пионеры знают основные вехи в жизни героя, осведомлены о его профессии, обстоятельствах гибели. Однако не все подростки понимают черты характера В.И.Даниловича, достойные подражания.Ответы на вопросы совета музея показали и различия в направленности интереса к экспонатам музея у пионеров разного возраста. Так, младших интересуют главным образом экспонаты, связанные с уникальной профессией героя. Их поражает парашют, модель корабля «Восток-1», скафандры, гермошлемы. Пионеров среднего и старшего возраста уже привлекают документы, фотографии, записи воспоминаний тех, кто знал В.И.Даниловича, то есть здесь более отчетливой становится тяга к познанию его внутреннего мира.Все это обсуждали экскурсоводы музея. Обсуждение было бурным: говорили о том, что делали не так, думали, как сделать лучше. Вот небольшой отрывок из спора ребят.- У нас необычный музей, такие экспонаты, как у нас, редко где встретишь. И получается, что мы меньше говорим о замечательном человеке, а больше удовлетворяем любопытство и рассказываем об экспонатах. Я думаю, надо сначала дать ребятам возможность все рассмотреть, объяснить, а потом уже начинать рассказ о самом Даниловиче.- Но предупредить, чтобы руками не трогали экспонаты. Ведь всем же хочется примерить скафандр.- Водить лучше в музей звеньями, а то, когда много ребят, они мешают друг другу.Ребята наперебой говорят: «надо подчеркивать, какой это был человек», «мужественный, бесстрашный, мог спокойно работать, но пошел в испытатели, на сложнейшую работу», «стремился все время учиться – это особенно надо показать», «очень разносторонний был человек», «и во всем, за что брался, стремился достигнуть высоты», «надо больше приводить примеров, как его характеризовали командиры, товарищи. Они говорили: «Очень грамотный технически», – поэтому к нему прислушивались конструкторы», «очень мягкий, скромный, человечный», «смелый – за самое трудное брался».- А вот ребята из 8-х классов говорят, что мы всем одно и то же рассказываем. Это же на самом деле неправильно. Надо договориться, о чем рассказывать в 4-х, в 5-6-х классах, а в 7-8-х, может, пусть ребята, если хотят, приходят поодиночке. Каждый посмотрит то, что ему особенно интересно, или спросит о чем-то дежурного экскурсовода.Так с помощью вожатой и педагогов началась работа по подготовке экскурсоводов с учетом возраста пионеров. Младшим рассказывают, почему в дружине создан такой музей, как его создавали пионеры и взрослые. Говорят о правилах поведения в музее, дают возможность утолить любознательность, внимательно рассмотреть наиболее приметные экспонаты, отвечают на многочисленные вопросы типа: «Что это? А как это сделано? А из чего это сделано? А где это взяли?» Лишь после того, как младшие утолили первое любопытство, экскурсоводы рассказывают им о Валентине Ивановиче Даниловиче, сосредоточив главное внимание на его роли в развитии советской авиации, космической техники. Подробно рассказывают о традициях дружины, связанных с именем Даниловича.В рассказах пионерам 5-6-х классов особенно подчеркиваются личные качества В.И.Даниловича – преданность делу, стремление быть там, где трудно, настойчивость в достижении целей, стремление к высотам во всем. Облик этого человека, особенности его характера дают пищу для формирования идеалов подростка.В дружине сложились особые традиции, связанные с именем героя. И это не только линейка на его могиле, это и рапорт о делах дружины представителям коллектива, где служил В.И.Данилович, награждение правофланговых отрядов, прием октябрят в пионерскую организацию, представление дружине новых пионерских отрядов, созданных в третьих классах, присвоение отрядам имен.Каждое пионерское поколение по-своему чтит память героя. К пятилетию подвига В.И.Даниловича пионеры высадили аллею деревьев, в 1977-м торжественно открыли мемориальную доску, средства на которую зарабатывали несколько лет.
Комментарии