Жизнь Александра Македонского с ее стремительным взлетом и победоносным шествием по дальним странам всегда воспринималась как особое благоволение судьбы к тому, кого считали сыном самого Зевса. Однако древний историк и философ Плутарх убеждает, что Александр Македонский вовсе не был баловнем судьбы. Он не только обладал мужеством и храбростью, но был разумен, благочестив, скромен, щедр и умерен. Хранил верность друзьям, ценил искусства и науки, неустанно самосовершенствовался.
Издательство “Информпечать” выпустило в свет историко-библиографический роман Николая Панина “Александр Македонский”. Впервые в отечественной и зарубежной исторической литературе жизнь великого полководца древности описана от рождения до его смерти. Книга захватывает яркими подробностями завоевательных походов Александра Великого, насыщена географическими и этническими названиями, именами и терминами, что, без сомнения, будет очень полезно тем, кто увлекается историей древнего мира…
Учителями великого македонца, как известно, были греки, в том числе и Аристотель. Очень рано – около 10-12 лет – Александр начал изучать геометрию и числовую метафизику Платона, которая тогда считалась высшей степенью мудрости… Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстрым бегом, не хочет ли он состязаться на Олимпийских играх, царевич ответил: “Если моими соперниками будут цари, тогда я готов!”
Александр неоднократно стоял на краю гибели, а его ранениям не было числа. Все тело мужественного воина избороздили шрамы. В Газе дротик пронзил ему плечо, в Мараканде стрела раздробила ему ногу, в Маллах стрела метровой длины прошла сквозь грудь Александра… Военная доблесть и добродетели полководца были результатом философского воспитания. В походе на Персию он черпал силы для победы скорее в уроках Аристотеля, а не в могуществе своего отца. Блестящие мысли и афоризмы Александра, например “все свое ношу с собой”, достойны Сократа, Платона и Пифагора. Если знаменитый философ-стоик Зенон выдвинул идею единого человеческого общества, то Александр Македонский воплотил ее в жизнь. Греки и персы, Европа и Азия были ему одинаково дороги, что проявлялось даже в одеждах и привычках, Александр носил полугреческий и полуперсидский царский наряд, усваивал традиции и обычаи завоеванных народов.
“За этими как будто внешними атрибутами скрывалась идея о единой слаженной общности, где нет различия между победителями и побежденными, а все соединяют свои жизни, нравы и семьи как в одной дружеской чаше…”
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии