search
main
0

«Дрофа» – участник нацпроекта «Образование»

Когда заходит речь об образовании, вместо слова «методика» все чаще можно услышать слово «технология». Это не случайность: сегодняшний урок немыслим без новых, современных средств обучения. Традиционная наглядность и уж тем более «технические», мультимедийные пособия значительно расширяют педагогические возможности учителя, повышают эффективность обучения. Вот почему одним из важных направлений НЦП «Образование» стало оснащение школ наглядными пособиями и оборудованием. В конце прошлого года 6136 российских школ получили новые современные кабинеты химии, физики, биологии и географии, а также интерактивные аппаратно-программные комплексы на сумму около 2 млрд. рублей. Одним из производителей оборудования был Издательский дом «Дрофа». Об участии издательства в национальном проекте и современных средствах обучения, разработанных творческим коллективом «Дрофы», рассказывает зам. исполнительного директора издательства Юрий Васильевич КОВРИЖНЫХ.

– Юрий Васильевич, Издательский дом «Дрофа» вошел в число восьми компаний – победителей федерального конкурса на поставку учебного оборудования в 2006 году. Какое оборудование поставляло ваше издательство и почему?

– Среди многочисленной продукции издательства «Дрофа» важное место занимают наглядные пособия. Мы выпустили портреты, карты, таблицы практически для всех учебных кабинетов. Поэтому, когда объявили конкурс по национальному проекту, у нас было что предложить школе. Наиболее востребованной оказалась наша картографическая продукция. «Дрофа» к этому времени уже выпустила полный комплект географических карт для общеобразовательных учебных заведений (свыше 100 наименований). Карты соответствуют СанПиНам, ламинированы, отпечатаны на хорошей бумаге, но главное, что они по своему содержанию отражают сегодняшний день науки. Не секрет, что в последнее время географические карты устаревают физически не так быстро, как морально, приходится их все время обновлять. Я имею в виду то, что карта должна отражать последние политические изменения: перенесенные границы, переименованные города и страны и т.д. У нас на новые карты уже нанесен Пермский край, а на старых осталась еще Пермская область и Коми-Пермяцкий округ. За тем, чтобы на картах, закупаемых для школ, не было бы подобных ошибок, следила специальная комиссия. И мы старались соответствовать ее высоким требованиям. Именно комплект карт и стал основой для оборудования кабинета географии, который «Дрофа» поставила в 86 регионов России в рамках национального проекта.

Кроме карт и таблиц, в комплект вошли глобусы (на каждую парту по глобусу), барометр, компасы, коллекции полезных ископаемых, которые полностью соответствуют школьной программе. Сделать такие коллекции оказалось не так-то просто. Конкурс прошел в октябре, и по условиям контракта мы должны были всю продукцию поставить в регионы до конца декабря. Но при этом мы упустили из виду, что заготовкой коллекций занимаются летом, а зимой никто не ходит в горы. К счастью, нас выручили партнеры: коллекции были изготовлены в срок, но какими усилиями! Надеемся, в этом году организаторы конкурса учтут эти нюансы, и тендер будет объявлен не в октябре, а хотя бы в апреле. Не просто было сделать и школьную метеостанцию. Если раньше это была «будка с флюгером» на школьном дворе, то теперь современная электронная метеостанция с выносными датчиками для определения температуры, влажности и т.д. находится в классе. Информация с датчиков передается на дисплей компьютера, ее можно архивировать и таким образом проводить мониторинг погоды. Для учащихся это прекрасная возможность проводить самостоятельные исследования. Да и учителю работать с таким оборудованием удовольствие, многие вещи объяснять проще.

– Сколько же стоит такой «кабинет географии»?

– Около ста тысяч рублей, но по сравнению с оборудованием для других кабинетов он самый дешевый. Например, учебное оборудование для кабинета физики или химии стоит 400 тыс. руб.

– Как много школ удалось вам обеспечить современным оборудованием в рамках национального проекта? Насколько оно востребовано?

– Насколько мне известно, а я в регионах бываю довольно часто, во многих школах оборудование и наглядные пособия не обновлялись последние 16-18 лет. Бюджетные деньги на это не выделялись, а на родительские – в лучшем случае приобретались новые учебники. Есть и школы-новостройки, которые сдаются в эксплуатацию совершенно пустые, кто и когда будет их оснащать – неизвестно. А как может учитель, тем более учитель географии, работать без карты?! В 2006 г. мы поставили в школы 1400 «кабинетов географии». В целом объем бюджетных средств позволил обеспечить оборудованием только 5,6% школ. Но есть решение продолжить нацпроект до 2009 г. включительно. Думаю, к этому времени ситуация во многих школах изменится. Да и сегодня она уже меняется. Нацпроект дал возможность многим школам улучшить свое материальное положение. В начале этого учебного года мы проводили семинар с руководителями органов образования, на котором были представители около 60 регионов, и уже тогда демонстрировали новые электронные средства обучения. Тогда многие говорили, что, дескать, все это хорошо, но сегодня у нас нет возможности приобретать технику, нам бы обеспечить школы хотя бы самым необходимым, тем, что подешевле. Но уже в этом году все больше органы образования заказывают именно мультимедийные пособия, ориентируясь на электронные средства обучения, поскольку понимают, что возможности у новой техники гораздо больше, чем у традиционных средств обучения.

– Какие электронные средства обучения появились в последнее время, только компьютеры или есть еще интересные новинки, о которых сегодня мало кто знает?

– В первую очередь это мультимедийные образовательные ресурсы для интерактивных досок. Это совершенно новый продукт, он появился только в 2006 г. Производят эти доски пока компании Англии, Америки, Китая. Сама доска как техническое средство вряд ли повлияет на учебный процесс, но использование интерактивных программ дает безграничные возможности. Доска имеет ряд полезных инструментов, которые следует использовать совместно с интерактивными программами для создания надписей, рисунков и т.д. Для такой доски мы сделали электронные пособия – это интерактивные карты по географии. Таким образом решена проблема и хранения карт, и одновременной демонстрации нескольких карт на уроке. Далее, с каждой картой можно работать при помощи несложного интерфейса. Можно увеличивать масштаб карты. Можно при помощи электронного карандаша наносить на карту и стирать определенные значки. Можно «добавлять» и «убирать» рельеф, значки полезных ископаемых, названия населенных пунктов. При необходимости можно показать фотографию того или иного географического или промышленного объекта, например, ГЭС или озеро Байкал, увидеть представителей флоры и фауны и прочесть о них небольшую справку. Карта устроена так, что на основу накладываются определенные информационные слои, и учитель может эти слои включать и выключать по своему усмотрению. Под эту карту мы разработали методические пособия для учителя, где предложены варианты работы с картой, контрольные задания. Например, ученику дается задание нанести на карту русла рек. Потом можно включить слой «водные ресурсы» и посмотреть, насколько успешно он справился с заданием. Такая работа и увлекательна, и интересна, и полезна. В комплекте с доской поставляются и беспроводные пульты. Имея такой пульт, ученик может выполнять индивидуальное задание, сидя за партой, а потом демонстрировать его на интерактивной доске.

– Оборудование для кабинетов поставляется в регионы согласно квотам, определенным Министерством образования и науки. А как оно распространяется по школам? Не получится ли так, что одни и те же школы получили и субсидии от государства, и новое оборудование?

– Насколько я знаю, в регионах рассуждают так: в такой-то школе есть «продвинутый» учитель, надо ему оборудовать кабинет. То есть руководители при распределении нового оборудования прежде всего ориентируются на специалистов. Наверное, это правильно. Ведь не каждый учитель захочет использовать на уроке интерактивную доску или электронную метеостанцию. Если учитель не будет увлечен своим предметом, не будет работать творчески, любые пособия у такого учителя будут простаивать. Еще одним критерием для получения школой современного оборудования является наполняемость классов и количество детей в школе. К сожалению, действительно, поставки оборудования по нацпроекту обходят стороной малокомплектные школы. Вопрос этот сложный, он требует гибкого решения. Возможно, одним из выходов для сельских школ будет подключение к интернету. Сейчас многие издательства, в том числе и наше, работают над тем, чтобы создать базу учебных ресурсов для учителя. Для учителя это будет хорошим подспорьем в работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте