search
main
0

Дрессированные дети,. или Добро пожаловать в ящик Скиннера!

Школа очень изменилась за последние годы. Ее главный лозунг «Учить детей мыслить!» стал вызовом традиционному обучению, требующему от ученика одного – безошибочно воспроизводить изученное. Но что стоит за красивыми словами? Отвечает ли современная школа своему новому назначению, если опусы из школьных учебников зачитывают с эстрады, а ребята заняты бесконечным тестированием и вынуждены выполнять задания, на полях которых следовало бы написать: «Сам дурак!» и отослать по назначению.

Но хуже, когда детей дезориентируют, используя познавательную деятельность для дрессуры. Во всяком случае сложно по-другому охарактеризовать следующее задание, взятое из демонстрационного варианта контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по французскому языку за 2011 г. Оно содержит текст на французском языке о завоевании европейцами Южной Америки и вопросы к тексту. Если быть более точным, каждый вопрос – это утверждение, которое может соответствовать содержанию текста (вар. 1 – правильный ответ), не соответствовать (вар. 2 – неправильный ответ) либо вообще никак не соотноситься с текстом, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (вар. 3 – нет информации).Подобные задания опираются на принцип программированного обучения, в соответствии с которым образовательный процесс максимально индивидуализируется, а роль учителя сводится к функции консультанта. Учебный материал, подлежащий усвоению, делится на небольшие части, каждая из которых заканчивается контрольной работой, успешно справившись с которой ученик может перейти к следующей порции материала. Особенностями программированного обучения являются набор предписаний по выполнению заданий и система подсказок (в нашем случае подсказки содержатся в самом тексте).Идея программированного обучения принадлежит одному из основоположников бихевиоризма (поведенческой психологии) Берресу Скиннеру. Он был экспериментатор, или, как говорили сто лет назад, вивисектор, и, следовательно, придерживался самых передовых взглядов на предмет и задачи психологии. Психолог, по его мнению, должен изучать не внутренний мир человека, а его поведение и уметь этим поведением управлять.В историю психологии он вошел с двумя изобретениями – экспериментальным устройством для оперантного научения (ящик Скиннера) и теорией программированного обучения, которая по-своему явилась воплощением в жизнь результатов экспериментов над животными.Ящик Скиннера представляет собой камеру с лотком для подачи пищи и решетчатым полом, по которому подается электрический ток. В ящик помещают животное, чаще всего крысу, и заставляют проявлять активность. Активность, или, точнее, реакция, как она называется в знаменитой скиннеровской схеме (стимул – реакция), является главным условием эксперимента. Например, голодная крыса видит за прозрачной стенкой ящика еду и начинает метаться. Случайно она нажимает на рычаг, закрепленный под лотком. Вслед за этим она получает пищу. Поведение крысы в данный момент спонтанно, нажатие на рычаг не связано с получением пищи. Но в результате серии таких опытов, которые заканчиваются поощрением, то есть получением пищи, у крысы вырабатывается рефлекс: она нажимает на рычаг, с тем чтобы получить еду.А что делать, если крыса не голодна и не желает бегать по ящику? Тогда ее нужно заставить. В камеру подаются небольшие разряды электрического тока, необходимые для того, чтобы расшевелить крысу. Повторяется этот опыт до тех пор, пока у крысы не закрепится реакция, нужная экспериментатору.Теперь вернемся к нашему заданию и проследим, как действует принцип положительных и отрицательных подкреплений на практике. В одном из послетекстовых тезисов говорится, что белые поселенцы иберийского происхождения (так авторы называют испанских завоевателей) были хорошими земледельцами и рыбаками («Les colons blancs d’origine iberique etaient des cultivateurs avises sur les hauts plateaux et des pecheurs habiles sur les cotes»). Ученик должен определить, соответствует ли эта информация тексту, не соответствует или в нем ничего про это не говорится. Дело в том, что эти слова в тексте есть, но относятся они не к испанцам, а к коренному населению, индейцам. Какой же ответ выбрать?Вдумчивая девочка-девятиклассница рассуждает так: «Да, в тексте говорится, что умелыми земледельцами и рыбаками были именно индейцы, но неужели испанцы уступали им в этом? Ведь Испания в ХVI веке была одной из самых развитых стран». И справедливо выбирает третий вариант ответа (нет информации), и ошибается, потому что это неправильный ответ. А правильный ответ – вариант два, то есть данное утверждение не соответствует содержанию текста. Тексту оно, может, и не соответствует, а здравому смыслу? Еще несколько таких заданий, и у ребенка выработается рефлекс – он перестанет думать, рассуждать.При этом, конечно, неправильно полагать, что задачи образования заключаются в выработке «правильных» реакций. В современной педагогике, к счастью, есть место творчеству…Удивительно, что наряду с в высшей степени развивающими играми и упражнениями школа порой требует от ребенка несоразмерных его возрасту знаний и опыта. Пример тому – задание на понимание иноязычного текста из школьного тура олимпиады по французскому языку для 7-8-х классов. В этом задании приводятся слова девочки, которая, рассуждая о моде, говорит, что она не хочет ей следовать, потому что ненавидит конформизм («J’ai horreur du conformisme»). Я спрашиваю у семиклассников: «Как вы понимаете слово «конформизм»? Что для вас означает «быть конформистом»?» Дети переглядываются, пожимая плечами.Они пока еще не знают, что такое конформизм. Зато авторы учебников и разработчики стандартов наверняка знают о золотом правиле дидактики, согласно которому чересчур сложный учебный материал не только снижает интерес к учебе, но и делает ребенка безвольным. А уж отсюда прямая дорога в конформисты.Конечно, школа не ПТУ и не институт. Здесь не готовят специалистов. Но от того, как организован учебный процесс, какая методика положена в основу обучения, по каким учебникам занимаются дети (ведь учебник – это практическое изложение методики), зависит в конечном итоге, какие из них в будущем выйдут специалисты.А пока что современное образование оставляет впечатление управляемого хаоса, от которого больше всего страдают дети, хотя сами этого еще и не понимают. Пожелать им в этой ситуации хочется одного – чтобы они поменьше играли в компьютерные игры, которые, как и школьные тесты, построены по принципу программированного обучения, и побольше читали. Книги, возможно, то единственное, что спасет их от хитросплетений современного образования и от тех, кто методами цирковой дрессуры учит их «мыслить».​Елена АПКАРОВА, учитель французского языка, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте