Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы
Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях
Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше
В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди
В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей
Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию
Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая
Всероссийский конкурс «Успешная школа» подводит итоги творческого соревнования
Экспертное мнение: как отвлечь внимание ребенка от смартфона
Победители профессиональных конкурсов для педагогов поделились своим лайфхаками
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая Всероссийский конкурс «Успешная школа» подводит итоги творческого соревнования Экспертное мнение: как отвлечь внимание ребенка от смартфона Победители профессиональных конкурсов для педагогов поделились своим лайфхаками
Артистическая натура

Драманьяки овладевают магией… сцены

От парты до рампы, или Семь лайфхаков для развития драматического мастерства
УГ - Москва, №50 от 15 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Мы, учителя, прекрасно знаем, что школа для учеников – это масса возможностей не только для развития предметных знаний, но и для совершенствования и проявления личности (причем не только на уроках, но и за пределами класса). Но иногда нам трудно мотивировать детей на оригинальное выступление в рамках конференции, на кропотливую исследовательскую деятельность, на участие в олимпиадах и конкурсах, на достижения в проектных работах. Школьникам кажется, что все это либо не имеет отношения к учебе напрямую, либо не стоит затраченных усилий, либо мешает подготовке к итоговой аттестации.

Несколько лет назад в школе №1531 появился драматический театр на английском языке под названием «Драманьяки», первыми его актерами стали ученики 6‑х классов. За прошедшее время мы убедились, что учение и развитие осуществляются не только за партой, ноутбуком или у электронной доски…

 

Экскурс в науку

Драмопедагогика – одно из значимых направлений педагогики, ориентированное на развитие коммуникативной направленности преподавания иностранных языков. Объясняется эффект просто: драмопедагогика подходит к формированию языковых навыков и речевых умений учащихся комплексно – одновременно осваивается язык (да, даже в далеких от естественной языковой среды условиях!), имитируется общение в бытовой, формально-деловой и прочих сферах жизни.

Актуален предмет и в учебной, и во внеурочной деятельности, он полезен, так как мотивирует учеников к изучению иностранных языков, дополняет их лингвострановедческие знания, помогает при выражении мыслей, эмоций и чувств, воспитывает творческое и эмоциональное отношение к предмету.

Говоря о языке, следует назвать ключевыми моментами развитие фонетических и интонационных языковых умений, изучение и употребление новой лексики, развитие коммуникативной компетенции. Что касается метапредметных умений, то здесь открывается целое поле возможностей. Учащиеся самостоятельно или с минимальной помощью педагога овладевают навыками ставить цели различной степени сложности (в том числе и альтернативные), планировать этапы их достижения, принимать эффективные решения на основе сознательного выбора, совершенствуют навыки самоконтроля, учатся достигать компромисса и решать спорные ситуации при работе в группе. Развивается и межкультурная компетенция, так как при драматизации на английском или ином иностранном языке ученики получают новые знания о традициях других культур, тем самым видоизменяя и дополняя формирующийся у них образ мира и создавая для себя более объективную картину окружающей действительности.

 

Все началось с Тома Сойера

Но вернемся от теории к практике школы №1531. Итак, все началось, когда вышеупомянутые актеры (тогда еще пятиклассники) помогали мне показывать открытый урок (к слову, сейчас они усиленно готовятся к ЕГЭ, месяц назад отыграв два спектакля, имевших несомненный успех).

Итак, пятый класс и открытые уроки. Будущие герои подмостков и актового зала оригинальным образом интерпретировали эпизод из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Урок был оценен положительно, да и ученики остались довольны и ориентированы на дальнейший успех. В результате мы решили продолжить данную практику (не имея на тот момент ни опыта, ни умений, ни сценариев, только желание). Итогом стал традиционный ежегодный показ спектаклей на английском языке как в рамках школьной декады, так и по другим торжественным поводам. Мы собираем залы из учащихся, учителей, родителей и даже выпускников. Готовимся долго и трудно, но, как правило, добиваемся признания и одобрения зрителей.

Надо сказать, что деятельность «Драманьяков» была секретной и в большинстве случаев не зависимой от учебного расписания. Хотя наша школа дает много возможностей для занятий драмой в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности, созданный нами театр больше напоминал тайное общество. А если серьезно, то работа над пьесами и репетиции были внеурочными и носили характер проектной деятельности. Присутствуя на большей части репетиций, даже я не могла предугадать конечного результата, ибо финальное выступление удивляло нюансами всех, включая самих актеров (хотя, казалось бы, все отработано, обсуждено и решено заранее!).

Репертуар одной актерской параллели (2015-2020 гг.)

«Рождественская песнь в прозе», Чарльз Диккенс.

«Вождь краснокожих», О’Генри.

«Фараон и хорал», О’Генри.

«Питер Пэн», Дж.М.Барри.

«Трое в лодке, не считая собаки», Дж.К.Джером.

«Были они смуглые и золотоглазые», Р.Брэдбери.

«Унесенные ветром», М.Мит­челл.

«Соловей и роза», О.Уайльд.

«В высотах» (мюзикл), Л.М.Ми­ранда.

«Арсен Люпен», М.Леблан.

«Бульвар Сансет», Э.Л.Уэббер.

 

Семь советов для интересующихся

Основной упор хочется сделать на те ключевые моменты, которые, бесспорно, стали мотивационными, стимулирующими и значимыми для учащихся при выборе и постановке спектаклей на английском языке и работе над ними.

Факт №1

Необходимо раздвигать привычные рамки. У моих учащихся не было отдельного урока для занятий драмой. Мы встречались между уроками, после уроков, использовали любую свободную минуту для репетиций, принятия решений, споров и компромиссов. К 11‑му классу у всей труппы существенно повысились организационные умения и уровень самостоятельности.

Факт №2

Я приветствовала максимальную самостоятельность при выборе пьесы. Ограничение было единственным: спектакль должен быть представлен на английском языке. Если внимательно посмотреть на список пьес, выбранных учащимися, он поражает разнообразием – тут и американские, и английские авторы, и классические пьесы, и мюзиклы, и драматические спектакли, и многое другое.

Факт №3

Учащиеся могли вносить разумные изменения в существующие сценарии и создавать свои на основе классических произведений, что оказалось очень действенным методом развития языковых и творческих умений, а также навыков самоорганизации и самоконтроля.

Факт №4

Как учитель, я предпочла минимально вмешиваться в процесс репетиций. В основном мое участие исчерпывалось языковой сферой. Я предоставила своим ученикам возможность самостоятельного принятия как текущих, так и окончательных решений, что привело к абсолютно неожиданным (позитивным!) последствиям, таким как свое видение характеров и поведения персонажей, неожиданные адаптации событий прошлого под современные реалии и оригинальные трактовки содержания.

Факт №5

При подготовке актеры самостоятельно распределяли роли и обязанности, это происходило в соответствии с желаниями и умениями: один взял на себя роль режиссера, второй – звукооператора, третий совершенствовал сценарий, а другие занимались эффектами, декорациями, реквизитом. Такой подход отлично натренировал умение максимально эффективно работать в команде.

Факт №6

Для учащихся были созданы возможности разумного соперничества. Я ставила спектакли во всех классах параллели, и на концертах молодые актеры могли сравнивать результаты своего труда, учиться у других, перенимать и использовать успешные методы, примененные другими труппами.

Факт №7

Пользуясь психологической терминологией, можно с уверенностью сказать, что выступления обеспечивали учащимся зону комфорта и успеха. Драматизация на сцене всегда приносила и приносит самые позитивные впечатления от результатов проделанной работы и желание продолжить развитие и самосовершенствование.

 

Мнения «драманьяков» о нашем хобби

Что же говорят о нашем театре сами учащиеся? Я провела опрос среди одиннадцатиклассников, с которыми мы из года в год встречались то в аудитории, то в актовом зале, совершенствуя языковые, творческие и драматические умения.

– Какие личные качества вы развили в себе в нашем театре?

– Самостоятельность, заметно повысился уровень знания языка.

– Умение держаться на сцене, улучшились выразительность речи, риторика, появилась тяга к креативу.

– Прошел страх публичных выступлений.

– Заинтересовался другими видами самостоятельной деятельности, нацеленной на результат, в частности проектной и исследовательской.

– Организационные умения, лидерские качества, умение выходить из стрессовой ситуации, быстро находить решение возникшей проблемы.

– Улучшилось произношение, начал больше читать, заинтересовался иностранной литературой.

– В чем изюминка наших занятий драмой?

– Возможность самореализации, развитие терпимости, развитие навыков языка наряду с развитием творческих талантов.

– Целый класс, состоящий из разных людей, обычно действующих поодиночке, должен был собраться вместе, построить большой красивый «муравейник» и показать его жизнь другим.

– Мы не просто играем роли, мы их проживаем.

– Как бы вы назвали статью о ваших занятиях английской драмой, если бы вам предложили ее написать?

– «Актерские будни 1531».

– «На сцене и за кулисами».

– «От языка до души».

– «Наша актерская мастерская».

– «Магия языка и сцены».

– «От парты до рампы, или Как стать успешными».

Итак, драматическая деятельность на английском языке способствовала и способствует развитию не только языковых умений, но и самосовершенствованию, а также может быть полезной в определении личностной траектории развития ученика. Бесспорно, в нашей школе мы продолжим эту славную традицию.

Светлана МАЛЬЦЕВА, учитель английского языка школы №1531


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt