search
main
0

Драйвер развития

Управляющий совет - пространство диалога

В гостях у школьного медиацентра «#Говорит Москва в 13:56» председатель управляющего совета Ирина СТИКИНА. В рамках городского педсовета прошли стратегическая сессия «Школьный управляющий совет в 2021‑2022 учебном году», круглый стол «Управляющий совет – пространство диалога» и онлайн-дискуссия «Общемосковская общественная приемная управляющих советов». В их работе приняли участие представители руководства Департамента образования и науки города Москвы, подведомственных учреждений, директора московских школ, представители муниципальных органов власти, эксперты и, несомненно, председатели управляющих советов. Следить за ходом дискуссий, задавать вопросы участникам можно было на канале «МосОбрТВ» и в Интернете.


– Ирина Михайловна, вы приняли участие в мероприятиях педагогического совета. Каковы ваши впечатления?

– Стратегическая сессия, по сути, стала серьезным мозговым штурмом, позволившим сгенерировать и наметить отдельные важнейшие для системы московского образования направления деятельности управляющих советов в новом учебном году.

Следует отметить, что с учетом накопленного опыта участники сессии рассматривали управляющий совет не только как коллегиальный орган управления с участием всех представителей участников образовательного процесса. Управляющий совет видится как драйвер развития школы: с его помощью было бы хорошо находить, собирать, генерировать прорывные идеи, создавать планы развития и последовательно участвовать в их реализации. Такой подход в работе является вполне реальным. Но на сегодня такая ситуация распространена недостаточно, а вот имеющиеся примеры говорят о необходимости объединяться и двигаться в этом направлении.

– В чем, на ваш взгляд, задача управляющих советов сегодня?

– При реализации программ образования важно делать акцент на воспитании и затем на обучении каждого ребенка. Важной задачей является реализация воспитательной программы, которая принимается на уровне школы.

Также участники сессии обратили внимание, что у участников образовательного процесса существует информационный дефицит – не знают, что происходит в школе, вне школы, какие возможности предоставляет школа для воспитания и обучения. Именно УС необходимо рассматривать как место для дискуссий участников образовательного процесса с разными взглядами, площадку для обсуждения и решения конфликтных ситуаций в школе. И, конечно, кто, как не родители, учащиеся, может привнести свои идеи, предложения по улучшению, изменению ситуации в школе и в целом в образовании. Важно создавать условия, чтобы каждый ученик на уроке понимал, что он изучает и что ему это даст в будущем, важно предоставить ребенку полную информацию, как он может реализовать свои задачи, свою мечту. Он может это сделать или в рамках школы, или на базе других образовательных, научных и культурно-просветительных центров, которые действуют в Москве и открыты для каждого желающего. Было предложено считать управляющий совет тем местом, где происходит согласование потребностей каждого ребенка и возможностей, которые может предоставить система образования.

Следующее, не менее важное, мероприятие – это круглый стол «Управляющий совет – пространство диалога», который позволил с разных сторон обсудить перспективность формирования на базе управляющих советов постоянно действующей площадки модерируемого диалога по широкому кругу вопросов школы и местных сообществ.

– Неоднократно отмечалось, что диалог должен быть уважительный, доверительный и профессиональный, диалог всех со всеми, чтобы каждый участник образовательного процесса, будь то родитель, педагог или учащийся, был услышан, чтобы предложения, направленные на улучшение качества образовательного процесса, были рассмотрены, определены наиболее перспективные из них и затем реализованы. При этом каждый участник этого диалога не только имеет права, но и несет ответственность за реализацию намеченного. Это получается?

– Во время очень плодотворной дискуссии, которая происходила во время круглого стола, было отмечено, что управляющий совет – это прежде всего команда единомышленников, основной целью которой является улучшить качество образования и условия, в которых проходит образовательный процесс. Порой некоторым членам УС недостаточно опыта, знаний для осуществления своих полномочий, и было бы хорошо организовать обучение по развитию управленческих компетенций. Представился вариант профильного обучения членов УС на базе, например, Корпоративного университета. Это серьезно повысило бы качество работы органов государственно-общественного управления.

Также достаточное внимание было уделено обсуждению вопроса о том, что сейчас в каждой московской школе создаются условия, для того чтобы каждый учащийся мог реализовать свой талант, свой потенциал. И если каждый член УС будет ставить во главу угла организацию необходимых условий в школе для обучения и развития каждого ребенка, то свою миссию управляющий совет выполнит сполна.

– Но иногда родители не знают, что такое управляющий совет, есть ли он в их школе…

– Это, конечно, не очень хорошо. Сейчас на сайте каждой школы есть отдельный раздел УС, где публикуются или должны публиковаться все документы, цели и задачи, планы действий, активности, которые проводит УС конкретной школы. И так как возникают подобные ситуации, когда родители не имеют информации о деятельности УС, не знают, по каким вопросам можно и нужно обращаться в УС, то, конечно, УС должны быть более активны во взаимодействии с родителями, а порой и не только с ними.

Говорилось о том, что именно управляющие советы – это площадка для диалога, площадка для сбора идей и предложений, которые могут помочь школе стать лучше. Именно неравнодушие и активность родителей, учащихся, учителей позволяют нам двигаться вперед. Благодаря этой активности мы можем организовывать и развивать внутришкольные проекты, подталкивать школу участвовать в проектах, организуемых Департаментом образования и науки города Москвы.

При подведении итогов круглого стола прозвучали следующие основные направления в деятельности управляющих советов: развивать школу как социально-культурный центр, центр притяжения всех жителей района, который призван решать основные вопросы жизни, и прежде всего образования, воспитания и вопросы безопасности и здоровья наших детей и нас самих. Было бы хорошо организовать обмен опытом на базе Лиги управляющих советов в рамках уже работающего проекта «Гостеприимный управляющий совет».

И конечно, в условиях большого города школа не должна ограничиваться только собственными ресурсами. Управляющие советы должны проявлять стратегические инициативы и расширять взаимодействие школы с внешними структурами. Таким образом, будут создаваться возможности использовать все внешние ресурсы – ресурсы города – для учебы и воспитания учащихся.

Следующим, не менее значимым, мероприятием стала Общемосковская приемная управляющих советов, во время которой директора школ и председатели управляющих советов ответили на поступившие от родителей вопросы.

– Такое мероприятие проходит впервые. Безусловно, общественная приемная УС стала одной из основных форм взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

– Итогом всех трех секций явилось то, что все участники подтвердили важность заботы о каждом ученике школы, чтобы каждый учащийся мог получить качественное образование, реализовать свой потенциал. Стало очевидно, что на сегодня проводится недостаточная информационная работа о деятельности УС в школах, целях, задачах, проводимых активностях, принимаемых инициативах. Важной остается задача использовать УС как площадки для открытого, конструктивного и доверительного диалога между всеми участниками образовательного процесса в интересах каждого.

Необходимо создавать условия, инициировать и продолжать проекты, направленные на обмен опытом УС. Это поможет тем школам и тем УС, где пока еще не проводится активной работы, участники образовательного процесса пока еще не вовлечены в управление гражданским обществом, понять, что именно от их инициативы и ответственности за реализацию запланированных проектов зависит будущее их ребенка, будущее школы и в целом образования.

Яна КОСТИНА, заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся школы №1356, руководитель школьного медиацентра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте