search
main
0

Доверяй, но проверяй! Контроль – не самоцель, а средство достижения результата

По-разному можно относиться к организации профсоюзного контроля за выполнением принятых решений. Одни рассматривают его чуть ли как недоверие. Другие попросту считают бессмысленным проверять кого-либо. У технического инспектора труда Омского обкома Профсоюза работников народного образования и науки Ольги Валерьевны МЯГКИХ свое мнение.

Признаться, и сама раньше не считала приоритетным направлением в своей работе кого-либо контролировать. Взрослые люди, соответствующее образование имеют, прошли переподготовку по вопросам охраны труда. Что еще надо? Ведь у семи нянек…

Приехала как-то из командировки. Докладываю о результатах. По моему сообщению все выглядело вполне прилично. В документах первичек – порядок. И учеба организована, и уполномоченные действуют. Думаю, похвалят. А мне председатель вопросы стал задавать:

– В чем причина увеличения случаев травматизма? А как пострадавшие сейчас? В чем нуждаются?

– Чем объяснить, что ни по одному несчастному случаю не было представлений к работодателю?

– Как обучены охране труда вновь принятые на работу?

Вопросы, вопросы… Слушала и поняла, что не все учла перед выездом в село. Многое не проанализировала, не увидела, а чему-то и просто не придала значения. Нашли компромисс – оценку мне дать по другим командировкам, что последовали одна за другой. Училась у других.

Все лучшее взяла на вооружение. Создала банк данных по многим направлениям организации охраны труда. Настояла на обучении актива. На примере Омской районной организации даже очередной пленум обкома провели. Учли недостатки. Подготовили методические материалы, рекомендации.

Очень переживала, все ли используют наши советы? Везде ли получается? Решила изучить вопросы контроля в одном из северных районов области – Муромцевском.

Хочу поделиться своими выводами. Честно скажу, порадовала позиция райкома, комитета по образованию. Здесь Трудовой кодекс восприняли как основу новых подходов в обеспечении безопасных условий труда. Внесли четкие коррективы в районное Соглашение по охране труда, коллективные договоры учреждений образования.

Многое уже удалось сделать. Предусмотренные Соглашением обязательства исполняются. В 2001 году построены котельные Курганской, Тармаклинской, Ушаковской школ, через год – в Костинской школе. В текущем году заменили котлы в котельных Плотбищенской и Захаровской основных, Дурновской и Рязанской средних школах, кровли – в Кондратьевской и Плотбищенской школах, провели капитальный ремонт отопительной системы Петропавловской средней школы. Нашлись и средства. В 2002 году израсходовано 1130 тысяч рублей, в 2003 году – 1350 тысяч.

В чем успех? В Соглашении! Заключено оно не только между райкомом и комитетом образования, но и администрацией района. Словом, трехстороннее. А раз выделение средств на эти цели предусмотрено Соглашением, то отстаивать их в районном бюджете можно уже предметно. И, как видите, получается.

И не только в этом поддержка районной администрации. Договорились о разграничении полномочий:

• обеспечение здоровых и безопасных условий труда – прямая обязанность работодателя;

• надзор за охраной труда – основная функция Государственной инспекции труда;

• задача профсоюза – общественный контроль, содействие администрации в формировании и реализации программ по охране труда, информация о состоянии условий труда всех участников трудовых отношений.

Добрый помощник райкому – постоянная комиссия по охране труда. Она взяла на себя решение многих проблем. Прежде всего – разработку программы совместных действий комитета образования и районной организации профсоюза по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма.

Во-вторых, помощь в подготовке соответствующих разделов коллективных договоров и соглашений по охране труда в учреждениях образования и контроль за их выполнением.

И третье, не менее важное направление. Пришли к выводу, что общественники беспристрастно проанализируют состояние условий труда, внесут нужные предложения по их улучшению, помогут в аттестации рабочих мест.

Согласитесь, здорово, когда актив берется за важные дела. Разве одному специалисту из комитета образования или райкома такое под силу?

Еще один аспект. Сколько ни говори, ни призывай к действию, пока руководители, специалисты, председатели профкомов, уполномоченные не будут знать дело, успеха не жди. Поэтому занялись целевым обучением. Издан приказ комитета образования «Об организации учебы и аттестации по охране труда». Утверждена программа. Она включает правовые аспекты охраны труда, вопросы организации комиссий по охране труда в образовательных учреждениях, расследования и учета несчастных случаев на производстве, пожарной и электробезопасности.

Наметили – не значит сделали. Потому райком счел необходимым на VI Пленуме рассмотреть вопрос «Организация и состояние охраны труда в образовательных учреждениях района в свете требований Закона РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В нем участвовали: главный специалист по охране труда администрации района А.Н. Саенко, заведующая районным комитетом образования З.Г.Косолапова, председатели ПК и руководители образовательных учреждений.

Подчеркнута значимость создания безопасных условий труда. Отмечено, что еще не полностью выполняются требования законодательства. В частности, инструкции по охране труда разработаны не для всех должностей и видов работ, в итоге повара, подсобные по кухне и некоторые другие не обучены безопасным методам труда. Мытье окон, ремонтные работы проводятся без инструктажа, что повышает риск травматизма.

Нет полной обеспеченности работающих спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Так, в Окуневской основной общеобразовательной школе из положенной спецодежды кочегарам выдают только комбинированные рукавицы, рабочим по комплексному обслуживанию – только халаты.

Ни в одном из проверенных учреждений рабочие по комплексному обслуживанию не получают положенных им резиновых перчаток. В результате забота о защите от неблагоприятных производственных факторов ложится на самих работников.

Мириться с таким положением райком не стал и потребовал от работодателей издать приказы о назначении комиссии по аттестации рабочих мест в образовательном учреждении, определить срок и график проведения необходимой подготовки, сформировать и изучить нормативно-справочную базу, составить полный список рабочих мест и перечень опасных и вредных факторов.

Также было дано поручение председателю райкома профсоюза В.В.Мальцеву и специалисту районного комитета образования (члену президиума райкома) А.А.Зенгу разработать памятку по аттестации рабочих мест.

Отрадно, что поручения исполнены. Памяткой обеспечены все учреждения. Созданы соответствующие комиссии. Планомерно изучаются нормативные материалы. Уточняются перечни рабочих мест.

Важно и то, что предупредительный контроль за состоянием охраны труда осуществляется в период подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. Ежегодно по постановлению главы администрации района создается соответствующая комиссия. В ее составе – председатель райкома профсоюза. По результатам приемки проводится совещание у руководителя комитета образования, анализируются и намечаются сроки устранения замечаний.

Оправдывают себя созданные комиссии по приемке кабинетов, мастерских, спортзалов, испытания спортивных снарядов. Все уполномоченные по охране труда входят в их состав. Результаты проверки и испытания ежегодно оформляются актом-разрешением.

Практика Муромцевской районной профорганизации убедила меня, что успех деятельности уполномоченных по охране труда обеспечивается правильным подбором кандидатур, обучением, нормативной и правовой документацией, поощрением за добросовестное выполнение общественного поручения.

К сожалению, в трудовых коллективах еще не признана значимость уполномоченных по охране труда, поэтому ни в одном учреждении не предусмотрена доплата им. Ссылки на отсутствие средств, на мой взгляд, не состоятельны, поскольку установление надбавок и доплат относится к компетенции образовательного учреждения.

Волнуют и другие упущения:

• инструкции по охране труда приняты без учета местных условий (Петропавловский детский дом, Бергамакская средняя школа, Окуневская основная школа);

• нет журналов регистрации инструкций по охране труда для работников (Петропавловский детский дом, Бергамакская и Мохово-Привальская средние школы, Окуневская основная школа);

• журналы регистрации инструктажа на рабочем месте ведутся не по ГОСТу 12.0.004-90 (Петропавловский детский дом, Бергамакская и Мохово-Привальская средние школы);

• отсутствуют журналы проверки знаний по технике безопасности персонала с 1-го квалификационной группой по электробезопасности (Петропавловский детский дом, Бергамакская и Мохово-Привальская средние школы, Окуневская основная школа);

• в столовых нет металлосвязи раковин с водопроводом холодной воды, что может привести к электротравмам персонала (Бергамакская, Мохово-Привальская средние школы);

• отсутствует маркировка тумблеров в электрощитках, поэтому аварийное отключение оборудования проблематично (Бергамакская средняя школа);

• в библиотеке стеллажи не прикреплены к стенам и не связаны между собой (Муромцевская средняя школа № 2), что может привести к завалам, травмированию читателей;

• используются приборы и удлинители с нецелостными электропроводами, а это явная опасность поражения электротоком (Окуневская основная и Мохово-Привальская средняя школы, Муромцевский детский сад № 4);

• к аптечке не приложена инструкция с правилами первой медицинской помощи, отсутствует перечень медикаментов (Петропавловский детский дом, Бергамакская и Мохово-Привальская средние школы, Окуневская основная школа);

• разбитые плафоны (Мохово-Привальская средняя школа – раздевалка девочек при спортзале).

К чему названные недостатки могут привести? Во-первых, при отсутствии добротно разработанных инструкций по охране труда невозможно предъявить конкретные требования к исполнителям за допущенные нарушения. Во-вторых, без журналов регистрации инструктажей нельзя подтвердить их проведение, а стало быть, – исполнение работодателями своих обязанностей, привлечь к ответственности нарушителей.

Таковы мои наблюдения. На многое посмотрела с сожалением, много замечаний адресовала себе. Но главное, вижу, над чем трудиться, что сделать для совершенствования практики.

Ольга МЯГКИХ, технический инспектор труда Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте