search
main
0

Доверие вызывает ответную честность Тема “Толерантность”. 9-й класс

Цели урока
Познавательные цели:
дать определение понятиям: “беженец”, “вынужденные переселенцы”, “апартеид”, “расизм”, “геноцид”;
познакомить учащихся с законами РФ и международными актами, защищающими права беженцев и вынужденных переселенцев;
дать понятие, что могут сделать отдельные лица и правительства для обеспечения соблюдения прав человека.
Формирование ценностей:
способствовать развитию у учащихся чувства сопереживания по отношению к беженцам, которые являются такими же людьми, как они, но потерявшими свои дома, имущество, Родину;
научить учащихся размышлять над значением основных прав человека – тех, которыми все люди обладают в силу своей принадлежности к мировому человеческому сообществу.
Формирование умений:
научить детей признавать предрассудки в себе и в других;
совершенствовать навыки ведения дискуссии;
уметь четко определять права и ответственность, которые необходимы для обеспечения гармонии как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Оборудование урока:
выставка рисунков “Права беженцев являются правами человека”;
Декларация прав и свобод человека и гражданина;
карточки-задания для работы в группах (см. приложение);
словари для группы консультантов.

Основные термины: толерантность, беженцы, вынужденные переселенцы, геноцид, расизм, апартеид.

Эпиграф к уроку
“Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они к тебе относились”.
(Из библейских заповедей)

План урока
1. Что такое толерантность.
2. Международные акты и Законы РФ о беженцах и вынужденных переселенцах.
3. Жить в условиях толерантности.

Ход урока
Человек – это часть природы и часть общества. Продолжите фразу: “Я отличаюсь от других людей, потому что…”. Ваши отличия от других людей делают вас индивидуальностью. Но человек не стал бы человеком, если бы не жил в обществе. Я предлагаю вам продолжить другую фразу: “Я как и все другие люди потому, что…”
Какой вывод мы сделаем?
Вывод. Человек, оставаясь индивидуальностью, должен быть внимательным и терпимым по отношению к другим, так как он имеет такие же права и обязанности в обществе.
Не случайно эпиграфом нашего урока является библейская заповедь “Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они к тебе относились”. Она наиболее полно отражает содержание нашего урока.
Как вы понимаете, что такое толерантность?
(Дети дают разные ответы. Под руководством учителя и при помощи группы консультантов (группа, работающая со словарем) учащиеся в тетради записывают определение).
Толерантность – это терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо (от латинского “терпение”).
Можем ли мы отнести толерантность к критериям морали? Докажи свое мнение.
Есть ли разница или ее нет в понятиях “терпимое отношение” и “терпеливое отношение”?
Подумайте, с кем и где в ваших отношениях проявляется толерантность?
Учитель записывает на доске, а ученики в тетради:
ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель, дети-родители, друг-друг, нация-нация, раса-раса.
Выступая в Москве, наш губернатор Дмитрий Аяцков сказал о том, что Саратовская область готова принять беженцев из Афганистана и оказать им содействие и помощь, если в этом будет необходимость. Следовательно, возникнут отношения толерантности между местным населением и беженцами (на доске учитель дописывает “местное население – беженцы”).
Какая из перечисленных выше групп населения является особенно уязвимой и незащищенной? Почему?
Далее учитель организует работу в группах. Каждая получает карточку с заданием и готовит сообщение в соответствии с заданием. (Время 5 мин.).
Итак, почему появились беженцы и вынужденные переселенцы? (Ответ дает группа, работающая с карточкой N 1. Учитель уточняет ответ).
Запись в тетради:
почему появились беженцы и вынужденные переселенцы:
ущемление и нарушение прав и свобод жителей той или иной страны;
преследование и угроза жизни;
межнациональные конфликты;
политика геноцида, апартеида, расизма.
Группа консультантов находит в словарях объяснение этим терминам, учащиеся записывают в тетрадь.
Апартеид – политика разделения населения страны по расовому признаку в виде лишения той или иной народности каких-либо прав.
Расизм – совокупность антинаучных реакционных представлений о разделении человека на “низшие” и “высшие” расы. Главное назначение расизма заключается в обосновании колониализма, национального и социального неравенства.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам (букв. “уничтожение рода, племени”).
Учитель ставит вопрос, кто же такие беженцы и вынужденные переселенцы. (Сообщение делает группа, работающая с карточкой N 2).
Учащиеся записывают в тетрадь.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ, лицо, покинувшее свою страну в силу опасений за свою жизнь, из-за преследования по признаку расы, вероисповедания, политических убеждений.
Вынужденные переселенцы – это граждане РФ, которые покинули место жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования. Вынужденными переселенцами признаются и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ.
В Российской Федерации есть законы, регулирующие положение беженцев и вынужденных переселенцев. Эти законы опираются на международные правовые акты, которые защищают права беженцев и переселенцев. (Сообщение делают группы, работающие с карточками N 3, 4, 5).
Мы познакомились с основными правовыми актами, которые защищают интересы и права не только беженцев и вынужденных переселенцев, но и каждого из нас.
А теперь представьте себе: холодная, темная и сырая ночь на границе между странами А и Б. Прибыла колонна беженцев, спасающихся от войны в стране А. Они хотят перейти в страну Б. Люди страдают от холода, голода и усталости. У них нет денег, нет никаких документов, кроме паспортов. Беженцы находятся в отчаянии, приводят свои аргументы, стараясь убедить чиновников миграционной службы в том, что они нуждаются в убежище.
Ролевая игра на 5 мин. “Беженцы и служащие миграционной службы”. (В игре участвуют группы, работающие с карточками N 6, 7).
Вопросы
1. Какие чувства вы испытывали, играя роль беженцев?
2. Какие чувства вы испытывали, играя роль сотрудников миграционной службы?
3. Вопрос учащимся класса. Как поступили бы вы в данной ситуации?
Итак, сотрудники миграционной службы пропустили в страну Б беженцев. В вашем классе появились новые ученики-беженцы. Задача каждой группы в том, чтобы выработать три правила жизни вашего класса в условиях толерантности. (Каждое правило учащиеся крупно записывают на отдельном листе и листы прикрепляют к доске. Учитель зачитывает созданные учащимися правила жизни класса в условиях толерантности).
Подведем итог нашему уроку.
1. С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? Каково их объяснение?
2. О каких законах и правовых актах вы узнали?
3. Чему вы учились, работая в группах?

Домашнее задание. Написать творческую работу по одной из тем.
1. У нас на всех одна планета.
2. Россия – это все мы.
3. “Как только людей начинают различать по крови в том, что касается прав, – это начало бесчеловечности”. (В. Чалидзе)
4. Закон ничего не сделает, пока нравственным не станет наше сознание.
5. Может ли церковь способствовать толерантности по отношению к беженцам?
6. Чужой среди своих.
7. Мой дом – моя крепость.

Карточка N 1
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большинство русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств. Во многих из них стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. В странах Балтии русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, сократилось число русских школ. Часть этого населения решила уехать в Россию.
Гражданские войны на межнациональной и религиозной почве в республиках бывшей Югославии заставили тысячи людей искать убежища в других странах. И хотя иммиграция в Российскую Федерацию из-за рубежа не носит столь массового характера, как из стран СНГ, однако и эта категория людей нуждалась в правовом регулировании их статуса на территории Российской Федерации.
Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Семьи, лишившиеся привычного образа жизни при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы.

Вопрос.
Почему появились беженцы?

Карточка N 2
Статья 1 Федерального закона “О беженцах” дает следующее определение понятия “беженец”.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:
иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;
лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранные граждане или лица без гражданства, прибывающие на территорию Российской Федерации на законных основаниях.
Из статьи 1 Закона Российской Федерации “О вынужденных переселенцах” очевидно, что в отличие от беженца, не являющегося гражданином Российской Федерации, вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка.
Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.
В законах “О беженцах” и “О вынужденных поселенцах” определены и условия, при которых лицо не может быть признано беженцем или вынужденным переселенцем. Общими положениями этих двух законов являются следующие.
Беженцем и вынужденным переселенцем не может быть признано:
лицо, совершившее преступление против мира и человечности или другие тяжкие преступления;
лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задание.
Дайте определения понятиям “беженцы” и “вынужденные переселенцы”. В чем их отличие?

Карточка N 3
Россия столкнулась с проблемой миграции. Возникла острая необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав людей. В феврале 1993 года приняты Федеральные законы “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”. Они определяют статус беженца и вынужденного переселенца. В них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Следует отметить, что в 1993 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1951 года о статусе беженца и Протоколу 1967 года, касающегося статуса беженцев. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”. Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
Данная программа предусматривает решение следующей задачи: создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Задание.
Расскажите о законах Российской Федерации, которые регулируют правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Карточка N 4
Конвенция о статусе беженцев
Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома, часто и свою страну, из-за войн или преследований. Эти люди становятся беженцами. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя все, что они имеют, разлучаясь со своими родными. Многие никогда не смогут возвратиться домой.
Большинство беженцев ищут убежища в соседних странах. Другие вынуждены уезжать далеко в поисках безопасных мест пребывания. Беженцы часто прибывают в аэропорты и морские порты стран далеко от родной страны и обращаются с просьбой о предоставлении убежища.
В 1951 году ООН приняла Конвенцию о статусе беженцев. Большинство стран мира приняло эту Конвенцию. Они берут беженцев под свою защиту и соглашаются не возвращать их в страны, где им может угрожать преследование или смерть. В статье 33 Конвенции говорится: “Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений”.
Этот принцип также применим в том случае, если правительство намеревается выслать беженца в другую страну, из которой он может быть выслан домой. Также правительства должны рассматривать ходатайства беженцев, желающих обрести безопасность (найти убежище) в их стране.
Конвенция также определяет, что беженцы не должны подвергаться дискриминации и должны пользоваться всеми правами той страны, которая предоставила им убежище.

Задание.
Расскажите о Конвенции 1951 года. Каковы ее основные положения?

Карточка N 5
Задание.
Познакомьтесь с Декларацией прав и свобод человека, которая была принята Ассамблеей ООН в 1948 году. Какие статьи Декларации защищают интересы беженцев и вынужденных переселенцев?

Карточка N 6
Аргументы и варианты поведения беженцев:
Вы можете использовать как нижеприведенные аргументы, так и любые другие, которые вы сочтете уместными.
Получение убежища – наше право.
Наши дети голодают, вы морально обязаны помочь нам.
Нас убьют, если мы вернемся назад.
У нас нет денег.
Нам некуда больше идти.
Я был врачом в своем родном городе.
Нам нужен кров только до тех пор, пока наше возвращение не станет безопасным.
Другим беженцам было разрешено остаться в вашей стране.

Карточка N 7
Аргументы и варианты поведения сотрудников иммиграционных органов:
Вы можете использовать как эти аргументы, так и любые другие, которые вы считаете уместными.
Они в отчаянии, и мы не можем отправить их обратно.
Если мы отправим их обратно, мы будем виновны в том, если они подвергнутся аресту, пыткам или будут убиты.
Мы имеем юридические обязательства по принятию беженцев.
У них нет денег, им нужна будет помощь государства. Наша страна не может позволить эти расходы.
Могут ли они доказать, что они подлинные беженцы? Может быть, они прибыли сюда только в поиске более хорошей жизни?
Наша страна является военным и деловым партнером страны А. Нам не подобает предоставлять защиту беженцам из этой страны.
В нашей стране уже достаточно беженцев. Нам нужно заботиться о собственных гражданах. Пусть они едут в более богатые страны.
Если мы предоставим им убежище, другие люди также потребуют въезда в страну.
Они станут причиной политических беспорядков.

Галина ЕРЕМЕНКО,
учитель истории и обществознания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте