search
main
0

Дотянуться до звезд. ​Записки Виктора Болотова

Возвращение астрономии в курс средней школы обсуждается сегодня горячо и активно. Вот и министр образования и науки РФ Ольга Васильева официально заявила, что астрономия вновь появится в программе как отдельный предмет. И это уже не вопрос для дискуссии.

Конечно, знание устройства Вселенной и умение ориентироваться по карте звездного неба – это важный признак общей культуры. Но сразу возникает вопрос: астрономия станет еще одним уроком в расписании? Не секрет, что, по мнению экспертов, наша школа и без того перегружена содержанием, каждый год мы добавляем в программу новые факты, сведения, произведения. Появление лишнего часа весьма не понравится Роспотребнадзору, и его можно понять: дети и без того проводят в школе немало времени, получают задания на выходные и каникулы.Ольга Васильева предлагает пожертвовать ради астрономии часом второго иностранного языка. Однако далеко не во всех школах идет изучение второго иностранного. На мой взгляд, разумнее всего рассредоточить вопросы устройства Вселенной по разным учебным курсам. Как представляли Вселенную в эпоху Античности? Чем отличаются воззрения Птолемея от взглядов Коперника? Об этом было бы уместно говорить на уроках истории Древнего мира и Средних веков. Ведь это как раз те научные теории, на которые опиралась большая часть активного населения тех лет: путешественники, мореплаватели. Изучая античную мифологию, учитель литературы может рассказать, почему те или иные планеты названы именами богов и героев: Ориона, Венеры, Меркурия. Ну а собственно устройству Вселенной, различным концепциям ее происхождения – от теории большого взрыва до креационистских идей, современным взглядам и гипотезам вполне можно посвятить специальный модуль, включенный в курс физики в старших классах. Думаю, он должен быть рассчитан на семестр – для общего развития этого времени достаточно. Тем же, кто хочет заниматься астрономией дополнительно, нужно предоставить такую возможность в кружках и факультативах.Еще одна задача, которую требуется решить, связана с организацией учебного процесса. Ясно, что телескоп в каждую школу не поставишь и планетарии открыты не во всех наших городах, но есть прекрасные компьютерные программы, которые воссоздают карту звездного неба, помогают рассмотреть любые космические тела и явления. Так что с помощью современных технологий астрономия вполне может стать не только полезным, но еще и увлекательным предметом.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте