Первый центр социальной реабилитации и профессиональной адаптации для трудных подростков был создан при ПТУ-68 в поселке Ирша Рыбинского района в 1994 году. Через два года такой центр появился при ПТУ-71 в селе Георгиевка Канского района. А в прошлом году центр открыли в поселке Шушенском.
Они создавались с трудом. Из-за финансовых проблем, из-за неверия в их жизненность. Губернатор края выкроил время, чтобы съездить в Иршу, чтобы увидеть собственными глазами, стоит ли вкладывать в них деньги.
В идею он поверил и деньги выделил. Теперь в крае создание центров активно поддерживают.
Юридического статуса центры не имеют, создаются на основании постановления губернатора края, приказа краевого управления начального профессионального образования и действуют на основании специально разработанного положения при профессиональном училище.
Финансирование центров многоканальное: из федерального и краевого бюджета, собственно заработанные средства, спонсорская помощь районов.
Самые серьезные требования мы предъявляем к патронатным семьям, где будут жить трудные подростки. С ними заключается контракт на воспитание. Необходимым условием для этого стало наличие положительного опыта воспитания собственных детей. Учитываем мнение соседей, иногда согласовываем с администрацией поселка. Ведь наставники должны подавать пример трудолюбия, быть душевными, готовыми стать подростку добрым другом.
А чем же мы возмещаем наставникам такие ответственные хлопоты и заботы по воспитанию трудных детей?
Их зачисляют в штат воспитателей училища, выплачивают зарплату и предоставляют им все льготы, которые положены работникам учебного заведения. При возможности выделяют зерно, сено для личного хозяйства, заготавливают и привозят дрова, по весне пашут огороды.
В основе концепции центра заложены идеи развития внутреннего мира человека, веры в его возможности и способности.
Предполагалось, что в центрах будут воспитываться подростки 15-18 лет, имеющие образование в объеме основной школы. Однако жизнь внесла коррективы, которые потребовали пересмотреть учебные планы и программы в связи с низким образовательным и интеллектуальным уровнем ребят, окончивших всего лишь 4-5-6 классов.
Поэтому специалисты нашего учебно-методического центра, инженерно-педагогические работники ПТУ-68 создали специальные учебные планы, которые содержат коррекционный блок по основным общеобразовательным предметам: русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, трудовому обучению. Он предназначен для обеспечения усвоения программного минимума за курс основной школы, составляет 32 процента от всего объема общеобразовательной подготовки и реализуется за первое полугодие первого курса.
Благодаря такому подходу к организации учебного процесса у ребят появляется возможность получить в конечном счете основное полное образование.
Профессии, которые они осваивают, определены возможностями учебных заведений и согласованы со службой занятости населения: тракторист-машинист, слесарь ремонтных работ, водитель, мастер общестроительных работ, повар, оператор швейного производства.
С центром реабилитации в поселке Ирша Рыбинского района, который наработал наибольший опыт воспитания подростков, сотрудничает более 40 семей из близлежащих поселков и города Заозерного. Многие – на долгосрочной основе, то есть после выпуска воспитанников они берут новых ребят. Как показывает опыт и как говорят сами воспитанники, наиболее сложный период для всех, в том числе и для подростков, – начало коррекционного процесса. Многие не приучены умываться, чистить зубы, не знают цен на продукты питания, не умеют приготовить обед, не заботятся о других членах семьи.
Семья Людмилы Ивановны Потемкиной воспитывает вторую пару подростков. Судьба первых двух – Евгения Федоренко и Данила Машукова – сложилась нормально. Женя работает в городе Дивногорске, где живет его бабушка. Данил женился, переписывается с Людмилой Ивановной, благодарит за воспитание. Оба до поступления в центр бродяжничали, воровали…
Таких примеров много, хотя, к сожалению, не во всех семьях отношения складываются ровно и безупречно с самого начала.
Этот период длится, как правило, около года, проходит болезненно. Однако ни один подросток, прожив в новой семье год, не проявил желания поменять место жительства, уйти в общежитие. Это и показывает степень адаптивности в новой для него социальной среде.
Наш больше чем пятилетний опыт работы позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, выпускники центров в патронатных семьях, по сравнению с воспитанниками интернатных учреждений, более социализированы, контактны и в конечном счете успешны в профессиональной карьере. Личную жизнь строят на примере тех ценностей, которые органично впитали в семье, членами которой они были.
Во-вторых, уровень преступности среди воспитанников патронатных семей в 2-4 раза ниже, чем средний показатель по краю. Причем факты преступлений относятся к времени пребывания подростков в гостях у родственников во время каникул и выходных дней.
В-третьих, содержание подростка в семье на 30 процентов дешевле, чем содержание в интернатном учреждении.
Мы считаем, что для повышения эффективности и дальнейшего развития учебных заведений, занимающихся решением проблемы детей, вступивших в конфликт с социальной средой, необходимо решить ряд вопросов как на федеральном, так и на местном уровне.
Прежде всего надо утвердить положение о патронатной семье. Утвердить положение о центре социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением при учебном заведении открытого типа. Создать банк данных о потенциальных патронатных семьях, разработать систему социальных льгот для этой категории населения, помогающую решать общегосударственную задачу.
Анатолий ТАЮРСКИЙ,
академик РАО, профессор, начальник управления начального профессионального образования администрации Красноярского края
Комментарии