Дошкольное образование – важная часть всей образовательной вертикали, и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна.
Идея открытия дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях преследовала несколько целей: во-первых, снизить очередность в округе по устройству детей 5-6 лет в дошкольные учреждения, во-вторых, на практике реализовать преемственные связи между дошкольным и начальным образованием, в-третьих, поднять на более высокий уровень качество образования в образовательных учреждениях, создать возможность мягкой адаптации детей к новой ведущей деятельности – обучению в школе. Первые шаги по открытию дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях были сделаны еще в 2005-2006 учебном году. Практика показала, что некоторые школы активно занимались подготовкой детей к школьному обучению, но при этом 43% детей, посещавших подготовительные группы, одновременно были и воспитанниками детских садов. Благодаря слаженной работе Центрального окружного управления образования и окружного методического центра ЦАО уже в сентябре 2006 года были открыты первые четыре дошкольные группы в образовательных учреждениях, в микрорайонах которых сохранялся дефицит мест в дошкольные образовательные учреждения. В ходе дальнейшей работы мы провели анализ наличия свободных площадей в других школах округа, определили расположение групповых помещений, спален, помещений для принятия пищи, для творческой активности детей, составили примерные сметы на проведение необходимых ремонтных работ. Практика показала, что при наличии свободных площадей в образовательном учреждении целесообразнее открывать по две стационарные дошкольные группы на 40-45 мест, а в иных случаях – группы кратковременного пребывания, например, «Играя, обучаюсь». Одновременно с этими мероприятиями специалисты управления образования и методисты окружного методического центра провели серию консультаций и «круглых столов» для директоров образовательных учреждений, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по организации дошкольных групп в общеобразовательном учреждении. Основной акцент делали на том, что в школе открывается именно дошкольная группа, а не подготовительный к школе класс, что эта группа становится структурным подразделением образовательного учреждения. Для педагогического коллектива важно было понять, что главное в организации педагогического процесса для дошкольника – это обеспечение полноценного развития детей дошкольного возраста, создание условий для реализации программ дошкольного образования, организация безболезненной адаптации к школьной жизни. Такие группы не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы. По просьбе управления образования Институт питания РАМН совместно с Роспотребнадзором разработали меню для дошкольников на основе меню для питания детей младшего школьного возраста (с учетом рекомендаций 20-дневного рациона питания для детей дошкольного возраста). Для руководителей образовательных учреждений мы разработали алгоритм открытия дошкольного отделения. Они должны были: проанализировать возможности использования свободных площадей в ОУ под группы, спальни, творческие мастерские и другие помещения для детской деятельности (СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.1.2791-10); разработать техническое задание на проведение необходимых ремонтных работ (совместно с дирекцией ЦОУО в соответствии с СанПиН); провести процедуру лицензирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования общеразвивающей направленности; внести и зарегистрировать изменения в уставные документы образовательного учреждения; разработать штатное расписание в соответствии с видовой направленностью дошкольных групп (групп кратковременного или постоянного пребывания); организовать набор детей в дошкольные группы (совместно с окружной службой информационной поддержки из очередников, зарегистрированных в едином электронном реестре). Сегодня в Центральном округе в 37 средних общеобразовательных школах открыты 67 дошкольных групп, что позволяет педагогам создать единое образовательное пространство, реализовать непрерывность в развитии и образовании детей, обеспечить социализацию и адаптацию дошкольников к школе, полноценно реализовать идеи преемственности дошкольного и начального образования. Для реализации окружной программы преемственности в методическом центре была создана творческая группа заведующих детскими садами, учителей, директоров школ, которая помогла педагогам дошкольных учреждений и школ выстроить работу в этом направлении системно, а не от случая к случаю. Например, в 2010-2011 учебном году творческая группа разработала примерный план совместной деятельности детского сада и образовательного учреждения, примерный договор с образовательным учреждением, подготовила подборку специальной литературы для изучения проблемы преемственности, разработала рекомендации по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы, рекомендации по организации предметного развивающего пространства групп в дошкольном учреждении и в школе. Все рекомендации размещены на информационном портале ЦОУО http://www.couo.ru/ и доступны для широкого изучения и обсуждения. Отрадно отметить, что дни открытых дверей в образовательных учреждениях для учителей начальных классов, родителей, воспитателей стали традиционной формой общения, которая помогла установить доверительные и партнерские отношения между педагогами, совершенствовать педагогические методы и приемы работы со старшими дошкольниками и школьниками. Педагогические коллективы детских садов №№284, 936, 1733, 2556, 818, 2030, 1548, 516, 644, 773, 1777, 2336, центров образования №№1447, 1429, 627, 1323, 1840, 2030, прогимназии №1768, средних общеобразовательных школ №№1233, 1247, 188, 532 успешно тиражируют свой педагогический опыт по актуальным вопросам современной педагогической практики: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками», «Здоровый ребенок – успешный ученик», «Будущий первоклассник – какой он?», «Период адаптации первоклассника к школьному обучению», «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста», «Особенности организации дошкольных групп в образовательном учреждении». Мы поняли, что взаимное сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления у него знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять его право на образование, определяет разработку индивидуального маршрута будущего ученика. Подводя промежуточные итоги работы управления образования, окружного методического центра, образовательных учреждений по развитию альтернативной формы дошкольного образования (дошкольных групп в школе), отметим, что только заинтересованность всех участников педагогического процесса, родительской общественности позволит реализовать образовательные потребности семьи, по-настоящему решать проблемы преемственности дошкольного и начального образования, адаптировать переход детей из детского сада в начальную школу, сделав его безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети, ради детей можно найти время, силы и средства для решения этих задач. Анна ОБРАЗЦОВА, начальник отдела дошкольного воспитания Центрального окружного управления образования; Елена КИКТЕНКО, методист окружного методического центра ЦАО
Комментарии