search
main
0

Допустимо ли детей закалять, как сталь?

Тренировочная тревога как триггер стресса у ребенка

Утро понедельника было обычным. Занятия в школах шли по расписанию в штатном режиме. Почти никто из педагогов, занятых в учебном процессе, не имел возможности узнать о трагедии в Ижевске. В отличие от директоров и их заместителей. Наверное, каждый из узнавших испытал шок, представив себя на месте администрации и педагогов 88‑й ижевской школы.

Реакция на трагическую новость, однако, была адекватной далеко не у всех. Кто-то из администраторов решил, не откладывая на потом, подготовиться – проверить, исправно ли работает в учебном заведении система оповещения «Барьер».

В ряде школ включили звуковой сигнал, не предупредив педагогов и тем более детей. Хорошо, что это произошло на 5‑м или 6‑м уроке, первоклассников в школе к этому времени уже не было. Но 3-4‑классники еще были (из-за «Разговоров о важном» количество уроков по понедельникам выросло у всех, в том числе и у начальной школы). Услышав сирену и голосовое сообщение о террористическом нападении, многие дети испугались по-настоящему, а некоторые ни о чем не подозревавшие учителя не сумели вовремя взять себя в руки и предотвратить панику, остановить слезы детей. Конечно, все они знали, как действовать по инструкции: немедленно запереть дверь, скомандовать детям спрятаться под парты и самим занять по возможности наиболее безопасную позицию. Все это они сделали. Но их растерянность и неподдельная тревога, вызванная внезапностью и усиленная полной неопределенностью, не могли не передаться детям.

Стресс был многократно усилен еще и тем, что в классы (ради проверки, конечно) пытались войти извне. То есть дети не сомневались, что угроза террористического нападения реальна. Все всерьез, не по-детски…

…Даже когда тревога закончилась, дети продолжали плакать и всхлипывать. На улицу младшие школьники выходили возбужденными, лица девочек были заплаканными, как-то невнятно и неубедительно им в конце концов пояснили, что тревога была учебной, тренировочной. Но страх они пережили настоящий.

К счастью, описанное происходило не повсеместно. У многих руководителей хватило ума не устраивать детской нервной системе проверку на прочность. Пытаясь успокоить детей, родители рассказывали, чем именно была вызвана нештатная ситуация. Пришлось рассказать про Ижевск, не вдаваясь в мрачные подробности. Там, где рассказывали без купюр, впечатлительные дети пережили еще один стресс.

Вера КОСТРОВА

 

Комментарий эксперта

 Анна МАКАРОВА, клинический психолог, работающий с детьми и подростками, Нижегородская область:

Подобные действия одобрить не могу

Здесь, на мой взгляд, произошел парадокс: руководители, устроившие внезапную тренировочную тревогу, стремились обезопасить детей и взрослых, находящихся в школе. Действия их были продиктованы заботой и желанием оградить подопечных от плохого. Но они добились совсем другого – невольно подорвали у детей чувство защищенности.

Потребность чувствовать себя в безопасности является базовой эмоциональной потребностью каждого человека. Она сейчас не может быть удовлетворена должным образом ввиду большой неопределенности, нестабильности, полнейшей непредсказуемости жизни. Мы получаем ежедневно много тревожащих новостей, у родителей не всегда получается скрывать переживания от детей. Словом, общий психоэмоциональный фон не располагает к спокойствию и умиротворению. И на этом фоне детям нанесли психическую травму, пусть не всем, а только наиболее впечатлительным. Но таких, должна сказать, в школе довольно много. Детская и подростковая нервная система еще незрелая, она априори менее гибкая, чем у взрослых. Подобные же травмы опасны тем, что могут вызвать ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство, которое в свою очередь может сказаться на всем – физическом состоянии, интеллекте, памяти, концентрации внимания и даже творческих способностях.

Как психолог я не могу одобрить описанные выше действия школьной администрации. Конечно, детей нужно учить, нужно объяснять, как вести себя в подобных (не дай бог никому) ситуациях, навыки нужно отрабатывать. Но делать это нужно с предварительной подготовкой, мягко, доброжелательно и спокойно. В результате учебных действий чувство защищенности у ребенка должно укрепляться, а не рушиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте