Данный проект Базисного учебного плана реализует основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе.
1. При разработке настоящего документа авторы ставили перед собой следующие задачи:
1.1. Создать такой учебный план, который обеспечит каждому ученику в рамках любого общеобразовательного учреждения возможность получить образование не ниже уровня, предусмотренного государственным стандартом, и наряду с этим построить собственную образовательную программу с учетом личных запросов, склонностей, интересов независимо от социального статуса семьи, национальности, вероисповедания и иных различий.
1.2. Сохранить и развить возможности реально существующей вариативности российского образования, плюрализма технологий обучения, индивидуального стиля работы, без чего немыслим педагогический поиск учителей при сохранении единого образовательного пространства страны.
1.3. Стимулировать высокое качество российского образования, способствовать конкурентоспособности выпускников школы при одновременном снижении ежедневной учебной нагрузки учеников.
1.4. Выпускникам каждой ступени обучения обеспечить возможности для успешной адаптации к новому уровню образования. В ситуации реального увеличения сроков школьного обучения, профильного обучения в старшем звене школы создать условия для преемственности уровней образования.
1.5. Обеспечить возможности эволюционного развития содержания общего среднего образования, успешного использования оправдавших себя методов, средств и форм обучения при их дополнении и развитии на основе передовых достижений педагогической науки и практики.
2. Решение названных выше задач обеспечивается соблюдением следующих принципов:
2.1. Единства образовательного пространства при его национально-региональном многообразии и специфике.
2.2. Преемственности содержания и качества образования при его обновлении и приведении в соответствие с мировым уровнем.
2.3. Увеличения вариативной части учебного плана при определении в Базисном учебном плане федерального, национально-регионального школьного компонента и выделения в нем ученического компонента.
2.4. Обеспечения подобающего статуса русского языка как государственного, реального многоязычия в условиях Федерации и расширения возможностей открытого общества.
2.5. Гибкость структуры начальной (1-4,1-6) и основной школы (5-10, 7-10), возможности к модульному построению структуры образовательного учреждения с учетом реальной демографической ситуации и рационального использования имеющейся материальной базы системы образования.
2.6. Профильность обучения в старшем звене школы и возможности предпрофильной подготовки в старших классах основной школы.
2.7. Оптимизация аудиторной учебной нагрузки по каждой образовательной области при ограничении рабочей недели школьников не более 41 часа (с учетом объема домашней подготовки).
2.8. Обновление организационных форм обучения за счет дистантного, индивидуального по темпам, экстерната, очно-заочного обучения в старшем звене для учащихся сельских и малокомплектных школ.
3. Новые подходы, реализуемые в предлагаемом учебном плане.
3.1. Содержание общего среднего образования реализуется через образовательные области и базовые предметы. Предполагается, что минимальное содержание образования и требования к уровню достижений учащихся задаются по базовым предметам. Это означает, что каждое образовательное учреждение будет иметь возможность интегрировать или по-иному компоновать базовые предметы, обеспечив освоение государственного стандарта. При этом схема освоения содержания стандарта
до 6-го класса включительно весьма жесткая (границы предмета близки образовательной области);
с 7-го по 10-й класс дает больше возможностей для вариативности (достигается тем, что в учебном плане указывается лишь минимальное количество часов на каждый базовый предмет, сумма которых меньше часов, выделенных на образовательную область, к которой он принадлежит);
в старшем звене предусмотрено предоставление максимальной свободы школе и каждому ученику.
3.2. Преемственность по отношению к предшествующему Базисному учебному плану обеспечивается за счет сохранения общего количества часов, выделенных на тот или иной предмет (смотри таблицы ## 1-3).
3.3. Гуманитаризация обучения достигается путем выравнивания учебной нагрузки между областями “Естествознание” и “Обществознание”.
3.4. Гуманизация процесса учения обеспечивается:
выделением в составе вариативного компонента Базисного учебного плана “Ученического компонента”, часы в котором факультативны (доля этих часов постоянно увеличивается от 1-го до 12-го класса, что позволяет каждому выстроить индивидуальную учебную программу),
ограничением объема обязательной учебной нагрузки в день и неделю, запретом на обязательную домашнюю работу в выходные.
3.5. Многообразие видов образовательных учреждений (вариативность) достигается за счет наличия школьного компонента, ограничения прав регионов на его использование (смотри сноску 5 к Базисному учебному плану) и возможности интеграции и перекомпоновки базовых предметов.
3.6. Предлагается новый подход к расчету времени, выделенного на национально-региональный компонент.
Наряду с тем, что каждый регион имеет возможность изменить до 20% содержания программ каждого из базовых предметов, предусматривается возможность введения новых предметов (до 50% школьного компонента).
При этом сохранение единства образовательного пространства обеспечивается тем, что сумма часов, выделенных региону за счет изменения содержания базовых и введения новых предметов, не должна превышать 30% обязательной учебной нагрузки.
3.6. Открытость российского общества предполагает значительное увеличение часов на освоение иностранного языка в рамках образовательной области “Филология”.
3.7. Подготовка выпускника к жизни в условиях перехода к информационному обществу поддержана весьма значительным увеличением времени, выделенного на изучение информационных технологий. Этими же причинами объясняется изменение названия и, как следствие, содержание предмета (не “Информатика и вычислительная техника”, а “Информационные технологии”), перенесение его в образовательную область “Технология”.
3.8. Профильность старшей ступени обеспечена минимизацией обязательной аудиторной нагрузки по базовым предметам, ростом вариативного компонента Базисного учебного плана.
Базисный учебный план является нормативным документом, призванным определять:
состав образовательных областей базового (федерального и национально-регионального) компонента, обеспечивающего полноценное общее образование на всех ступенях обучения,
распределение учебного времени между базовым (инвариантным) и вариативным (школьным) компонентом,
максимальный объем обязательной (учебной) аудиторной и домашней нагрузки учащихся.
Базисный учебный план (БУП) представляет собой нормативно-правовую основу для разработки вариантов учебных планов конкретных образовательных учреждений с учетом их видового своеобразия, а также региональных особенностей и запросов на образовательные услуги. При этом в рабочих планах образовательных учреждений отражаются основные параметры БУП (перечень образовательных областей, нормативы максимальной аудиторной и домашней учебной нагрузки, учитываются рекомендации по распределению времени на изучение различных образовательных областей базового компонента).
Базисный учебный план рассчитан на 5-дневную рабочую неделю.
Начальное образование по данному варианту БУП возможно как по модели 4-летней, так в перспективе и 6-летней школы первой ступени, учитывающей демографическую и педагогическую ситуацию в регионах.
Основное общее образование предполагает гибкие возможности в рамках 5-10-х или (в перспективе) 7-10-х классов. При этом типологически и организационно учебный план 5-6-х, 7-8-х и 9-10-х классов строится на общих основаниях.
Старшая ступень школы (11-12-е классы) по данному БУП предусматривает обучение по широким профилям, таким, как гуманитарно-филологический, социально-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный (гео-био-эколого-химический), технико-технологический и др.
Базовый компонент БУП представлен следующими образовательными областями: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.
Ряд образовательных областей БУП конкретизируются перечнем входящих в них обязательных компонентов образования (предметов или разделов интегрированных курсов). При этом в ряде случаев указывается минимальный обязательный временной ресурс на отдельные предметы или содержательные компоненты.
Национально-региональный компонент отражен в БУП как через выделение соответствующего времени на включение специфического содержания в образовательных областях: филология, естествознание, обществознание, искусство, технология.
При этом субъекты Федерации могут реализовывать национально-региональную специфику образования и через включение в свои региональные учебные планы тех или иных учебных предметов (краеведение, экономика региона, национальные языки, фольклор и др.).
В БУП указано минимальное количество часов национально-регионального компонента. Региональные учебные планы, созданные на основе БУП, могут включать нормативы финансирования с учетом особенностей региона.
Вариативный компонент учебного плана позволяет реализовать на практике вариативное образование с учетом возможностей и запросов родителей (налогоплательщиков) на образовательные услуги.
Этот компонент предполагает выделение часов на обязательные занятия по выбору образовательного учреждения (школьный компонент) и занятия по выбору ученика (ученический компонент), который позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с разными интересами и запросами в рамках одного образовательного учреждения.
Часы вариативного компонента могут выделяться на:
организацию групповых занятий;
увеличение количества учебного времени на образовательные области или учебные предметы, курсы, предусмотренные в базовом компоненте;
нетрадиционные дисциплины;
занятия активно-двигательного характера;
занятия с проектной, исследовательской, экскурсионной, интерактивной и иными нетрадиционными формами учебной и поисковой деятельности.
Первая ступень обучения (начальная школа)
Структура базисного учебного плана на первой ступени обучения дает возможности интегрированного изучения целостных образовательных областей. Образовательная область филологии на первой ступени обучения (в рамках 1-4-х классов начальной школы) включает содержание таких учебных предметов, как:
русский язык как государственный – не менее 2 часов в каждом из 4 классов;
родной язык – не менее 2 часов (из национально-регионального компонента);
иностранные языки (со второго класса – не менее 2 часов в неделю);
литература (русская и мировая литература + национальная литература).
На образовательную область математика в начальной школе отводится по 4 часа в каждом из 4 классов.
Образовательные области естествознание и обществознание в базовом компоненте представлены следующим образом:
в 1-м классе через материалы для чтения текстов с необходимым для этого содержанием. Со второго класса изучаются через соответствующие блоки одного из вариантов курса “Окружающий мир”. В содержание этих образовательных областей включается также материал, важный для реализации национально-региональной специфики.
Образовательная область искусство в начальной школе представлена изобразительным искусством и музыкой. Минимальное количество учебного времени на данную образовательную область – по 2 часа в каждом из 4 классов. При изучении художественного и музыкального творчества народов данного региона используются часы национально-регионального компонента.
Образовательная область технология может быть представлена как материальными (трудовое обучение), так и информационными технологиями. Минимальное количество учебного времени – по 2 часа в каждом из классов начального звена.
Образовательная область физическая культура включает как элементы упражнений общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и варианты спортивной подготовки (в том числе специфические виды спорта, традиционные для данного региона). Помимо этого, в этой образовательной области отражены элементы подготовки к поведению в экстремальных условиях.
Максимальный объем обязательной учебной аудиторной нагрузки нарастает от 20 часов в первом классе (при максимуме объема обязательной домашней работы 1 час в день в течение 4 учебных дней в неделю) до 23 аудиторных часов и 1,5х4 домашней работы во втором классе и 25 и (2х4) – в 3 и 4-х классах.
Вторая ступень обучения (основная школа)
Исходя из признания роли основной школы в формировании фундамента общеобразовательной подготовки учащихся, особое внимание уделяется на этой ступени полноценному представлению всех основных образовательных областей, обеспечению возможно больших возможностей для самореализации личности, прежде всего за счет выбора свободно изучаемых курсов, смены видов деятельности, использования интегративных подходов к изучению обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.
Особое место на этой ступени обучения принадлежит 9-10-м классам, где, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, а с другой – ведется подготовка к осознанному выбору профильного обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. В связи с этим на отдельные образовательные области возможно выделение дополнительных учебных часов из школьного компонента. Образовательная область филология включает все компоненты, представленные в начальном звене. Русский язык на этой ступени изучается прежде всего как государственный. В результате учащимся обеспечиваются условия для овладения навыками культуры поведения и общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах; развитие познавательной культуры обучающихся, их языковых, интеллектуальных способностей; практическое владение русским языком и сведениями о языке; овладение знаниями о культуре, истории, традициях русского народа; формирование общеучебных умений и навыков в процессе изучения русского языка (работа с книгой, словарем, аннотирование, конспектирование).
На данной ступени начинается (для ряда учащихся продолжается) обучение иностранному языку. Модель обучения иностранному языку строится с учетом того, что к концу обучения учащиеся должны достичь как минимум базового уровня стандарта образования в области иностранных языков, но и иметь возможности повышенного уровня овладения языком.
В 5-6-х классах продолжается обязательное изучение родного языка. При необходимости и с учетом запросов родителей его преподавание может быть обеспечено и далее за счет вариативной части учебного плана.
Образовательная область математика. Математика на ступени основной школы изучается с учетом того, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных. Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь, и в обиходный язык. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека. Математическая подготовка школьников призвана содействовать развитию математического мышления. Ей принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать точно и конструировать новые подходы. В ходе решения задач, основной учебной деятельности на уроках математики, развивается творческая и прикладная стороны мышления.
Образовательную область естествознание составляют интегрированный курс “Естествознание” в 5-6-х классах, курсы биологии, физики и астрономии, физической географии – с 7-го класса, физики, биологии и экологии, химии – с 8-го класса. Отведенное на данную область количество учебного времени позволяет организовать и иное построение данной образовательной области.
Образовательная область обществознание в основной школе представлена следующими предметами: “История отечественная и зарубежная”, “Экономическая география”, “Введение в обществознание”. Баланс между минимумом учебного времени, отводимым на естествознание и обществознание, может быть сохранен или изменен школой за счет вариативной части учебного плана. Принципиально важным является использование дополнительных возможностей вариативной части учебного плана для удовлетворения интереса учащихся к естествознанию в проектных, практических, поисковых формах обучения.
Образовательная область искусство может быть представлена предметами: “Изобразительное искусство”, “Музыкальная культура” – в 5-6-х классах, мировая художественная культура – в 7-8-х классах. В 9-10-х классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или изучается учащимися факультативно.
Содержание образовательной области технология включает подготовку и осуществление практической трудовой деятельности учащихся, их самообслуживания, знакомство с основами организации производства и информационных технологий.
Курс информатики в основной школе позволяет овладеть еще одним видом языка – искусственными языками информационных технологий. Компьютер помогает расширить познавательные возможности учащихся, облегчить понимание некоторых закономерностей работы с информацией.
Содержание образовательной области физическая культура в основной школе преемственно по отношению к начальному звену обучения, строится с учетом изменения физических особенностей и возможностей учащихся, шире включает сведения о безопасности жизнедеятельности, правилах и способах оптимального поведения в экстремальных ситуациях, может включать знания военно-прикладного характера.
Содержание предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) на этой ступени обучения частично могут быть интегрированы также с курсом “Естествознание” – (5-6), “Человек и общество” (8-10), а также частично с курсом физической культуры.
Максимальный объем обязательной учебной аудиторной нагрузки в 5-6-х классах сохраняется в параметрах основной школы при некотором увеличении максимального объема домашней работы – до 2,5 часа на 4 дня в неделю. В 7-8-х классах эти показатели составляют 29 часов аудиторной нагрузки и 2,5 часа на 4 дня – максимальный объем домашней работы, а 9-10-е – до 30 аудиторных часов и 2,75 часа на 4 дня в неделю.
Третья ступень обучения (старшая школа)
Эта ступень образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.
Образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, технология, физическая культура представлены в базовом компоненте всех профилей в равных долях.
Существенно увеличено количество учебного времени вариативного компонента. Именно эти часы позволяют образовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очно – заочное, дистантное и иные новые формы организации обучения, а учащимся за счет этого строить собственные образовательные программы.
Образовательная область филология включает русский язык и литературу, изучаемые как базовый (непрофильный) курс во всех подгруппах, кроме гуманитарной. На старшей ступени обучения может быть продолжено изучение иностранных языков. В профильных классах количество учебных часов на предметы этой образовательной области увеличивается, кроме того, уровень профильной подготовки может быть усилен и дополнен специальными курсами.
Математика на старшей ступени во всех непрофильных подгруппах изучается в объеме, позволяющем совершенствовать владение математическим аппаратом. Каждому человеку, имеющему полное среднее образование, в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий и уметь оценить вероятность наступления того или иного исхода, составлять несложные алгоритмы. Профильная подготовка по математике может быть сориентирована как на требования математических факультетов вуза, так и на инженерно-технические, экономические или иные специальности, связанные с математикой.
Образовательная область естествознание в непрофильных классах может быть представлена либо традиционным набором предметов, биология, физика, химия, так и интегрированным курсом, включающим соответствующие образовательным стандартам элементы естественно-научной подготовки. Профильная подготовка предполагает увеличение количества часов на соответствующие предметы, а также спецкурсы и специальные занятия учебно-исследовательского характера.
Образовательную область обществознание составляют в непрофильных классах общеобразовательные курсы истории и обществоведения, социальной и экономической географии. В социально-гуманитарных классах эта область, помимо увеличения часов на курс истории или общественных дисциплин, может быть дополнена изучением профильных специальных курсов.
Образовательная область искусство интегрирована в программах курса литературы, а также представлена в вариативной части учебного плана в виде специальных курсов. Курс информатики изучается как элемент технологии в классах всех профилей. Для желающих предлагается дополнительный спецкурс по информационным технологиям. Содержание предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) и “Начальной военной подготовки” (НВП) на этой ступени интегрируется с курсом физической культуры, обществознания, естественных дисциплин.
Максимальный объем обязательной учебной аудиторной нагрузки в старшей школе составляет 25 часов в неделю в каждом году обучения, максимальный объем обязательной домашней работы ограничивается 16 часами, с учетом того, что это количество приходится на 4 рабочих дня.
Комментарии