Театральными объединениями сегодня никого не удивишь. Почти в каждой школе можно найти небольшие труппы, состоящие из юных актеров, которые с удовольствием примеряют на себя роли героев художественных произведений. Погружая ребенка в увлекательный творческий труд, мы, взрослые, способствуем его социализации, помогаем найти единомышленников, укрепить дружеские связи.
Театральная педагогика как форма работы имеет множество инструментов и для нравственно-патриотического воспитания. Через переживание опыта героев ребенок осознает значимость родного края, семьи, начинает интересоваться историей родной страны и соотечественников. В воспоминаниях писателя Владимира Соллогуба есть такие слова: «Сочетание прекрасного и полезного – вот, как мне кажется, цель воспитания». А что лучше, чем театральная деятельность, может способствовать реализации этого тезиса?
«Дом восходящего солнца» – неформальное социально-педагогическое пространство, функционирующее на базе школы №1507, в котором рождается театр. Он начинается не с вешалки, не со сценария и даже не с актера. Он начинается с наших героев – учеников школы. Здесь каждый может примерить на себя роль актера, сценариста, режиссера, гримера, техника, работника сцены… И бесконечно меняться этими ролями, каждая из которых позволит получить новый успешный опыт, посмотреть на себя и на партнеров с другой стороны. Актерский состав – это не только ученики, но и педагоги. Своим примером они помогают мотивировать ребят, а совместная деятельность способствует становлению доверительных отношений между учителем и учеником. Самые важные открытия, познание себя и других – все это происходит на репетициях.
Занятия в студии способствуют развитию:
– волевой сферы;
– кругозора;
– внимания;
– контроля над внутренним состоянием;
– расширению диапазона навыков межличностного общения.
Эти составляющие синтезируют в формирующейся личности творчество, которое способно изменять мир, двигать вперед нашу цивилизацию, побеждать автоматизм существования. И, что не менее важно, способствовать гармонизации личности.
В этом году мы решили пойти на смелый эксперимент и дать нашим героям больше свободы в действиях. Активная участница объединения, ученица 11‑го класса Дарья выступила с предложением «высказаться открыто». Она взяла на себя ответственность стать сценаристом и режиссером в постановке, которая на начальном этапе не имела ни временных, ни пространственных рамок, ни сюжета. Были только название – «За полчаса до войны» – и желание разобраться в собственной позиции. Продолжая в формате неформального, развивающего обучения мягко контролировать процесс постановки, руководители творческого объединения дали ребятам возможность самим решать многие вопросы создания целого спектакля.
Остановимся на теме и идее постановки, которая была предложена нашим героям для дальнейшей творческой разработки. Побудить задуматься – вот главная задача, которую поставили себе педагоги, и, продолжая нравственно-патриотическую линию воспитания в студии, ребятам было предложено ответить на важные вопросы: «Что такое Родина?», «Как поведу себя я, когда родная земля в опасности?», «Когда начинается война?». Даша написала сценарий, а актеры изменили свои роли в соответствии со своими ответами. Этот способ работы со сценарием позволил самим ребятам спроектировать свое возможное поведение в ситуации, в которой находились граждане Советского Союза на пороге Великой Отечественной войны. Он вобрал в себя элементы проблемного способа обучения, проективной методики и психодрамы. Это возможность для ребят не просто задуматься о таких важных темах, но и попытаться прожить вместе со своим героем муки принятия важных решений. Важных не только на личном уровне, но и с позиции гражданина своей страны. Также для большего погружения ребята смогли играть под своими именами.
Постановка в нашей студии становится не просто продуктом совместной деятельности труппы, но результатом каждого. На обсуждении сценария всегда присутствует и технический состав, который при желании может вывести на сцену своего героя или, например, внести правки в сюжетную линию. А техническая сторона спектакля никогда не остается без внимания актеров. Постоянное чередование сфер деятельности позволяет ученикам переключаться, тренировать творческие, коммуникативные и технические навыки.
Итогом нашего эксперимента стал отнюдь не спектакль, а горящие глаза ребят, которые прожили на сцене историю своего героя, в характере и решениях которого они смогли отразить свои персональные черты.
«Дом восходящего солнца» продолжает свою работу. Мы всегда открыты к экспериментам и готовы многое менять. Главным в работе студии навсегда останется одно: наш театр начинается с героя.
Анна КУЗЬМИНА, социальный педагог школы №1507;
Сергей КРОЛЕНКО, педагог-организатор школы №1507
Комментарии