Весной лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ провела исследование, в котором было обнаружено, что педагоги в большинстве своем говорят о принятии ценностей стандарта, но в то же время уверены, что они уже сейчас выполняются. Проблема заключается в том, что, для того чтобы меняться, надо четко представлять себе, чего именно не хватает, что в дефиците – а если все считают, что уже все хорошо и ФГОС ДО соответствует, то и необходимости в развитии нет. В этой ситуации важным событием стало появление в российском образовательном пространстве нового инструмента – комплексных шкал оценки качества образования в детском саду (шкал ECERS). Это шкалы наблюдений, пользуясь которыми эксперт может оценить качество тех условий, которые созданы для детей. Очень важно, что акцент делается именно на условиях (на том, как организованы пространство и распорядок дня в детском саду, как взаимодействуют педагоги с детьми), а не на том, каких результатов достигли дети: в дошкольном возрасте развитие может идти неравномерно, а вот созданные условия очень точно позволяют предсказывать, как будет развиваться ребенок. Не случайно и Закон «Об образовании в РФ», и ФГОС ДО пишут о недопустимости оценки детских результатов в детских садах.
В ходе апробации шкал эксперты установили, что инструмент оценки полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. При этом у комплексных шкал оценки качества образования есть очень важное достоинство: те требования, которые в стандарте, как рамочном документе, заданы в очень общем виде, в шкалах оценки конкретизированы, так что педагог может ясно увидеть, действительно ли выполняется требование. Например, сквозной темой через весь стандарт проходит требование сделать образование более индивидуализированным, направленным на поддержку детской личности и форсирование идентичности ребенка. В шкалах же предлагается оценить, насколько часто на выставках представлены детские работы, сделанные по образцу или по собственному замыслу ребенка, насколько эти выставки сделаны на уровне детских глаз, чтобы дети с друзьями могли рассматривать их, и пр. И это очень важное пояснение, потому что действительно, и психологи это подтверждают, если ребенок преимущественно делает задания по образцу, если на выставке висят 25 одинаковых одуванчиков, отличающихся только степенью умелости, то ребенок получает важное послание от взрослого: «Твои собственные идеи не важны, важно только, насколько ты умеешь следовать инструкции взрослого». Фактически мы можем сказать, что шкалы оценки качества образования конкретизируют требования ФГОС ДО, делают их видимыми, а значит, доступными для рефлексии и обсуждения педагогов. Проводить оценку, как это уже доказано в тех странах, где используются шкалы, должны независимые эксперты. Но оценка ценна не сама по себе, а именно как начало диалога в педагогическом коллективе, как стартовая точка для создания программы развития детского сада. То, что детский сад имеет право создавать собственную образовательную программу (согласно Закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО), совершенно правильно: только таким образом можно учесть особенности конкретных детей и сделать так, чтобы педагоги были не исполнителями, а субъектами своей деятельности. Шкалы ECERS как раз зарекомендовали себя во всем мире как инструмент, действенно влияющий на развитие в конкретной организации, способный запустить этот процесс.Разумеется, это может произойти при нескольких условиях, каждое из которых является самым важным. Должны быть независимые эксперты, готовые объективно провести экспертизу. Должна быть готовность к переменам у непосредственных руководителей детского сада: старшие воспитатели должны выступать как агенты изменений. И, конечно, должна быть заинтересованность у директоров школ-комплексов как управленцев, вырабатывающих общую политику школы.Первые шаги в использовании шкал в ТиНАО показывают, что в округе все эти условия есть. По итогам первых экспертиз в детских садах уже прошли бурные обсуждения, и есть надежда, что проект «Оценка качества для улучшения качества» будет успешным.На базе детского сада «Лисенок» школы №2070 уже год работает инновационная площадка: идет работа по построению новой образовательной среды, направленной на развитие творческого мышления детей. Оказывается, все повседневные события (выработка правил жизни в группе, собственный день в детском саду, отношения со сверстниками, собственное развитие) могут стать предметом обсуждения с детьми. Дети учатся вести диалог, обосновывать свои суждения, слушать друг друга; это очень важно, потому что именно диалог – залог развития мышления. Важная задача для педагогов инновационной площадки – услышать голос ребенка: создать ситуации, в которых дети смогут выражать свое отношение к происходящему в рисунках и историях, через слово и через образ. Воспитатели инновационной площадки хотят ответить на главный вызов современного дошкольного образования: как сделать детский сад домом смыслов и радости для ребенка и в то же время подготовить его к серьезному школьному старту?Ольга ШИЯН, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, руководитель инновационной площадки школы №2070
Комментарии