Успех лицея зависит от отношения к нему учителей, отдающих все свои силы и таланты обучению лицеистов.
Татьяна МУСАЕВА, учитель русского языка и литературы:Лицей – моя маленькая страна, переступая границу которой, попадаешь в особый мир. Он немного волшебный, потому что моментально улетучиваются плохое настроение и житейские неурядицы, даже болезни отступают – некогда болеть! Люблю жителей этой страны!Они очень разные: послушные и не очень, очень способные и добивающиеся успехов с большим трудом, покладистые и задиристые. Кто-то из них любит литературу, кто-то – физику. Но все они личности!Огромное счастье видеть ежедневно, как формируется эта личность, быть причастным к этому священному процессу!Татьяна ТЕРЕХИНА, учитель русского языка и литературы, молодой специалист:Что для меня значит лицей? Я бы сравнила его с маленьким уютным городом. Население нашего города небольшое, но дружное. Старожилы всеми любимы и уважаемы; они всегда придут на помощь и поделятся своим опытом. Молодые люди, которые переезжают в этот город, чувствуют поддержку со стороны этих прекрасных людей. Действительно, будучи молодым специалистом, я чувствую, как мне не хватает опыта в решении каких-либо задач, но учителя всегда помогают и дают советы. В городе живет очень много детей, с каждым годом их становится все больше и больше, это доказывает, что именно здесь им нравится жить. Самые маленькие еще только познают этот город, а помогают им в этом старшеклассники, которые уже давно активно участвуют в жизни города. Город не стоит на месте, он постоянно развивается, а вместе с ним развиваемся и мы. Ведь перспективы здесь большие для всех: и для детей, и для взрослых, не зря Троицк лидирует по многим показателям в округе. Наш город живет своей яркой жизнью: концерты, спортивные мероприятия, конференции и многое другое. Я попала в этот город всего 1,5 года назад, но с уверенностью могу сказать, что из этого уютного и светлого городка под названием Лицей никуда не хочется уезжать. Диана ИВАШКИНА, учитель физики, кандидат физико-математических наук, лауреат гранта Президента РФ, победитель городского конкурса «Человек года» в номинации «Образование»:Что для меня лицей? Работа? Хобби? Место, в котором, как только я попадаю в него, «начинает крутиться то, что без меня не крутилось», как говорил известный герой известного фильма. Все это и многое другое.Утро, на улице холод и тьма, но переступаешь этот порог, и… «Диана Анатольевна, мы вчера молоточки настроили, ушли в 5 вечера, но гармоника заиграла», – это участники команды физического марафона-2013. Вместе мы собираем «стеклянную гармонику»: нажмешь на клавишу от пианино – молоточек прижимается к вращающемуся бокалу и издает звук. «Но как же вы это сделали, ведь мы уже сколько времени пытались это сделать?» – «Нам просто очень этого хотелось». Вот так и мне «просто хочется» приходить сюда. Почему? Потому что наши ученики – лицеисты – любят общаться с учителями, а мы с ними. Мы интересны им, они нам, потому что учителя лицея – это кладезь методических идей, есть чему и у кого поучиться, а администрация дает полную свободу для творчества, если твои идеи пойдут на пользу обучению и воспитанию наших «деток». И просто потому, что нельзя пройти по коридору и не встретить искренней улыбки или доброго слова, обращенного к тебе.А еще, наверное, потому, что все мы команда. Команда учеников и учителя на уроке, которая ищет экспериментальное решение проблемы. Команда учителей, когда обсуждаем, как выступить на конкурсе «Лучшая школа России». Команда физиков, когда ищем идеи для физмарафона. Команда друзей (учеников, родителей, учителей), когда думаем, как провести выпускной. Команда выпускников и учителей, которая ежегодно проводит Турнир Ломоносова в Троицке (организаторы как-то сказали: «Удивительно, почему ваши выпускники так хотят к вам приехать поработать?»).И пусть все не так идеально, как кажется. Есть еще программы, проекты, отчеты, которые не успеваешь писать. Есть несбыточные желания, на которые нет времени. Есть досада и огорчения. Но почему-то снова и снова хочется сюда приходить. Пусть даже и без меня здесь все равно все «будет крутиться». Но почему-то хочется в этом поучаствовать…Людмила МИШИНА, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации:Работаю в этом учебном заведении ровно тридцать лет и три года, в том числе в лицее со дня его организации. Я свидетель того, как лицей рождался, переживал трудный, противоречивый, порой спорный, но всегда живой и интересный процесс становления, как погружался в увлекательное состояние поиска, определения самого себя, преодолевая все «детские болезни» роста, оставаясь всегда живым и деятельным. Сама участвовала во всем этом, находясь внутри процесса, росла и набиралась педагогического опыта вместе с лицеем, лицеистами и коллегами по труду. Сложный этот процесс нивелировал личность, не подавлял индивидуальное, особенное в человеке, а, напротив, позволял оставаться самой собой, более того, закрепляя индивидуальные черты, приветствовал развитие особенностей личности, поощрял общественно значимое, общественно полезное.Лицей для меня – широкое поле для творчества: методического, психолого-педагогического, научного. Насыщенную парадигму учебных приемов и навыков можно экспериментально отработать в нашей школе, отобрав лучшее и закрепив в педагогической практике. Например, очень популярный сейчас прием создания кластеров на разные нужды, даже политические, проработан и закреплен, представлен к распространению опыта на уроках русского языка при обучении грамматике, так называемый грамматический кластер. То же касается и синквейна. Для кого-то это модная американская учебная штучка, для лицея – элемент методической работы. Владея гибкой методикой, в лицее интересно работать с разными группами учащихся: как возрастными, так и специфическими по классам «фм», «т», «ем» и гуманитарными.Лицей славен щедрым обменом творческими идеями между учителями-словесниками, где новое обнародуется, апробируется, подвергается сомнению, анализируется, редактируется и тут же принимается или отвергается малым учительским сообществом, ведь лицей – это площадка идей и их практического воплощения. Здесь всегда нов и свеж старый девиз традиционной школы: «От творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу», коллективу учителей и учащихся. Поэтому, как ни в одном другом учебном заведении, учитель должен быть педагогически гибок, открыт новому, методически находчив и готов к любым проявлениям психологических явлений коллектива и индивидуума, педагогически грамотен и современен. Словом, «быть с веком наравне», по завещанию А.С.Пушкина, что и стало нашим общим педагогическим кредо.Чтобы исполнить этот высокий наказ, надо работать и учиться. Это требование и условие труда. К этому Лицей предоставляет широкие возможности для повышения квалификации как внутри коллектива, среди коллег-единомышленников, среди передовых учителей-новаторов, так и необъятное поле деятельности и учебы разных форм, форматов курсов и лекториев, круглых столов и ШМО, а также кафедр по школьным предметам. Работая в лицее, можно осваивать смежные профессии, вытекающие из учебных дисциплин, например организовывать и вести клуб юных журналистов, выпускающих общешкольную газету «Лицеист». «Лицеист» сотрудничает с городскими газетами, начавшись как проба пера, ежегодно пополняющийся и изменяющийся состав редколлегии газеты имеет уже семь лет «трудового стажа».А НОУ (филологическое отделение) – это мастерская для способных, талантливых и ученых учащихся, которые хотят исследовать проблемы литературы и русского языка, углубляясь в настоящую науку, овладевают ее инструментарием уже в лицейские годы, приобретают опыт публичных выступлений с результатами своего интеллектуального труда.Лицей для меня место, где интересно работать, учась и обучая, расти год от года вместе с детьми, учиться у них широко мыслить, открыто смотреть на мир, жить естественно и радостно. В лицее я осуществила давнюю мечту – стала учителем.Григорий БАЛДЕНКОВ, учитель биологии, кандидат биологических наук:К моменту моего прихода в лицей, около 15 лет назад, он уже отличался творческим характером и неформальным отношением к работе. Из научного работника и родителя ученика лицея я переквалифицировался в учителя и очень скоро занялся научно-методической работой в лицее. Возможности научно-методической и экспериментальной работы в школе велики, однако их понятия и значения противоречивы. Таким неадекватным экспериментальным периодом был период стратегизации развития школ. Сейчас для всех школ стратегия едина – внедрить ФГОС. Для многих школ стратегизация прошла бесследно. Для лицея это был период самоосознания школы как системы с прямыми и обратными связями. Сейчас в лицее надежная система подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, ГИА и ЕГЭ, система взаимодействия с родителями и организациями. Наиболее запоминающимися эпизодами работы в лицее стало участие в конкурсах «Лучшие школы Подмосковья-2006» и «Лучшие школы России-2006». Когда лицей стал победителем конкурса «Лучшие школы Подмосковья-2006», председатель жюри сказала на вручении наград, что лицей добился успеха благодаря определенной дерзости, а в дипломе было указано – «за конкурентоспособное образование». Обычно путь школы – победителя конкурса готовится заранее, подготавливается почва, проходят многочасовые репетиции и встречи с руководством органов управления, а в случае с лицеем победили творческая дерзость и умение в трудной ситуации найти необходимое решение. Однако все это опиралось на компетентных педагогов и незакомплексованных учеников. Творческая дерзость, основанная на достижениях учащихся, позволила лицею успешно выступить на конкурсе «Лучшие школы России-2006» (куда нас не очень-то и собирались отправлять, но позволили дерзнуть). Команда лицея решила, что такой шанс нельзя упускать. Как добиться успеха в конкурсе, где участвуют успешные и заслуженные школы, в конкурсе с хорошо отлаженным механизмом? Надо быть актуальным и оригинальным! Основой конкурсной темы выступления лицея стали результаты PISA и участие в ПНПО. Результаты участия лицея в PISA-2003 были успешными (4-е место по России). Результат конкурса превзошел наши ожидания, хотя по ходу конкурса мы уже чувствовали, что все будет нормально. Мы стали победителями и вышли в третий тур в числе лучших 10 школ страны, в котором выступили очень достойно. Участие в финальной части конкурса «Лучшие школы России-2006» было очень напряженным, времени было в обрез, однако у нас были кураж и поддержка педагогического коллектива, учеников и родителей. После этого конкурса лицей не раз успешно выступал в других конкурсах, добился многих успехов. Главное было – не расслабляться. Это был «start-up». Теперь лицей уверенно реализует свою образовательную деятельность уже в составе Большой Москвы.
Комментарии