search
main
0

Долой зубрежку! Как создать «выгодные условия» для подростка

Удивительно, но основная школа, охватывающая самый большой отрезок жизни ребенка в школе, всегда привлекала меньше внимания, чем начальная и старшая. Почему? Не потому ли, что в этот период снижается ответственность и школы, и родителей за результаты обучения и воспитания: до выбора профессии и окончания школы еще далеко, период острой адаптации уже завершен, или потому, что к четвертому классу дети, как правило, становятся самостоятельнее, спокойнее, взрослее.

Физиологи считают 9-11 лет «золотым» возрастом: уже сформированы механизмы произвольной регуляции, и ребенок способен сознательно управлять своими действиями и эмоциями. Уже достигли высокого уровня развития когнитивные процессы, сформированы эффективные механизмы когнитивной деятельности, высока мотивация к познанию себя и окружающего мира. Ко всем проблемам и учителя, и родители относятся терпимее. Но это относительное спокойствие в четвертом, пятом, иногда в шестом классе – как затишье перед бурей. Бурей физиологических перестроек в организме и бурей эмоций, беспокойства, тревожности, угрюмости, трудностей контактов, импульсивности. И чаще всего это сопровождается снижением успешности обучения и проблемами поведения.

Что происходит с детьми в 10-14 лет, почему этот возраст выделен как специфический подростковый этап развития? Может ли школа организовать свою деятельность (обучение и воспитание) так, чтобы учесть все особенности ребенка на этом этапе возрастного развития, так, чтобы не навредить, не усилить противостояние между взрослеющим и взрослыми, так, чтобы множественные физиологические и психологические изменения в организме «вписывались» в повседневную жизнь с ее монотонным и напряженным режимом?

Сегодня ни методики обучения, ни организация жизни в школе, ни тактика взаимодействия педагогов с детьми в основной школе ничем не отличаются ни от начальной, ни от старшей школы. Больше того, педагог плохо знает особенности развития подростка и не умеет учитывать их в процессе обучения и воспитания. На «трудный возраст» списываются все неудачи.

Действительно это сложный период в развитии каждого ребенка, потому что это время чрезвычайно быстрых и интенсивных биологических изменений в организме. Это период полового созревания, период сложнейших гормональных изменений, связанных не только с физическими изменениями, происходящими в организме, но и очень важными изменениями в психологии детей.

Начало периода полового созревания (10-12 лет у девочек и 11-13 лет у мальчиков) характеризуется существенным изменением деятельности всех физиологических систем и снижением адаптивных возможностей организма. Снижается работоспособность, повышается «функциональная цена» всех нагрузок – и физических, и интеллектуальных, и эмоциональных, любая деятельность в этом возрасте связана со значительным напряжением, и подростки (почти как дошкольники) очень быстро отвлекаются, с трудом концентрируют внимание (особенно при неинтересной, монотонной работе), забывают то, на что вчера еще хорошо отвечали, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, быстро утомляются. Внимание, восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы осуществляются с большим напряжением и необходимы специальные педагогические приемы для того, чтобы сохранить познавательную мотивацию. Следует учесть, что в то же время повышается потребность подростков к анализу информации, поиску сложных стратегий решения проблем, установлению связей.

Это период интеллектуальных поисков, попыток выйти за рамки реальных, привычных ситуаций и действий. Это период активного исследовательского интереса к познанию всего нового, необычного. Но это и период «регрессивных» изменений в функциональном развитии мозга, ухудшения функциональной организации мозга в состоянии покоя и в деятельности. В основе этих изменений – существенные биологические перестройки, сопровождающиеся рассогласованием деятельности регуляторных систем и снижением коркового контроля. Даже механизмы координации движений, которые постоянно совершенствуются с момента рождения ребенка, ухудшаются в период полового созревания, и дети становятся неуклюжими, неловкими. И это именно тот период, когда появляется нелюбовь к традиционным занятиям физкультурой в школе.

Пубертат – это действительно биологически сложный возраст, но трудности обучения и поведения связаны не только с этими особенностями, но и с тем, что требования школы и условия обучения (включающие и организацию учебного процесса, и методики, и технологии, и учебники, и тактику учителя, и многое другое) не адекватны возможностям детей, не учитывают их психофизиологические особенности.

Кроме того, в этот период (как, впрочем, и на всех других этапах развития детей) очень большое и, возможно, решающее значение играют психологические и социальные факторы развития. Подросток – исследователь во всем. Он открывает мир в себе и себя в мире, он критичен, недоверчив, он ищет свое «я» и хочет утвердиться. Он готов творить, выдумывать, искать, а ему предлагают стандартные схемы, готовые решения и бесконечную зубрежку. Подросток не готов видеть себя в будущем. Он еще не нашел себя, свои интересы, но взрослые решают за него, определяя школу «с уклоном». Он сравнивает, сопоставляет свое представление о взрослых (родителях, учителе) с идеальными, о которых говорят, которым учат, но реальность разочаровывает. Моральные разочарования и внутренние конфликты требуют от подростка осознанных решений, но они в этом возрасте очень сложны. Подростки поглощены собой – своими переживаниями, мыслями, чувствами, они ждут поддержки, признания. Они жаждут самостоятельности, самоутверждения, но полностью зависимы от взрослых. Эти психологические и социальные проблемы не менее сложны, чем биологические, но они не критичны. Эти проблемы – часть нормального развития. Их просто нужно понимать, уметь видеть и знать, как организовать жизнь подростков в школе и дома, чтобы проблемы не переросли в трагедию развития. Все это требует изменения организации обучения, характера взаимоотношений взрослого с подростком в основной школе. И для этого не нужно изобретать велосипед. Для этого нужен педагог, знающий ребенка и умеющий работать с ним. Как? Об этом сказал в своей «Азбуке» еще Л.Н.Толстой: «Чем больше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мыслей ученика, чем больше будет вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик… Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы было понятно и занимательно и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Главная задача основной школы – создать эти «выгодные условия».

Марьяна БЕЗРУКИХ, академик РАО, директор Института возрастной физиологии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте